rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Russian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Dutch English Estonian Finnish French Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Italian Japanese Korean Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

Позирует старый Ростов

00Валериан Фомич Петрыковский — замечательный фотограф, мастер портрета и го­родского пейзажа. Его ателье в Соборном переулке было хорошо знакомо ростовчанам. Целые семьи годами фотографировались только у Петрыковского. В свободные часы мастер вы­езжал с громоздкой камерой на улицы города, запечатлевал виды и типы Дона.

     01Альбом   ростовских видов работы В. Ф. Петрыковского хранится в редком   фонде Областной научной библиоте­ки имени К. Маркса. Большин­ство из публикуемых фотогра­фий — из этого альбома. В подлинниках они привлекают высокой тщательностью испол­нения, продуманностью  композиций, строгостью и прос­тотой светотеневого рисунка. Как работал мастер? Он не оставил воспоминаний.    Его творческое наследие — сним­ки. И все же попытаемся пред­ставить съемочный день фото­графа — профессионала конца минувшего — начала ны­нешнего века. Нам  помогут записки К. А. Фишера, видно­го мастера 02светописи, «фото­графа Императорских Универ­ситетов и Театров». Фишер и Петрыковский были хорошо знакомы, они оба — делега­ты Первого съезда русских деятелей по фотографическо­му делу который состоялся в Москве в 1896 году.

03Когда же и как рекомендовал старый мастер  снимать виды, городской пейзаж, ар­хитектуру.

«Не могу умолчать, — писал К. А. Фишер, —  что в большинстве случаев для фотографирования выбирается непременно ясная погода, при­чем на небе не 04бывает ни одного облака и не знаешь, как спастись от палящего солнца. Я лично поступаю иначе: беру аппарат с хорошим затвором и шестью двойными кассетами для пластиной размером не ме­нее 9х12 и не более 13х18 см. Снять как следует 12 пластинок в одну экскурсию, по-мое­му, вполне достаточно.

...Когда небо совсем безоб­лачно и ясно, а лучи солнца падают почти отвесно, я совсем не иду снимать; напротив, меня скорее не удержит дома дождь, в особенности, когда он сопровождается бурей. Также предпочитаю дни хотя солнечные, но облачные и туманные... После дождя, когда ветер раз­гонит по небу тучи и солнце, скользя по ним лучами, освещает картину для снятия за­ранее облюбованного вида са­мое удобное время.

   05 ...При снимании архитектурных видов существенно важна точная установка камеры в ее горизонтальном и вертикальном положениях... По-моему можно 06простить себе передержку, недодержку и т. п. ошибки, но снимки, на которых все прямые линии или целые сте­ны и дома валятся в ту или другую сторону, допускать ни­коим образом не следует».

Рассматривая фотографичес­кие виды В. Ф. Петрыковского, убеждаешься, что мастер дей­ствительно заботился в равной мере о документальной достоверности и художественной образности. Его снимки через десятилетия передают нам облик ушедшего Ростова — его улицы, дома, соборы, причалы... Многие кадры населены людьми. Они работают и беспечно прогуливаются, не замечают фотоаппарат и нарочито позируют, демонстрируя не только наряды, но и саму тогдашнюю моду фотографироваться.

     07На первой подборке сним­ков — виды Дона, корабли и лодки у неблагоустроенного причала. На верхней фотографии справа — строительство причальных сооружении, а на нижнем снимке — здание мо­реходного училища которое ведет свое начало от мореходных классов, открытых в Ростове в 1876 году.

    Кроме того, объектив мас­тера запечатлел уголок городского сада так знакомый сегодняшним ростовчанам. А так же совсем позабытую ныне типографию и переплетную С. Я. Авакова. В творческом портфеле типографии было собрано немало оригинальных фотографических  видов Ростова, которые издавались по­том, как открытки в лучших фототипиях России. Приобретенные у авторов, такие виды считались собственностью типографии и потому, так не просто сегодня отыскивать имена мастеров,   запечатлевших для нас старый Ростов. Один из них — Валериан   Фомич Петрыковский.

*   *   *

     08На  шести   репродукциях этой подборки — фотографи­ческие виды,  снятые В.Ф. Петрыковским в конце минув­шего — начале нынешнего ве­ков. Путешествуя с фотока­мерой по Ростову, мастер по­бывал у старого здания ду­мы и на Московской улице, на территории писчебумажной фабрики И. С. Панченко и во дворе пожарной команды, за­печатлел Покровскую церковь и собор Александра Невско­го.

      09О чем  рассказывают ста­рые фотографии?

    Интересна история несохра­нившихся до наших дней со­оружений — старейшей в Ро­стове Покровской церкви и величественного собора (фото внизу слева и справа). Обра­тимся к книге А. М. Ильина «История города Ростова-на-Дону», изданной в 1910 году.

     Описывая крепость св. Ди­митрия  Ростовского,  А. М. Ильин указывает, что в самом ее центре находилась церковь во имя Покрова  Пресвятой Богородицы, перенесенная из крепости св. Анны в 1762 го­ду. «Первоначально она уст­роена была из плохого вет­хого материала, а потому по 12ходатайству бывшего тогда обер-коменданта крепости ге­нерал-майора Семена Гурьева и с благословения преосвященного Никифора, архиепи­скопа Смоленского и Херсон­ского, в 1782 году приступлено было к постройке но­вой, более обширной дере­вянной церкви на каменном фундаменте».

     11Для строительства был заготовлен толстый сосновый лес. Все работы были завершены в конце сентября 1784 года.

    Временами реконструируясь и обновляясь, Покровская церковь  встретила в 1884 году свое столетие. А еще через одиннадцать лет она едва не погибла во время пожара: «ко­локольня сильно была повреждена огнем, но церковь уда­лось отстоять».       

    Справедливо будет сказать, что старейшая церковь была свидетельницей   значительного отрезка давней   истории нашего города.

    Иным по размерам и величию был собор (точнее — соборная церковь) Александра Невского. Его закладка была 13завершена в 1891 году на Новобазарной площади, в самом центре, на пересечении Садовой улицы и Большого проспекта (ныне Большая Садовая и Ворошиловский). Отведенная под строительство площадь составила 250 квадратных саженей. Проект был разработан архитектором   Солнцевым. «Этот храм, — читаем в книге А. М. Ильина, — который по кра­соте и величию занимает вид­ное место среди прочих больших церквей России, окончен постройкой в 1908 г. и того же года 17 августа был торжественно освящен».

     Обратимся, однако, к другим фотографиям.

    14Немало интересных подроб­ностей о пожарной команде «на конной тяге»  содержит снимок В. Ф. Петрыковского. По-своему узнаваем, близок к сегодняшнему запечатлен­ный им облик  Московской улицы. Знакомые очертания ны­нешней фабрики имени М. И. Калинина можно отыскать на фотографии   писчебумажной фабрики И. С. Панченко.

     Интересно здание старой думы. «В этом здании (дом Максимовых) Дума  помеща­лась 25 лет — с 1874 по март 1899 гг. — указывает  А. И. Ильин. — В марте 1899 г. го­родская Дума перешла в новое свое помещение в т. н. Городской дом, который был начат постройкой в 1896 г. и окончен в 1899 г.»

    ...Есть известная фраза: «Ос­тались только на фотографи­ях». Во многом это относит­ся к памятникам  истории и культуры нашего города.

На снимках: виды Рос­това работы В. Петрыковско­го.

*   *   *

      15Вновь как в калейдоскопе виды старого Ростова из аль­бома В. Ф. Петрыковского, который хранится в редком фонде областной научной библиотеки имени К. Маркса.

И вновь рассматривая фо­тографии обратимся к книге А. М. Ильина «История горо­да Ростова-на-Дону»,  выпу­щенной в начале века, почти одновременно  с  альбомом Петрыковского.

      Внушительное  здание  на верхнем левом снимке — зда­ние театра, который принято называть асмоловским.

«В 1883 году Владимир Ива­нович Асмолов выстроил огромнейшее по тому времени здание нового театра, который 19 октября 1908 года , торжественно праздновал 25-летие существования» — чи­таем у Ильина.

16Промышленник В. И. Асмолов, выпускавший наряду с Я. С. Кушнаревым и братьями Асланиди табачные изделия, был заметной фигурой дореволюционного Ростова. Принадлежавшая товариществу Асмолова фабрика — на дру­гом снимке В. Ф. Петрыковского (второй сверху в пра­вом ряду). Возле фабрики и множество людей — мужчины, женщины, дети. Рабочие — табачники перед  очередной сменой или желающие полу­чить работу? Возможно, и те, и другие. «Ростовские табачные фабрики известны всей России, — сообщает А. М. Ильин. Обороты их превы­шают 15 миллионов рублей в год».

17На верхнем правом снимке — заведение иного рода. Ин­формацию о нем у Ильина найдем в разделе «Народное образование»: в 1876 году в Ростове открывается четырехклассная классическая прогим­назия, которая в 1881 году была преобразована в шести­классную, а в 1883-м — в восьмиклассную».

Это было престижное учеб­ное заведение. «Кроме город­ских, казенных, общественных и церковных школ, в Ростове имеется  несколько  частных училищ, мужских и женских, как общеобразовательных, так и специальных», указывает А. М. Ильин. А начало было положено «со времени возникновения крепости св. Дмитрия. Крепость эта явилась рассадницей знаний среди местных обывателей, так как в ней была открыта первая на территории нынешнего Ростова школа... для обучения  сол­датских детей».

На других снимках В.Ф. Петрыковского — здание бан­ка и вид благоустроенной набережной.

На большой  фотографии — знакомые очертания городского собора. Лишь  колокольня, разрушенная в годы минувшей войны, да крыши старого базара выдают давнее время съемки — на рубеже веков...

.