Не только для детей...
Кто нынче пишет сказки? Разве лишь те, кто не писать их просто не может. Трудно сказать, насколько это суждение справедливо в отношении Натальи Атлановой, но четыре ее сказки, составившие книжку «Разноцветные шары» (Ростов-на-Дону, «Новая книга»), выдают в авторе человека безусловно одаренного именно в данном жанре, столь же теперь редком, сколь и непростом. Ведь способность удивляться, казалось бы, обыденным явлениям и вещам, умение видеть мир во всей его фантастической, порой призрачной повседневности - удел немногих, кто, и будучи взрослым, не уходит из страны детства. С эпохой сплошной акселерации и жесткого прагматизма это, согласитесь, как-то не очень вяжется...
И все же дети и все «примкнувшие к ним», пусть не надолго, остаются детьми, а значит, занимательные истории со счастливым концом, где все не так, как в реальной жизни, и в то же время здорово похоже на нее, - они прочтут. Прочтут о том, например, как чудесная «Елочка-сестричка» превращается в маленькую девочку, только для этого за деревцем надо ухаживать, любить его, относиться к нему, как к живому существу. А оно, кстати, и есть живое, одушевленное, просто в сутолоке будней, а еще задуренные всякой чепухой о «реинкарнации душ», мы частенько забываем об этом. А ведь потом уходим все-таки в землю, и для новой жизни произрастаем-возрождаемся, наверное, тоже из земли.
Один из главных персонажей сказки «Семиглазое чудище» - обыкновенный людской страх, причина многих несчастий и бед на свете. Он не позволяет нам спокойно анализировать обстоятельства, мешает признаться в содеянном (волшебник, задумавший сделать розовый туман с серебристыми блестками, по ошибке создает нелепое и совсем не страшное чудище, но не решается сказать об этом вслух), наконец, «подлецы», как их величают в сказке, хотят, чтобы чудища боялся весь город, и ради этого даже готовы бояться сами. Только с помощью улыбок, любви, прекрасных цветов горожане справляются со своим страхом, и жизнь их вновь входит в привычную колею.
«Фея Соломенных Одуванчиков» и «Бутылка бургундского» - своего рода небольшие сказочные повести, с довольно разветвленным сюжетом и немалым количеством действующих лиц. В них - тоже о любви, добре и зле, о том, что такое счастье, и возможно ли оно без сердечных тревог и волнений, и что есть настоящая дружба, и как правильно распорядиться талантом, призванием к Делу. Вроде прописные, давно известные истины, но, рожденные в стране волшебников и фей, они подчас звучат как-то по-новому убедительно. В сказках так и надо. И в этом смысле жизни не мешало бы иной раз брать с нее, сказки, пример. «Я не могу быть счастливым, когда знаю, что кому-то плохо, - продолжал Оскар. - Если я выпью это вино и буду счастлив, я перестану видеть чужое горе и раздавать шары. А как же будут обходиться без моих шаров несчастливые и опечаленные?»
Издание красочно оформлено (художник - Елена Курманаевская), качество полиграфии несколько выше обычного, так что разноцветные эти «шары», раздаваемые добрейшим стариком Оскаром (вместе, разумеется, с автором книги), верю, будут в радость юным читателям. Пусть даже - в отличие от жителей одного сказочного королевства - у них и до этого не было особенных поводов для печали.
26 августа 2003г., Молот.
|