ИЗОБРАЖЕНИЕ НЕРВА ВРУЧНУЮ, ИЛИ «БЕС» УМЕР, НО БЕСЕНЯТА ОСТАЛИСЬ
БОЛЬШИНСТВО журналистов, которые когда-то ездили на «БАМ», вспоминают то время с тихим ужасом. Так называлось местечко на Доватора, на выселках. За зданием «Молота» заканчивался тогда город, и об уборке кукурузы журналисты могли писать, глядючи в окно. В гущу жизни, в центр города тогда нужно было добираться сорок минут как минимум, а то и полтора часа.
Это было огромное, гулкое здание, редакция «молодежки» располагалась на восьмом и девятом этажах, на которые частенько нужно было добираться пешком.
Это было царство демократии задолго до Бориса Николаевича Ельцина.
Запомнилось, как тогда мы, восьмиэтажники, выстроились в некую оппозицию и вечерами собирались в маленьком кабинете Игоря Агафонова выпускать еще одну газету. Стенгазету «Бей своих!», сокращенно - «БЕС». Это было время Миши Барановского, Гали Пилипенко, и только-только пришла длинноногая Юлька Кузнецова.
Завотделом у меня был Володя Ладный, всегда мятущаяся душа. «Пойдем в кино? Нет, сегодня, наверное, не получится. Или пойдем? Или нет? Нет, давай пойдем? А может, завтра?» - приглашал он как-то очередную стажерку. Раздираемый внутренними противоречиями он однажды прошел сквозь стеклянную перегородку на этаже. И, кажется, даже не заметил этого.
Газету мы по-партизански вывешивали поздним вечером прямо напротив лестничной площадки на своем родном этаже, а утром ее читала вся редакция.
До сих пор не знаю, как относилась к этому наш мудрый редактор Людмила Николаевна Калинина, но нам за это ничего не было. Наверное, поэтому бумажный бес потихоньку умер сам, но переселился, кажется, в наши души.
Мы делали хорошую молодежную газету, и было то смелое и безбашенное время экспериментов, появления новых рубрик, так рождались «НЭП», «НЕРВ», а художник Андрей Кравцов вручную изображал этот самый нерв.
А еще запомнились баталии на планерках Пономарева с Агафоновым-младшим. Точнее было назвать их дуэлями. Я смотрела на это с большим удовольствием, как кино с Андреем Мироновым и Никитой Михалковым. Сначала с большим актерским мастерством выступал харизматичный Павел Юрьевич Пономарев, любитель театральных эффектов (редакционные старожилы помнят, как однажды из окна, уже на Буденновском, он развеял по ветру то ли свою месячную зарплату, то ли ящик шампанского), затем шпагу поднимал Игорь Аркадьевич Агафонов. И это был настоящий театр. По-моему, они после этого так и не стали друзьями.
Еще помню Нину Курасову, уже тогда всю из себя эмансипе, сидевшую где-нибудь как минимум на столе или на подоконнике с сигареткой и страстно отговаривающую меня от журналистики: это командировки, стужа и женские болезни! Тому Варфоломееву, при виде которой Коля Хомчик всегда делал стойку и чревовещал: «Вар-фо-ло-ме-е-ва!!!» Большого и здорового Сергея Синеока, который, казалось, всегда хотел спрятаться, но ему это не удавалось. Ирину Дударь, которую я спасла из недр библиотеки (впоследствии ставшей публичной), туда Ира, в числе других сотрудниц исключительно женского пола попала в несчастливое время перемен: в библиотеке затевалось строительство, и девушки горбатились под грузом книг, которые ежедневно нужно было переносить на другое место. Давида Быкова, славного доброго парня, с любой строки влегкую цитировавшего Высоцкого. В него были бы влюблены все девчонки, если бы не его удивительно безмятежный нрав, по причине которого он мирно засыпал после каждой журналистской попойки.
И вас всех помню, нынешние журналисты той еще «молодежки», которую люблю и поздравляю.
Лариса ИОНОВА
11 апреля 2006г., НВ.
|