А В РЕСТОРАНЕ, А В РЕСТОРАНЕ...
На конференции Донской гильдии кулинаров один из участников посетовал: раньше на подобных форумах говорили не только о достижениях работников общественного питания, но и упоминали о так называемой ресторанной музыке как непременном атрибуте ужинов, юбилеев, праздничных банкетов.
"А вообще кто играл в ресторанах Ростова?" - поинтересовалась я у Ж.Р. Дугиновой, директора областного музея общественного питания. "Истории ресторанной музыки отдельно как бы не существует, - говорит Жанна Рубеновна. - Мы только приступаем к сбору материала". А председатель правления Донской гильдии кулинаров Михаил Ниворожкин посоветовал обратиться за информацией в Ростовское городское управление культуры. Но там сказали, что сегодня "музыкальная часть" ресторанов в компетенцию управления не входит... И заметили, что раньше существовало Ростовское объединение музыкальных ансамблей, которое направляло музыкальные коллективы на работу в рестораны. Сегодня такой структуры нет.
У кого бы ни спрашивала о ресторанной музыке, все познания собеседников сводились к знаменитому скрипачу Моне, игравшему в одном из ресторанов Ростова. Других имен никто не мог назвать.
- Между тем, такие музыканты были, - говорит Н. Г. Паршин, преподаватель музыкальной школы им. Чайковского, заслуженный деятель музыкального общества.
ОТ ЦЫГАН ДО МОНИ
Во второй половине XIX века стали открываться первые рестораны. Желанными посетителями в них были купцы и промышленники. Для "увеселения оных" ангажировали цыган. Чаще инициатива исходила не от хозяев питейных заведений, а от самих посетителей. Люд денежный гулял, как правило, до утра и швырял из сюртука денежные купюры под ноги темпераментным цыганам. Их песни и танцы были востребованы вплоть до революции 1917 года. После первой волны эмиграции в ресторанах все больше стал появляться народ поэтический, а музыкальные номера содержали ностальгию, тоску по царским временам. Ресторанная музыка, танцы "продержались" вплоть до Великой Отечественной войны и возродились с залпами Победы. В то время в Ростове был популярным музыкант Зайцев, который работал в ресторане "Ампир" на углу Соборного и Б. Садовой. Его приезжали слушать со всей страны. Сам Семен Михайлович Буденный, любитель баянной музыки, брал слепого музыканта с собой в поездки, чтобы слушать его игру. Позже в ростовских ресторанах появился талантливый скрипач Мирон Хочумов. Вместе с пианистом Михаилом Орловым они играли все: от модной классики до мелодий из оперетт. Хочумов работал в ресторанах "Деловой двор" (бывший "Дон"), "Аквариум" ("Золотая рыбка" в парке им. М. Горького). В свое время он учился в Московской консерватории, но не закончил ее из-за материальных проблем. Можно сказать, что Хочумов стал законодателем ресторанной "скрипичной" музыки Ростова. После в ресторанах стал играть скрипач Николай Степанов или, как его звали, Копа. Он, как и его тихий коллега Соломон Телесин (тот самый Моня, прошедший всю Великую Отечественную войну в разведке), ездил за заработком по всей стране. Моня много играл в ростовских ресторанах "Театральный", "Тихий Дон". ...Как-то во время гастролей Александр Розенбаум не устоял перед звуками Мониной скрипки и даже написал о нем песню. Но это случилось значительно позже.
26.01.2007г., НВ.
|