Позирует старый Ростов
Валериан Фомич Петрыковский — замечательный фотограф, мастер портрета и городского пейзажа. Его ателье в Соборном переулке было хорошо знакомо ростовчанам. Целые семьи годами фотографировались только у Петрыковского. В свободные часы мастер выезжал с громоздкой камерой на улицы города, запечатлевал виды и типы Дона.
Альбом ростовских видов работы В. Ф. Петрыковского хранится в редком фонде Областной научной библиотеки имени К. Маркса. Большинство из публикуемых фотографий — из этого альбома. В подлинниках они привлекают высокой тщательностью исполнения, продуманностью композиций, строгостью и простотой светотеневого рисунка. Как работал мастер? Он не оставил воспоминаний. Его творческое наследие — снимки. И все же попытаемся представить съемочный день фотографа — профессионала конца минувшего — начала нынешнего века. Нам помогут записки К. А. Фишера, видного мастера светописи, «фотографа Императорских Университетов и Театров». Фишер и Петрыковский были хорошо знакомы, они оба — делегаты Первого съезда русских деятелей по фотографическому делу который состоялся в Москве в 1896 году.
Когда же и как рекомендовал старый мастер снимать виды, городской пейзаж, архитектуру.
«Не могу умолчать, — писал К. А. Фишер, — что в большинстве случаев для фотографирования выбирается непременно ясная погода, причем на небе не бывает ни одного облака и не знаешь, как спастись от палящего солнца. Я лично поступаю иначе: беру аппарат с хорошим затвором и шестью двойными кассетами для пластиной размером не менее 9х12 и не более 13х18 см. Снять как следует 12 пластинок в одну экскурсию, по-моему, вполне достаточно.
...Когда небо совсем безоблачно и ясно, а лучи солнца падают почти отвесно, я совсем не иду снимать; напротив, меня скорее не удержит дома дождь, в особенности, когда он сопровождается бурей. Также предпочитаю дни хотя солнечные, но облачные и туманные... После дождя, когда ветер разгонит по небу тучи и солнце, скользя по ним лучами, освещает картину для снятия заранее облюбованного вида самое удобное время.
...При снимании архитектурных видов существенно важна точная установка камеры в ее горизонтальном и вертикальном положениях... По-моему можно простить себе передержку, недодержку и т. п. ошибки, но снимки, на которых все прямые линии или целые стены и дома валятся в ту или другую сторону, допускать никоим образом не следует».
Рассматривая фотографические виды В. Ф. Петрыковского, убеждаешься, что мастер действительно заботился в равной мере о документальной достоверности и художественной образности. Его снимки через десятилетия передают нам облик ушедшего Ростова — его улицы, дома, соборы, причалы... Многие кадры населены людьми. Они работают и беспечно прогуливаются, не замечают фотоаппарат и нарочито позируют, демонстрируя не только наряды, но и саму тогдашнюю моду фотографироваться.
На первой подборке снимков — виды Дона, корабли и лодки у неблагоустроенного причала. На верхней фотографии справа — строительство причальных сооружении, а на нижнем снимке — здание мореходного училища которое ведет свое начало от мореходных классов, открытых в Ростове в 1876 году.
Кроме того, объектив мастера запечатлел уголок городского сада так знакомый сегодняшним ростовчанам. А так же совсем позабытую ныне типографию и переплетную С. Я. Авакова. В творческом портфеле типографии было собрано немало оригинальных фотографических видов Ростова, которые издавались потом, как открытки в лучших фототипиях России. Приобретенные у авторов, такие виды считались собственностью типографии и потому, так не просто сегодня отыскивать имена мастеров, запечатлевших для нас старый Ростов. Один из них — Валериан Фомич Петрыковский.
* * *
На шести репродукциях этой подборки — фотографические виды, снятые В.Ф. Петрыковским в конце минувшего — начале нынешнего веков. Путешествуя с фотокамерой по Ростову, мастер побывал у старого здания думы и на Московской улице, на территории писчебумажной фабрики И. С. Панченко и во дворе пожарной команды, запечатлел Покровскую церковь и собор Александра Невского.
О чем рассказывают старые фотографии?
Интересна история несохранившихся до наших дней сооружений — старейшей в Ростове Покровской церкви и величественного собора (фото внизу слева и справа). Обратимся к книге А. М. Ильина «История города Ростова-на-Дону», изданной в 1910 году.
Описывая крепость св. Димитрия Ростовского, А. М. Ильин указывает, что в самом ее центре находилась церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы, перенесенная из крепости св. Анны в 1762 году. «Первоначально она устроена была из плохого ветхого материала, а потому по ходатайству бывшего тогда обер-коменданта крепости генерал-майора Семена Гурьева и с благословения преосвященного Никифора, архиепископа Смоленского и Херсонского, в 1782 году приступлено было к постройке новой, более обширной деревянной церкви на каменном фундаменте».
Для строительства был заготовлен толстый сосновый лес. Все работы были завершены в конце сентября 1784 года.
Временами реконструируясь и обновляясь, Покровская церковь встретила в 1884 году свое столетие. А еще через одиннадцать лет она едва не погибла во время пожара: «колокольня сильно была повреждена огнем, но церковь удалось отстоять».
Справедливо будет сказать, что старейшая церковь была свидетельницей значительного отрезка давней истории нашего города.
Иным по размерам и величию был собор (точнее — соборная церковь) Александра Невского. Его закладка была завершена в 1891 году на Новобазарной площади, в самом центре, на пересечении Садовой улицы и Большого проспекта (ныне Большая Садовая и Ворошиловский). Отведенная под строительство площадь составила 250 квадратных саженей. Проект был разработан архитектором Солнцевым. «Этот храм, — читаем в книге А. М. Ильина, — который по красоте и величию занимает видное место среди прочих больших церквей России, окончен постройкой в 1908 г. и того же года 17 августа был торжественно освящен».
Обратимся, однако, к другим фотографиям.
Немало интересных подробностей о пожарной команде «на конной тяге» содержит снимок В. Ф. Петрыковского. По-своему узнаваем, близок к сегодняшнему запечатленный им облик Московской улицы. Знакомые очертания нынешней фабрики имени М. И. Калинина можно отыскать на фотографии писчебумажной фабрики И. С. Панченко.
Интересно здание старой думы. «В этом здании (дом Максимовых) Дума помещалась 25 лет — с 1874 по март 1899 гг. — указывает А. И. Ильин. — В марте 1899 г. городская Дума перешла в новое свое помещение в т. н. Городской дом, который был начат постройкой в 1896 г. и окончен в 1899 г.»
...Есть известная фраза: «Остались только на фотографиях». Во многом это относится к памятникам истории и культуры нашего города.
На снимках: виды Ростова работы В. Петрыковского.
* * *
Вновь как в калейдоскопе виды старого Ростова из альбома В. Ф. Петрыковского, который хранится в редком фонде областной научной библиотеки имени К. Маркса.
И вновь рассматривая фотографии обратимся к книге А. М. Ильина «История города Ростова-на-Дону», выпущенной в начале века, почти одновременно с альбомом Петрыковского.
Внушительное здание на верхнем левом снимке — здание театра, который принято называть асмоловским.
«В 1883 году Владимир Иванович Асмолов выстроил огромнейшее по тому времени здание нового театра, который 19 октября 1908 года , торжественно праздновал 25-летие существования» — читаем у Ильина.
Промышленник В. И. Асмолов, выпускавший наряду с Я. С. Кушнаревым и братьями Асланиди табачные изделия, был заметной фигурой дореволюционного Ростова. Принадлежавшая товариществу Асмолова фабрика — на другом снимке В. Ф. Петрыковского (второй сверху в правом ряду). Возле фабрики и множество людей — мужчины, женщины, дети. Рабочие — табачники перед очередной сменой или желающие получить работу? Возможно, и те, и другие. «Ростовские табачные фабрики известны всей России, — сообщает А. М. Ильин. Обороты их превышают 15 миллионов рублей в год».
На верхнем правом снимке — заведение иного рода. Информацию о нем у Ильина найдем в разделе «Народное образование»: в 1876 году в Ростове открывается четырехклассная классическая прогимназия, которая в 1881 году была преобразована в шестиклассную, а в 1883-м — в восьмиклассную».
Это было престижное учебное заведение. «Кроме городских, казенных, общественных и церковных школ, в Ростове имеется несколько частных училищ, мужских и женских, как общеобразовательных, так и специальных», указывает А. М. Ильин. А начало было положено «со времени возникновения крепости св. Дмитрия. Крепость эта явилась рассадницей знаний среди местных обывателей, так как в ней была открыта первая на территории нынешнего Ростова школа... для обучения солдатских детей».
На других снимках В.Ф. Петрыковского — здание банка и вид благоустроенной набережной.
На большой фотографии — знакомые очертания городского собора. Лишь колокольня, разрушенная в годы минувшей войны, да крыши старого базара выдают давнее время съемки — на рубеже веков...
|