РОСТОВСКОМУ ТРАМВАЮ - СТО ЛЕТ
Ровно сто лет исполняется 20 декабря 2001 года ростовскому трамваю - старейшему из ныне действующих видов городского транспорта. Прямо скажем, солидная дата! Давайте хотя бы в общих чертах проследим основные этапы истории.
Предшественниками электрического трамвая в Ростове были - с 1867 года - омнибусы (общественные конные экипажи на 8-10 пассажиров), а с 1887 года - конно-железная рельсовая дорога. Конка в Ростове была десятой по счёту в огромной Российской империи. С 1890 года конно-железная дорога пришла и в Нахичевань, причём между Ростовом и Нахичеванью была пущена первая и единственная в России междугородная коночная линия. Протяженность линий конки превысила в двух соседних городах 22 километра. Действовало четыре маршрута в Ростове, один - в Нахичевани и один междугородный.
Век конки в Ростове оказался довольно коротким. Уже в декабре 1901 года Ростов стал 22-м городом российской империи, в котором появился новый и самый прогрессивный для того времени вид городского транспорта - электрический трамвай. Первый маршрут его пролёг по Большой Садовой - от Братского переулка до Ростово-Нахичеванской межи. К началу 1902 года все линии конки в Ростове были электрифицированы, а спустя год, в декабре 1902 года, прекратила существование и нахичеванская конка, также перестроенная для движения электрического трамвая. Принадлежал трамвай в Ростове и Нахичевани, как и ранее конка, бельгийским концессионерам, известным на весь мир своими весьма совершенными системами городского транспорта.
Вслед за электрификацией конных линий началось строительство новых рельсовых путей. К началу первой мировой войны в Ростове и Нахичевани имелось уже 40 километров трамвайных линий, действовало 8 маршрутов (считая междугородный). Большинство линий (кроме Главной, проходившей по Большой Садовой улице, а затем по Первой и Второй Соборным улицам в Нахичевани) были одноколейными, с разъездами. Главная же (садовая) линия изначально была двухколейной. С 1915 года началось строительство вторых путей на одноколейных линиях. Эта работа полностью завершилась лишь в середине 30-х годов.
Во время гражданской войны трамвай в Ростове и Нахичевани работал практически без сбоев. Однако постепенно подвижной состав ветшал, запасных частей не было, и в начале 20-х годов наступил кризис - в действии осталась только главная линия. Потребовалось почти четыре года для полного восстановления ранее существовавшей сети и подвижного состава. Начиная с 1925 года возобновилось строительство новых линий. В течение десяти лет протяжённость трамвайных линий была доведена до 80 километров, то есть выросла вдвое. Трамвай пришёл на Сельмаш (две линии), в Ленгородок, в Рабочий городок, на «Красный Аксай», развитие получила и сеть трамвая в центре города. К 1936 году в Ростове работало уже 13 трамвайных маршрутов.
В те же годы трамвай перестал быть единственным видом городского транспорта. В 1927 году появились в городе автобусы, а с 1930 года было налажено их регулярное движение. А в июне 1936 года Ростов-на-Дону стал третьим в стране городом (после Москвы и Киева), в котором проложили троллейбусную линию - от Театральной площади до Сельмаша. Вскоре маршрут был продлен до вокзала. Интересно, что Ростов мог стать и первым городом страны с троллейбусом - опытное движение первого, «самодельного» троллейбуса - правда, без пассажиров - началось у нас еще в начале 1933 года, когда такого вида транспорта не было даже в Москве. Однако тогда москвичи и киевляне сумели нас обогнать. Что касается ленинградцев, то ростовчане обошли северную столицу, где троллейбус был пущен лишь спустя четыре месяца.
Движение электрического транспорта в Ростове во время Великой Отечественной войны приостанавливалось дважды. Сначала - с октября до декабря 1941 года. После успешного контрудара советских войск и первого освобождения Ростова движение трамвая и троллейбуса было восстановлено и продолжалось до июля 1942 года, то есть практически до второй оккупации. Во время оккупации фашистам не удалось наладить движение электротранспорта в городе. После освобождения, спустя всего три с половиной месяца, 1 июня 1943 года, на улицах Ростова вновь раздались трамвайные звонки. Троллейбусное движение было восстановлено позже - в 1945 году. Полностью восстановление трамвайно-троллейбусного хозяйства города завершилось к 1948 году.
Наиболее активное развитие трамвайно-троллейбусной сети Ростова происходило в пятидесятые-восьмидесятые годы минувшего XX века. К концу 80-х годов в Ростове имелось 120 километров трамвайных и 244 километра троллейбусных трасс, трамваи ходили по семнадцати, и троллейбусы - по 22 маршрутам. По показателям развития электротранспорта Ростов входил в первую десятку городов Советского Союза и в первую пятёрку - по России.
За сто лет своего существования ростовский трамвай перевёз 8,4 миллиарда пассажиров - больше половины всего количества пассажиров городского транспорта за это время. Услугами троллейбуса воспользовались 4,7 миллиарда пассажиров, автобуса - 3,4 миллиарда. По улицам Ростова курсировали за сто лет 1250 трамвайных вагонов более чем двадцати типов, 850 троллейбусов двенадцати типов и около трёх тысяч автобусов. Интересно, что Ростов стал первым городом страны, где начали широко использовать чехословацкие трамваи «Татра». Был период, когда в городе эксплуатировались только чехословацкие вагоны, число которых в трамвайных парках превышало одновременно 300 единиц. Примерно столько же было и троллейбусов.
Нынешние показатели движения электротранспорта в городе гораздо скромнее. Экономический кризис 90-х годов больно ударил по городскому транспорту, так что пришлось принимать экстраординарные меры. Все виды транспорта были объединены в муниципальную компанию «Ростовпассажиртранс». Ныне в Ростове действуют 6 трамваиных и 12 троллейбусных маршрутов. Троллейбусное хозяйство города насчитывает 136 единиц подвижного состава, а реально действующих трамваев осталось 73. Тем не менее перспективы у электротранспорта неплохие. Число пассажиров начало в последнее время постепенно расти, в городе собрано уже около 20 троллейбусов (из узлов, поставляемых Энгельсским заводом), приобретена также партия троллейбусов в Голландии, ведётся капитальный ремонт трамвайных путей. Часть троллейбусных трасс, временно находившихся в режиме консервации, уже восстановлены (в том числе «шестёрка», недавно вновь начавшая ходить от Центрального рынка до Северного жилого массива).
Ведётся разработка технико-экономического обоснования строительства в Ростове линий скоростного рельсового транспорта. Рассматриваются различные варианты, включая как скоростной трамвай с подземным участком в центре города (как в Волгограде), так и монорельсовую дорогу на эстакаде. Так что у нашего столетнего юбиляра - трамвая - есть хорошие перспективы, и он вовсе не собирается на «заслуженный отдых».
С юбилеем тебя, наш старый и добрый друг, ростовский трамвай!
11 декабря 2001г. РО
|