ВСТРЕТИЛСЯ ГРАЧ С САМОЛЕТОМ...
ПТИЦЫ в аэропорту - потенциальная опасность для взлетающих или приземляющихся самолетов. Чтобы исключить такие "встречи", при аэродромной службе ОАО "Аэропорт Ростов-на-Дону" вот уже шесть лет работает профессиональный орнитолог Алексей Забашта. Он - инженер по орнитологическому обеспечению безопасности полетов. Скопление самых разных птиц на летном поле, перроне, рулежных дорожках - дело обычное, сюда их притягивает словно магнитом. Чтобы не случилось беды, инженеру-орнитологу нужно знать и учитывать многое: суточные перелеты, весенние и осенние миграции, особенности поведения и "характер" каждого вида птиц. Среди приоритетов - и пищевые пристрастия пернатых, что объясняет многое.
ВРАНОВЫЕ - УМНИЦЫ
Наверное, аэродром для птиц в большом и шумном городе - как для бедуина оазис в пустыне. Едва ли отыщется в миллионном Ростове другой такой уголок, где можно спокойно переночевать и без проблем подкормиться. Достаточно редкие взлеты-посадки самолетов не слишком тревожат птиц - привыкли. Все остальное время - тишина, отсутствие людей, кошек, автомобилей. Немудрено, что птиц сюда влечет.
За сутки через аэропорт проходит буквально поток грачей, насчитывающий десятки тысяч птиц. Ночуют грачи в городских парках и лесопосадках, днем кормятся на свалках. Отправляясь на ночевку, они собираются тысячными стаями, кружа в районе аэропорта. Здесь их можно увидеть практически круглый год. Даже тогда, когда местные колонии грачей отправляются зимовать на Черное или Средиземное моря, их "спальные места" в парках занимают грачи, прилетевшие в Ростов на зимовку с севера. Самая большая опасность подстерегает самолеты в начале июля, когда грачиный молодняк "становится на крыло" - начинает самостоятельно летать. Молодые грачата не могут соизмерить скорость авиалайнера с собственной, что провоцирует столкновение. Но врановые - умные птицы. Уже через пару месяцев молодые грачи понимают, что "бодаться" с самолетом опасно и благоразумнее держаться подальше от приземляющихся или взлетающих железных "собратьев".
ГЛУПЫ, КАК КУРЫ
А вот серые куропатки сообразительностью не отличаются. "Они бестолковы, как все куриные, - так характеризует их Алексей Забашта, - а потому могут в 20-30 метрах от взлетающего авиалайнера неторопливо подняться в воздух целой стаей, рискуя столкнуться с самолетом". На аэродром их влечет простор: открытая степь - стихия куропаток. Здесь они живут круглогодично, тут же и размножаются, благо корма (семян амброзии и спорыша) всегда вдоволь. Едва ли в Ростове можно еще где-нибудь встретить куропатку, разве что на таком же взлетном поле на Военведе.
Те же семена дикорастущих трав привлекают на аэродромные поля и городского обитателя - голубя. Много голубей гнездится в здании аэропорта. Их собратья, постоянно живущие в Александровке, районе Сельмаша, с удовольствием прилетают подкормиться семенами амброзии и спорыша. Так продолжается с октября до первого снега, который скрывает травы. Голуби, похоже, глупы, как куропатки, и не обращают никакого внимания на выруливающий прямо на них самолет.
...Случается, над летным полем собираются целые полчища (до нескольких тысяч) чаек. Держатся они плотными стаями. Чайка - птица крупная, ее столкновение с самолетом опасно. Учитывая заторможенность этой птицы, которая тоже не реагирует на приближающийся самолет, появление ее в районе аэропорта крайне нежелательно.
КОМУ СУСЛИК "ХЛЕБ", А КОМУ И САРАНЧА
Встречаются в аэропорту и хищные птицы. Мелкий сокол пустельга охотится на саранчу, которую ловит прямо на бетонной полосе. Саранча любит сидеть на теплом от солнца бетоне - греется... Хищный зимняк (так называется северный канюк) при весенних перелетах охотится в районе аэропорта на сусликов, которых бывает предостаточно на летном поле. Другой хищник из ястребиных, осоед, замечен на аэродроме при перелетах в мае. Он охотится на ос и даже птенцов выкармливает осами, отсюда и название - осоед.
Залетают на летное поле и ночные птицы, совы, которых привлекает сюда обилие пищи - мышей. А однажды ночью гостем аэропорта стала редкая птица авдотка, занесенная в "Красную книгу". Вообще-то авдотка живет на песчаных почвах, в Ростовской области ее можно встретить в районе Цимлянска, Гуково. Быть может, авдотка в темноте спутала бетон с плотным песком и приземлилась, чтоб подкормиться?
"СПАСАЙСЯ, КТО МОЖЕТ!" - КРИЧАЛ СКВОРЕЦ
Не всех птиц можно обнаружить невооруженным глазом. А обнаружив, решить главное: каким именно способом отпугнуть их от аэродрома. "Способы обнаружения птиц самые различные, - рассказывает инженер-орнитолог Алексей Забашта, - от визуального - до обнаружения с помощью радиолокатора. Но локатор "видит" только крупные птичьи скопления. А для определения одиночных птиц используем телескоп в период полнолуния: на фоне полного диска луны пролетающие одиночные птицы хорошо видны. Для составления прогнозов пользуемся информацией, полученной от коллег из прилегающих территорий, из дельты Дона, например, где в период сезонных перелетов останавливаются на отдых многие птицы".
Как ни интересны для профессионального орнитолога наблюдения за пернатыми, но принять меры для безопасности полетов - прежде всего. "Иногда используем пиротехнику, - рассказывает Алексей Забашта, - пуск сигнальных ракет сопровождается звуком выстрела и вспышкой, что пугает птиц. В дневное время эффективным бывает применение вертящихся шаров с зеркалами: солнечные блики тревожат птиц. Но долго использовать эти методы нельзя - птицы быстро понимают, что за звуками и оптическими эффектами не стоит реальная опасность, и перестают обращать на них внимание.
Гораздо эффективнее биоакустический метод: трансляция через динамик криков тревоги и бедствий, записанных на пленку. У нас есть записи на разных "языках": крики грачей, скворцов, чаек. Крик скворца, попавшего в беду, пугает не только его "соплеменников", но и голубей, и грачей, и куропаток. Но без подкрепления реальной угрозой тревожные крики очень скоро перестают пугать. Тогда приходится производить единичный отстрел. Звук выстрела, крики тревоги, а особенно вид убитого собрата - все в комплексе производит на птиц сильное впечатление".
На некоторое время летное поле, бетонные полосы, рулежные дорожки пустеют, но - лишь на время. Потом тревожность птиц снижается - и они вновь на летном поле. А значит, не обойтись аэропорту без орнитолога.
23 сентября 2005г., «Наше Время».
|