rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Russian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Dutch English Estonian Finnish French Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Italian Japanese Korean Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

Детектив - увлекательная игра

20В современном детективе правят бал прекрасные дамы. Кто не слышал о Дарье Донцовой, Татьяне Устиновой? Они издают свои романы миллионными тиражами, пользуются любовью многомиллионной аудитории - в первую очередь, конечно, женщин. Но каким будет любимый многими жанр через пять, десять лет? Чтобы узнать это, достаточно приглядеться к молодым, еще не совсем раскрученным авторам. Таким, как Дарья Булатникова.

Дарья уже выпустила три книги: «Бег по минному полю» в престижном издательстве «Эксмо» (причем книга позднее переиздавалась под названием «Пороги рая, двери ада», а любое переиздание - это показатель), «Французское наследство», «Смерть в объятиях прибоя» в издательстве АСТ - «Сталкер».

Даша увлекается лошадьми, интересуется историей криминалистики и холодным оружием, неплохо рисует. Пишет не только в жанре детектива, но и мистики.

- Даша, откуда у молодой красивой девушки, имеющей хорошую профессию, тяга к перу - или, по нынешним временам, к клавиатуре?

- Ну, пером я бы вряд ли много написала - мой почерк настолько неразборчив, что, кроме меня, его никто не разберет. К тому же я на бумаге писать не люблю. И ещё стараюсь любую исписанную бумажку почти немедленно уничтожить или потерять. А компьютер… Это же совсем другое дело: написал, исправил, переделал - практически никаких усилий прикладывать не надо!

Собственно из-за этой легкости я однажды села и начала писать роман. Никаких глобальных идей у меня не было, я просто решила проверить - так ли сложно написать книгу, как я об этом много раз слышала. Публиковать да и давать читать свой роман я никому не собиралась, мне был интересен сам процесс. Поэтому и с жанром проблемы не было - я писала то, что сама люблю больше всего: детектив.

Так что на вопрос могу ответить одно - мне нравится писать, потому что оказалось - это куда интереснее, чем читать.

- И что было дальше с первым романом?

- Написала примерно две трети и бросила. Начала сочинять совсем другую историю. Но тут случилось так, что в интернете я наткнулась на сайт с литературными публикациями. Любой человек мог зарегистрироваться там и разместить свои стихи или прозу. А другие все это могли читать и высказывать свое мнение.

Я разместила ту часть романа, которая была написана, на этом сайте и тут же меня отругали… за то, что нет продолжения. Мне стало стыдно, так что пришлось срочно садиться и дописывать.

Потом меня всё-таки уговорили послать текст в издательство. Через две недели позвонили из «ЭКСМО». Первая фраза была: «Здравствуйте, мы покупаем ваш «Привет с того света». Всё это напоминало радужный сон графомана. Меня издадут! Ну и что, что в мягкой обложке и что название надо изменить. Главное - получилось!

- Трудно, наверное, писать что-либо, не имея образцов для подражания. Кого Вы можете назвать в числе своих любимых авторов детективного жанра? Да и не только детективного?

- Оригинальной я не буду. С детства люблю Конан-Дойля, Агату Кристи, Даррелла, Стругацких. Очень нравятся Себастьен Жапризо, Иоанна Хмелевская, Микки Спиллейн, Виктория Платова.  Естественно, любимые писатели оставляют какой-то след - не как образец или подсознательное подражание, а как некий эталон, планка, до которой хочется тянуться.

- Даша, Вы, наверное, еще не успели основательно развить в себе мизантропию... Почему тогда проявляете такой интерес к темным сторонам жизни? Ведь детективы, вообще говоря, рассказывают о страшных событиях...

- Да, мизантропом меня вряд ли можно назвать. Даже точно - нельзя. Наверное, у меня просто несколько специфические интересы в жизни. Ну какой нормальный человек в собственные выходные будет рыться в поисках документов о серийных убийцах или придумывать, как поизощренней уничтожить им же самим придуманного персонажа?

Кстати, есть некий момент, по которому можно определить потенциального автора-детективщика. Если какой-то человек, вызывающий у вас негативные эмоции, вдруг привидится вам лежащим головой на столе с огромным ножом в спине или с удавкой на шее, и при этом его убили не вы, а некто, пока вам неизвестный - это симптоматично. Конечно, это шутка, но доля истины тут есть. Потому что само преступление представить и описать легко, а вот создать сюжет, историю, которая заставит читателя буквально проглотить книгу только ради того, чтобы узнать, кто же прикончил жертву, - это уже нужен особый склад ума.

Что касается страшных событий, то уровень их «страшности» может быть разным. Согласитесь, что по-настоящему «черных» детективов не так уж много, а вот флер тайны, загадки и нарастающее напряжение - это обязательно, без этого нет детектива. Подоплека преступления всегда таится в психологии персонажей, в их скрытых страстях, отношениях, в эмоциональных метаниях. Это куда интереснее, чем описание трупа с кинжалом в сердце или ядом в стакане.

- Вы увлекаетесь психологией?

- Психологией как наукой - нет. Она меня пугает многочисленными терминами. А вот создать персонаж, со своим прошлым, мыслями, чувствами, поставить его в необычные условия и наблюдать за его действиями и эмоциями - это как раз то, что заставляет снова и снова садиться к компьютеру.

Помните пушкинское: «Представляете, что сделала Татьяна? Она замуж вышла!» И это не шутка - иногда герои способны такое натворить, что бедный писатель не знает, что и подумать. Вроде бы и сюжет продуман, и история, а персонажи вдруг начинают вести себя как-то не так. И с этим непонятно, что делать и кому больше доверять - себе или им. Я считаю - что им.

- Сейчас наиболее популярен, пожалуй, жанр иронического детектива. Как вы к нему относитесь? Намерены ли работать в нем или тяготеете к «классическим убийствам»?

- Элемент «ироничности» уже присутствовал в моей первой книге, там вообще довольно эклектично смешаны настроения, которые у меня были, когда я её писала. Вторая, «Французское наследство» - это типичный иронический детектив, почти озорство. А вот «Смерть в объятиях прибоя» - попытка классики. Так что ко всем поджанрам детектива я отношусь хорошо, для меня главное - как написана книга, насколько она увлекательна.

- Чем, по Вашему мнению, вызвана популярность детективного жанра? И почему у «серьезных» литераторов к нему подчас пренебрежительное отношение?

- Детектив - это игра, головоломка. Оформленная хорошим антуражем, исполняемая яркими персонажами, она становится захватывающим представлением. Начиная читать детектив, читатель заранее знает, что ему придется участвовать в разгадке преступления наравне с героем книги. А это совсем не то, что оставаться просто зрителем, это интригует.

За последние полтора десятилетия в нашей стране детективом стали называть и нечто другое: боевик, криминальный роман - в общем, все, что касается всевозможных преступлений. В этом сыграла немаловажную роль криминализация общества, и на первый план «неиронического детектива» вышли киллеры, бандиты и отморозки всех мастей. Теперь при слове «детектив» большинство читателей представляет кровавое побоище, драки, тюремных паханов и ментов, мчащихся на бренчащем от старости уазике. Изящная интеллектуальная игра и дедуктивные изыски стали редкостью.

Поэтому у современного отечественного детектива сейчас три основные аудитории: женская - читательницы иронических детективов и историй о «бедных Золушках в тисках обстоятельств криминального свойства», мужская - любители крутых боевиков, и те, кто в потоке всего этого пытается выловить истинный детектив.

Что касается отношения «серьезных» литераторов к детективу, то оно определяется тем, что я сказала выше. Кроме того, есть некие стойкие убеждения, что все, что относится к развлекательному чтиву, априори - плохо. Считается, что детектив развращает читателя и потворствует его низким инстинктам,  одновременно убивая интерес к серьезной прозе.

Спорить на эту тему бесполезно. Меня больше волнует качественный уровень «развлекательной» литературы. Если я вижу текст, написанный корявым языком, с примитивным сюжетом и дурным стилем - это плохая книга. И неважно, что автор считает свое творчество концептуальным и недоступным моему пониманию или, наоборот, что «детектив» можно писать и так - дескать, сойдет.

- Вы уже успели кое-что сделать на ниве детектива. Над чем работаете сейчас? Какие у вас творческие планы? И мечта? Вы хотите стать такой же популярной, как Донцова, или выработать свой стиль, создать в детективе свое направление?

- Сейчас я пишу несколько вещей. Заканчиваю роман под названием «Эй, улитка, высунь рожки!» - авантюрный детектив. Начала писать очередное озорство с поисками клада в деревне Бляховке. Названия у него пока нет, рабочее - «Дом». Есть часть текста очень мрачного и унылого детектива, соответственно озаглавленного «Плевок Фортуны». Пытаюсь писать детектив в соавторстве - самой интересно, что в итоге получится.

Уже из перечисленного видно, насколько я несерьезный человек. Иду на поводу у собственных желаний, не умею сосредоточиться на одной вещи. Оправдание у меня одно - я пишу то, что должно нравиться мне самой в данный конкретный момент.

Если я скажу, что не хочу быть популярной, никто ведь не поверит? Я хочу, чтобы мои книги читали, чтобы они развлекали людей, поднимали настроение. При этом совершенно не хочу иметь толпы фанатов, мелькать на презентациях и на телеэкране. Все, что я хочу сказать, я говорю в книгах. Если они нравятся, мне больше ничего не нужно. Только я, компьютер, книга и читатель.

А мечта… мечтаю жить в маленьком доме на берегу моря, вдали от городов. Чтобы просыпаться утром и садиться к компьютеру с чашкой крепкого кофе. А теплый ветер колыхал бы штору на окне и пахло прошедшим ночью дождиком…

25 марта 2005г., НВ.
.