АХ, ЭСТРАДА, ТЕБЕ Я РАДА
В конце 60-х - начале 70-х годов в ресторанах стала пользоваться популярностью “блатная” лирика или городской романс, как принято говорить сегодня. Зарплата музыкантов была небольшая, основной доход составлял "парнос" - чаевые. Руководили ими люди, далекие от музыки. По причине низкопробного репертуара ресторанным музыкантам доставалось в прессе. Закончилось тем, что в 1975 году при городском управлении культуры было создано Ростовское хозрасчетное объединение музыкальных ансамблей.
- Объединению были переданы 26 ресторанов со штатным составом музыкантов, - вспоминает Н.Г. Паршин, шестнадцать лет проработавший в руководстве РОМА. - Все музыканты получали зарплату. С легкой руки Владимира Сергеевича Чистоклетова, одного из руководителей объединения, впервые в стране была введена конкурсная система приема на работу артистического персонала. Музыканты должны были иметь музыкальное образование. Так что те, кто его не имел, вынуждены были учиться.
РОМА существенно изменило подход к ресторанной музыке, подбору кадров. В те годы благодаря известному музыканту, джазмену Киму Назаретову в Ростовском училище искусств было открыто эстрадно-джазовое отделение. Большинство преподавателей и студентов отделения работали в объединении музыкальных ансамблей. Среди них братья Деланьян, барабанщик Михаил Левин, саксофонист, альтист Владимир Попов... Играли они как в джаз-оркестре Кима Назаретова, так и в ресторанах Ростова: "Интуристе", "Ростове". Музыкальная программа ансамблей на 15% состояла из джазовых произведений.
- Когда в Ростове с концертами был Владимир Высоцкий, он остановился в "Интуристе", - рассказывает Николай Георгиевич. - Как-то утром он зашел в ресторан гостиницы. Там шла репетиция ансамбля. Владимир Семенович обратился к саксофонисту с просьбой что-нибудь сыграть. Тот не отказался. Высоцкий был потрясен высоким уровнем исполнения. Саксофонистом оказался Эдик Бахман, о виртуозной игре которого Высоцкий был давно наслышан.
Эдуард Бахман вместе с женой, пианисткой Татьяной Тумбуловой, играл также в составе джаз - ансамбля ресторана "Южный". В 80-е годы ансамбль принял участие в I Всесоюзном фестивале коллективов, обслуживающих общественное питание.
- Фестиваль проходил в Тбилиси, - рассказывает Николай Георгиевич. - Наш коллектив имел огромный успех. Один из грузинских слушателей так прямо и высказался: "Женщина и синтезатор - все!", в том смысле, что больше в жизни ничего не надо. Настолько его восхитила игра Тумбуловой. Стоит подчеркнуть - лучшей джазовой пианистки России.
В залах ресторанов звучали и популярные в те времена эстрадные мелодии, песни, исполняемые А. Пугачевой, В. Леонтьевым, В. Толкуновой... Репертуар утверждался, песни аранжировались и исполнялись "в живую".
- На мой взгляд, принимать пищу и слушать музыку - занятия взаимоисключающие, "а смешивать два эти ремесла"... - говорю Николаю Георгиевичу.
- И сам неоднократно об этом задумывался. Но, знаете, на Западе ведущие музыканты довольно часто выступают в ресторанах. Там это давно принято. И потом, в ресторанах ведь не постоянно жуют, есть время и для того, чтобы послушать хорошую музыку.
От прошлых ресторанов современные отличаются многим, начиная от интерьеров и заканчивая кухней, обслуживанием клиентов. Звучит в них сегодня и другая музыка. Кто, что и как играет, во многом зависит от владельца ресторана. Неизменным, пожалуй, осталось одно правило - платит музыкантам тот, кто заказывает музыку.
26.01.2007г., НВ.
|