rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Russian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Dutch English Estonian Finnish French Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Italian Japanese Korean Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

«НАХИЧЕВАНСКИЕ НАХОДКИ» ХИРУРГА БАГДЫКОВА

11Вышла в свет книга М.Г. Багдыкова «Нахичеванские находки». После двух предыдущих его работ («Нахичеванские портреты», «Лики прошлого») это третья попытка автора познакомить ростов­чан с полузабытыми уже фактами из недавнего прошлого города Нор-Нахичеван (так вплоть до середины 20-х годов XX столетия именовался нынешний Пролетарский район Ростова).

Хирург по специальности, Минас Георгиевич словно острым скальпелем препарирует тот пласт нашей истории, что непостижи­мым образом был обойден взгля­дом прежних исследователей.

Читателя от первой страницы книги до последней сопровождает образ Иосифа Аргутинского-Долгорукова - представителя древнего армянского княжеского рода, ар­хиепископа, человека, приведшего на Дон тысячи армян-переселен­цев. Его светлой памяти и посвя­тил свой труд М. Багдыков.

Именно благодаря неустанным ходатайствам Иосифа Аргутинского и были почти 220 лет назад императрицей Екатериной II вы­делены не обжитые тогда донс­кие земли. Он же основал и ос­вятил первые на Дону поселения армян - город Нор-Нахичеван (Но­вое пристанище Ноя), несколько армянских деревушек окрест. По­том он воздвигал здесь храмы, способствовал созданию первой на юге России типографии, писал книги. Словом, созидал на благо не только армянского, но и всего российского народа...

Едва завершив рассказ о жиз­ни и смерти архиепископа Аргутинского, Минас Георгиевич тут же знакомит читателя с историей последних лет жизни другого че­ловека, также активно способство­вавшего переселению армян с Крыма на Дон, - полководца Александра Васильевича Суворо­ва, мать которого происходила из семьи богатых московских армян Мануковых,

В своих «Нахичеванских наход­ках» Багдыков пытается найти (и находит) то, что роднит прошлое Нахичевани с ее настоящим, пока­зывает то положительное, что по­могло нахичеванцам выстоять в са­мые трудные для них времена приумножить свои духовные богат­ства, подарить миру талантливы) поэтов, прозаиков, художников, ар­хитекторов, ученых...

Багдыков пишет: «Армянской об­щиной создавались оптимальные условия для благотворительности, трудолюбия... просвещения, обу­чения талантливой молодежи в пределах городов Нахичевани, Ро­стова, во всей России и за ее пределами».

Много страниц в книге Багдыкова посвящены также выходцу из Нахичевани, художнику Г.И. Шилтяну - человеку, оставившему за­метный след в мировом искусстве. Обидно сознавать, что худож­ника, картины которого принадле­жат лучшим галереям Рима, Ве­неции, Парижа, Лондона, Мадри­да, Нью-Йорка, до недавнего вре­мени почти не знали в России.

Об этой нашей общей забыв­чивости, о том, как пагубно ска­зались на самобытности и куль­туре донских армян семьдесят лет коммунистического произвола, также с горечью пишет в своей книге Минас Георгиевич Багдыков: «...Я вновь посетил в 1965 году монастырь Сурб-Хач (ныне ростовский музей русско-армянс­кой дружбы. - А.Г.), точнее, скот­ный двор на кряжистом холме, где бродили четвероногие. Во дворе, среди навоза и экскре­ментов, валялись разбитые па­мятники... Здесь же зияла пус­тая, без останков, могила Алам-даряна (поэт, первый архиманд­рит монастыря Сурб-Хач. - А.Г.). Церковь, столь богатая прежде ценнейшими реликвиями, была превращена в зерновой склад-амбар. Колокольня снесена...»

Конечно, сейчас дела с монас­тырем обстоят много лучше. Но не приведи Господи допустить нам еще одного надругательства над этой национальной святыней. Подобное может принести непо­правимый вред духовному состо­янию всех жителей Ростова, без ссылок на национальную принад­лежность.

Об этом и идет речь в по­следней главе книги Багдыкова, названной им «Променад по ули­цам старого Нахичевана».

Путешествуя по улочкам родно­го города, автор делится попутно своими историческими находками, воспоминаниями, проводит парал­лели.

Проведем и мы... Когда-то архиепископ Иосиф Аргутинский, будучи уверенным в правильности своего жизненного пути, сделал такую запись в одном из своих трудов: «Много я делал во имя своего народа, непомерную ношу взвалил на свою душу, но вознагражден полностью за свой труд          

То же можно сказать и о Минасе Багдыкове. Многое сделал для поднятия духа донской армян­ской общины этот уважаемый в Ростове врач, педагог, подлинный интернационалист. Убежден: он будет вознагражден памятью по­томков за эти свои труды...

21 мая 1999г., ВР.
.