rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Russian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Dutch English Estonian Finnish French Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Italian Japanese Korean Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

РОСТОВСКОМУ ТРАМВАЮ - СТО ЛЕТ

    22Ровно сто лет исполняется 20 декабря 2001 года ростовскому трамваю - старейшему из ныне действующих видов городского транспорта. Прямо скажем, солидная дата! Давайте хотя бы в общих чертах проследим основные этапы истории.

Предшественниками электрическо­го трамвая в Ростове были - с 1867 года - омнибусы (общественные кон­ные экипажи на 8-10 пассажиров), а с 1887 года - конно-железная рельсовая дорога. Конка в Ростове была десятой по счёту в огром­ной Российской империи. С 1890 года конно-железная дорога пришла и в Нахичевань, причём между Ростовом и Нахичеванью была пущена первая и единственная в России междугородная коночная линия. Про­тяженность линий конки превысила в двух соседних городах 22 кило­метра. Действовало четыре маршру­та в Ростове, один - в Нахичевани и один междугородный.

23Век конки в Ростове оказался довольно коротким. Уже в декабре 1901 года Ростов стал 22-м горо­дом российской империи, в кото­ром появился новый и самый про­грессивный для того времени вид городского транспорта - электри­ческий трамвай. Первый маршрут его пролёг по Большой Садовой - от Братского переулка до Ростово-Нахичеванской межи. К началу 1902 года все линии конки в Ростове были электрифициро­ваны, а спустя год, в декабре 1902 года, прекратила существо­вание и нахичеванская конка, также перестро­енная для движения электрического трам­вая. Принадлежал трамвай в Ростове и Нахичевани, как и ранее конка, бельгийским концессионерам, известным на весь мир своими весьма совер­шенными системами городского транспорта.

Вслед за электрифи­кацией конных линий началось строи­тельство новых рельсовых путей. К началу первой мировой войны в Ростове и Нахичевани имелось уже 40 километров трамвайных линий, действовало 8 маршрутов (считая меж­дугородный). Большинство линий (кро­ме Главной, проходившей по Боль­шой Садовой улице, а затем по Пер­вой и Второй Соборным улицам в Нахичевани) были одноколейными, с разъездами. Главная же (садовая) ли­ния изначально была двухколейной. С 1915 года началось строительство вторых путей на одноколейных лини­ях. Эта работа полностью заверши­лась лишь в середине 30-х годов.

24Во время гражданской войны трамвай в Ростове и Нахичевани ра­ботал практически без сбоев. Одна­ко постепенно подвижной состав вет­шал, запасных частей не было, и в начале 20-х годов наступил кризис - в действии осталась только главная линия. Потребовалось почти четыре года для полного восстановления ра­нее существовавшей сети и подвиж­ного состава. Начиная с 1925 года возобновилось строительство но­вых линий. В течение десяти лет протяжённость трамвайных линий была доведена до 80 километров, то есть выросла вдвое. Трамвай при­шёл на Сельмаш (две линии), в Ленгородок, в Рабочий городок, на «Красный Аксай», развитие получи­ла и сеть трамвая в центре города. К 1936 году в Ростове работало уже 13 трамвайных маршрутов.

В те же годы трамвай перестал быть единственным видом город­ского транспорта. В 1927 году по­явились в городе автобусы, а с 1930 года было налажено их регу­лярное движение. А в июне 1936 года Ростов-на-Дону стал треть­им в стране городом (после Мос­квы и Киева), в котором проло­жили троллейбусную линию - от Театральной площади до Сельмаша. Вскоре маршрут был продлен до вокзала. Интересно, что Ростов мог стать и первым городом стра­ны с троллейбусом - опытное дви­жение первого, «самодельного» троллейбуса - правда, без пасса­жиров - началось у нас еще в на­чале 1933 года, когда такого вида транспорта не было даже в Моск­ве. Однако тогда москвичи и киев­ляне сумели нас обогнать. Что касается ленинградцев, то ростовча­не обошли северную столицу, где троллейбус был пущен лишь спус­тя четыре месяца.

Движение электрического транс­порта в Ростове во время Великой Отечественной войны приостанавли­валось дважды. Сначала - с октября до декабря 1941 года. После успеш­ного контрудара советских войск и первого освобождения Ростова дви­жение трамвая и троллейбуса было восстановлено и продолжалось до июля 1942 года, то есть практически до второй оккупации. Во время ок­купации фашистам не удалось наладить движение электротранспор­та в городе. После освобождения, спустя всего три с половиной меся­ца, 1 июня 1943 года, на улицах Ростова вновь раздались трамвайные звонки. Троллейбусное движение было восстановлено позже - в 1945 году. Полностью восстановление трамвайно-троллейбусного хозяйства города завершилось к 1948 году.

Наиболее активное развитие трамвайно-троллейбусной сети Рос­това происходило в пятидесятые-восьмидесятые годы минувшего XX века. К концу 80-х годов в Росто­ве имелось 120 километров трам­вайных и 244 километра троллей­бусных трасс, трамваи ходили по семнадцати, и троллейбусы - по 22 маршрутам. По показателям раз­вития электротранспорта Ростов входил в первую десятку городов Советского Союза и в первую пя­тёрку - по России.

За сто лет своего существова­ния ростовский трамвай перевёз 8,4 миллиарда пассажиров - больше половины всего количества пассажиров городского транспорта за это время. Услугами троллейбу­са воспользовались 4,7 миллиарда пассажиров, автобуса - 3,4 милли­арда. По улицам Ростова курсиро­вали за сто лет 1250 трамвайных вагонов более чем двадцати ти­пов, 850 троллейбусов двенадцати типов и около трёх тысяч автобу­сов. Интересно, что Ростов стал первым городом страны, где нача­ли широко использовать чехосло­вацкие трамваи «Татра». Был пе­риод, когда в городе эксплуатиро­вались только чехословацкие ваго­ны, число которых в трамвайных парках превышало одновременно 300 единиц. Примерно столько же было и троллейбусов.

Нынешние показате­ли движения электро­транспорта в городе го­раздо скромнее. Экономический кризис 90-х годов больно ударил по городскому транс­порту, так что при­шлось принимать экст­раординарные меры. Все виды транспорта были объединены в му­ниципальную компанию «Ростовпассажиртранс». Ныне в Ростове действуют 6 трамваиных и 12 троллейбусных мар­шрутов. Троллейбусное хозяйство города насчитывает 136 единиц под­вижного состава, а реально дей­ствующих трамваев осталось 73. Тем не менее перспективы у элек­тротранспорта неплохие. Число пас­сажиров начало в последнее вре­мя постепенно расти, в городе со­брано уже около 20 троллейбусов (из узлов, поставляемых Энгельсским заводом), приобретена также партия троллейбусов в Голландии, ведётся капитальный ремонт трам­вайных путей. Часть троллейбус­ных трасс, временно находившихся в режиме консервации, уже восста­новлены (в том числе «шестёрка», недавно вновь начавшая ходить от Центрального рынка до Северного жилого массива).

Ведётся разработка технико-эко­номического обоснования строитель­ства в Ростове линий скоростного рельсового транспорта. Рассматри­ваются различные варианты, включая как скоростной трамвай с под­земным участком в центре города (как в Волгограде), так и монорель­совую дорогу на эстакаде. Так что у нашего столетнего юбиляра - трамвая - есть хорошие перспекти­вы, и он вовсе не собирается на «заслуженный отдых».

С юбилеем тебя, наш старый и добрый друг, ростовский трам­вай!     

11 декабря 2001г. РО
.