Детектив - увлекательная игра
В современном детективе правят бал прекрасные дамы. Кто не слышал о Дарье Донцовой, Татьяне Устиновой? Они издают свои романы миллионными тиражами, пользуются любовью многомиллионной аудитории - в первую очередь, конечно, женщин. Но каким будет любимый многими жанр через пять, десять лет? Чтобы узнать это, достаточно приглядеться к молодым, еще не совсем раскрученным авторам. Таким, как Дарья Булатникова.
Дарья уже выпустила три книги: «Бег по минному полю» в престижном издательстве «Эксмо» (причем книга позднее переиздавалась под названием «Пороги рая, двери ада», а любое переиздание - это показатель), «Французское наследство», «Смерть в объятиях прибоя» в издательстве АСТ - «Сталкер».
Даша увлекается лошадьми, интересуется историей криминалистики и холодным оружием, неплохо рисует. Пишет не только в жанре детектива, но и мистики.
- Даша, откуда у молодой красивой девушки, имеющей хорошую профессию, тяга к перу - или, по нынешним временам, к клавиатуре?
- Ну, пером я бы вряд ли много написала - мой почерк настолько неразборчив, что, кроме меня, его никто не разберет. К тому же я на бумаге писать не люблю. И ещё стараюсь любую исписанную бумажку почти немедленно уничтожить или потерять. А компьютер… Это же совсем другое дело: написал, исправил, переделал - практически никаких усилий прикладывать не надо!
Собственно из-за этой легкости я однажды села и начала писать роман. Никаких глобальных идей у меня не было, я просто решила проверить - так ли сложно написать книгу, как я об этом много раз слышала. Публиковать да и давать читать свой роман я никому не собиралась, мне был интересен сам процесс. Поэтому и с жанром проблемы не было - я писала то, что сама люблю больше всего: детектив.
Так что на вопрос могу ответить одно - мне нравится писать, потому что оказалось - это куда интереснее, чем читать.
- И что было дальше с первым романом?
- Написала примерно две трети и бросила. Начала сочинять совсем другую историю. Но тут случилось так, что в интернете я наткнулась на сайт с литературными публикациями. Любой человек мог зарегистрироваться там и разместить свои стихи или прозу. А другие все это могли читать и высказывать свое мнение.
Я разместила ту часть романа, которая была написана, на этом сайте и тут же меня отругали… за то, что нет продолжения. Мне стало стыдно, так что пришлось срочно садиться и дописывать.
Потом меня всё-таки уговорили послать текст в издательство. Через две недели позвонили из «ЭКСМО». Первая фраза была: «Здравствуйте, мы покупаем ваш «Привет с того света». Всё это напоминало радужный сон графомана. Меня издадут! Ну и что, что в мягкой обложке и что название надо изменить. Главное - получилось!
- Трудно, наверное, писать что-либо, не имея образцов для подражания. Кого Вы можете назвать в числе своих любимых авторов детективного жанра? Да и не только детективного?
- Оригинальной я не буду. С детства люблю Конан-Дойля, Агату Кристи, Даррелла, Стругацких. Очень нравятся Себастьен Жапризо, Иоанна Хмелевская, Микки Спиллейн, Виктория Платова. Естественно, любимые писатели оставляют какой-то след - не как образец или подсознательное подражание, а как некий эталон, планка, до которой хочется тянуться.
- Даша, Вы, наверное, еще не успели основательно развить в себе мизантропию... Почему тогда проявляете такой интерес к темным сторонам жизни? Ведь детективы, вообще говоря, рассказывают о страшных событиях...
- Да, мизантропом меня вряд ли можно назвать. Даже точно - нельзя. Наверное, у меня просто несколько специфические интересы в жизни. Ну какой нормальный человек в собственные выходные будет рыться в поисках документов о серийных убийцах или придумывать, как поизощренней уничтожить им же самим придуманного персонажа?
Кстати, есть некий момент, по которому можно определить потенциального автора-детективщика. Если какой-то человек, вызывающий у вас негативные эмоции, вдруг привидится вам лежащим головой на столе с огромным ножом в спине или с удавкой на шее, и при этом его убили не вы, а некто, пока вам неизвестный - это симптоматично. Конечно, это шутка, но доля истины тут есть. Потому что само преступление представить и описать легко, а вот создать сюжет, историю, которая заставит читателя буквально проглотить книгу только ради того, чтобы узнать, кто же прикончил жертву, - это уже нужен особый склад ума.
Что касается страшных событий, то уровень их «страшности» может быть разным. Согласитесь, что по-настоящему «черных» детективов не так уж много, а вот флер тайны, загадки и нарастающее напряжение - это обязательно, без этого нет детектива. Подоплека преступления всегда таится в психологии персонажей, в их скрытых страстях, отношениях, в эмоциональных метаниях. Это куда интереснее, чем описание трупа с кинжалом в сердце или ядом в стакане.
- Вы увлекаетесь психологией?
- Психологией как наукой - нет. Она меня пугает многочисленными терминами. А вот создать персонаж, со своим прошлым, мыслями, чувствами, поставить его в необычные условия и наблюдать за его действиями и эмоциями - это как раз то, что заставляет снова и снова садиться к компьютеру.
Помните пушкинское: «Представляете, что сделала Татьяна? Она замуж вышла!» И это не шутка - иногда герои способны такое натворить, что бедный писатель не знает, что и подумать. Вроде бы и сюжет продуман, и история, а персонажи вдруг начинают вести себя как-то не так. И с этим непонятно, что делать и кому больше доверять - себе или им. Я считаю - что им.
- Сейчас наиболее популярен, пожалуй, жанр иронического детектива. Как вы к нему относитесь? Намерены ли работать в нем или тяготеете к «классическим убийствам»?
- Элемент «ироничности» уже присутствовал в моей первой книге, там вообще довольно эклектично смешаны настроения, которые у меня были, когда я её писала. Вторая, «Французское наследство» - это типичный иронический детектив, почти озорство. А вот «Смерть в объятиях прибоя» - попытка классики. Так что ко всем поджанрам детектива я отношусь хорошо, для меня главное - как написана книга, насколько она увлекательна.
- Чем, по Вашему мнению, вызвана популярность детективного жанра? И почему у «серьезных» литераторов к нему подчас пренебрежительное отношение?
- Детектив - это игра, головоломка. Оформленная хорошим антуражем, исполняемая яркими персонажами, она становится захватывающим представлением. Начиная читать детектив, читатель заранее знает, что ему придется участвовать в разгадке преступления наравне с героем книги. А это совсем не то, что оставаться просто зрителем, это интригует.
За последние полтора десятилетия в нашей стране детективом стали называть и нечто другое: боевик, криминальный роман - в общем, все, что касается всевозможных преступлений. В этом сыграла немаловажную роль криминализация общества, и на первый план «неиронического детектива» вышли киллеры, бандиты и отморозки всех мастей. Теперь при слове «детектив» большинство читателей представляет кровавое побоище, драки, тюремных паханов и ментов, мчащихся на бренчащем от старости уазике. Изящная интеллектуальная игра и дедуктивные изыски стали редкостью.
Поэтому у современного отечественного детектива сейчас три основные аудитории: женская - читательницы иронических детективов и историй о «бедных Золушках в тисках обстоятельств криминального свойства», мужская - любители крутых боевиков, и те, кто в потоке всего этого пытается выловить истинный детектив.
Что касается отношения «серьезных» литераторов к детективу, то оно определяется тем, что я сказала выше. Кроме того, есть некие стойкие убеждения, что все, что относится к развлекательному чтиву, априори - плохо. Считается, что детектив развращает читателя и потворствует его низким инстинктам, одновременно убивая интерес к серьезной прозе.
Спорить на эту тему бесполезно. Меня больше волнует качественный уровень «развлекательной» литературы. Если я вижу текст, написанный корявым языком, с примитивным сюжетом и дурным стилем - это плохая книга. И неважно, что автор считает свое творчество концептуальным и недоступным моему пониманию или, наоборот, что «детектив» можно писать и так - дескать, сойдет.
- Вы уже успели кое-что сделать на ниве детектива. Над чем работаете сейчас? Какие у вас творческие планы? И мечта? Вы хотите стать такой же популярной, как Донцова, или выработать свой стиль, создать в детективе свое направление?
- Сейчас я пишу несколько вещей. Заканчиваю роман под названием «Эй, улитка, высунь рожки!» - авантюрный детектив. Начала писать очередное озорство с поисками клада в деревне Бляховке. Названия у него пока нет, рабочее - «Дом». Есть часть текста очень мрачного и унылого детектива, соответственно озаглавленного «Плевок Фортуны». Пытаюсь писать детектив в соавторстве - самой интересно, что в итоге получится.
Уже из перечисленного видно, насколько я несерьезный человек. Иду на поводу у собственных желаний, не умею сосредоточиться на одной вещи. Оправдание у меня одно - я пишу то, что должно нравиться мне самой в данный конкретный момент.
Если я скажу, что не хочу быть популярной, никто ведь не поверит? Я хочу, чтобы мои книги читали, чтобы они развлекали людей, поднимали настроение. При этом совершенно не хочу иметь толпы фанатов, мелькать на презентациях и на телеэкране. Все, что я хочу сказать, я говорю в книгах. Если они нравятся, мне больше ничего не нужно. Только я, компьютер, книга и читатель.
А мечта… мечтаю жить в маленьком доме на берегу моря, вдали от городов. Чтобы просыпаться утром и садиться к компьютеру с чашкой крепкого кофе. А теплый ветер колыхал бы штору на окне и пахло прошедшим ночью дождиком…
25 марта 2005г., НВ.
|