rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Russian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Dutch English Estonian Finnish French Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Italian Japanese Korean Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги
    ВСТРЕТИЛСЯ ГРАЧ С САМОЛЕТОМ...

   11ПТИЦЫ в аэропорту - потенциальная опасность для взлетающих или при­земляющихся самолетов. Чтобы исключить такие "встречи", при аэродром­ной службе ОАО "Аэропорт Ростов-на-Дону" вот уже шесть лет работает профессиональный орнитолог Алексей Забашта. Он - инженер по орнитоло­гическому обеспечению безопасности полетов. Скопление самых разных птиц на летном поле, перроне, рулежных дорожках - дело обычное, сюда их притягивает словно магнитом. Чтобы не случилось беды, инженеру-орни­тологу нужно знать и учитывать многое: суточные перелеты, весенние и осен­ние миграции, особенности поведения и "характер" каждого вида птиц. Сре­ди приоритетов - и пищевые пристрастия пернатых, что объясняет многое.

ВРАНОВЫЕ - УМНИЦЫ

Наверное, аэродром для птиц в большом и шумном городе - как для бедуина оазис в пусты­не. Едва ли отыщется в миллионном Ростове другой такой уголок, где можно спокойно перено­чевать и без проблем подкормиться. Доста­точно редкие взлеты-посадки самолетов не слишком тревожат птиц - привыкли. Все осталь­ное время - тишина, от­сутствие людей, кошек, автомобилей. Немудре­но, что птиц сюда влечет.

За сутки через аэро­порт проходит букваль­но поток грачей, насчи­тывающий десятки тысяч птиц. Ночуют грачи в городских парках и лесо­посадках, днем кормятся на свалках. Отправляясь на ночевку, они собира­ются тысячными стаями, кружа в районе аэропор­та. Здесь их можно уви­деть практически круг­лый год. Даже тогда, ког­да местные колонии гра­чей отправляются зимо­вать на Черное или Средиземное моря, их "спальные места" в пар­ках занимают грачи, при­летевшие в Ростов на зимовку с севера. Са­мая большая опасность подстерегает самолеты в начале июля, когда гра­чиный молодняк "стано­вится на крыло" - начи­нает самостоятельно ле­тать. Молодые грачата не могут соизмерить скорость авиалайнера с собственной, что прово­цирует столкновение. Но врановые - умные пти­цы. Уже через пару ме­сяцев молодые грачи понимают, что "бодать­ся" с самолетом опасно и благоразумнее дер­жаться подальше от при­земляющихся или взле­тающих железных "со­братьев".

ГЛУПЫ, КАК КУРЫ

А вот серые куропатки сообразительностью не отличаются. "Они бестол­ковы, как все куриные, - так характеризует их Алексей Забашта, - а по­тому могут в 20-30 метрах от  взлетающего  авиалайнера неторопливо подняться в воздух целой стаей, рискуя столкнуться с самолетом". На аэро­дром их влечет простор: открытая степь - стихия куропаток. Здесь они жи­вут круглогодично, тут же и размножаются, благо корма (семян амброзии и спорыша) всегда вдо­воль. Едва ли в Ростове можно еще где-нибудь встретить куропатку, раз­ве что на таком же взлет­ном поле на Военведе.

Те же семена дикорас­тущих трав привлекают на аэродромные поля и го­родского обитателя - голу­бя. Много голубей гнез­дится в здании аэропор­та. Их собратья, постоянно живущие в Александровке, районе Сельмаша, с удо­вольствием прилетают подкормиться семенами амброзии и спорыша. Так продолжается с октября до первого снега, который скрывает травы. Голуби, похоже, глупы, как куропат­ки, и не обращают никако­го внимания на вырулива­ющий прямо на них само­лет.

...Случается, над лет­ным полем собираются целые полчища (до не­скольких тысяч) чаек. Дер­жатся они плотными стаями. Чайка - птица крупная, ее столкновение с само­летом опасно. Учитывая заторможенность этой птицы, которая тоже не реагирует на приближаю­щийся самолет, появление ее в районе аэропорта крайне нежелательно.

КОМУ СУСЛИК "ХЛЕБ", А КОМУ   И САРАНЧА

Встречаются в аэропор­ту и хищные птицы. Мел­кий сокол пустельга охо­тится на саранчу, которую ловит прямо на бетонной полосе. Саранча любит си­деть на теплом от солнца бетоне - греется... Хищный зимняк (так называется северный канюк) при ве­сенних перелетах охотится в районе аэропорта на сусликов, которых бывает предостаточно на летном поле. Другой хищник из ястребиных, осоед, замечен на аэродроме при переле­тах в мае. Он охотится на ос и даже птенцов выкар­мливает осами, отсюда и название - осоед.

Залетают  на летное поле и ночные птицы, совы, которых привлекает сюда обилие пищи - мышей. А однажды ночью гостем аэропорта стала редкая птица авдотка, занесенная в "Красную книгу". Вооб­ще-то авдотка живет на песчаных почвах, в Ростов­ской области ее можно встретить в районе Цимлянска, Гуково. Быть может, авдотка в темноте спута­ла бетон с плотным пес­ком и приземлилась, чтоб подкормиться?

"СПАСАЙСЯ, КТО МОЖЕТ!" - КРИЧАЛ СКВОРЕЦ

Не всех птиц можно об­наружить невооруженным глазом. А обнаружив, ре­шить главное: каким имен­но способом отпугнуть их от аэродрома. "Способы обнаружения птиц самые различные, - рассказывает инженер-орнитолог Алек­сей Забашта, - от визуаль­ного - до обнаружения с помощью радиолокатора. Но локатор "видит" только крупные птичьи скопления. А для определения одиноч­ных птиц используем теле­скоп в период полнолуния: на фоне полного диска луны пролетающие оди­ночные птицы хорошо вид­ны. Для составления про­гнозов пользуемся инфор­мацией, полученной от коллег из прилегающих тер­риторий, из дельты Дона, например, где в период сезонных перелетов оста­навливаются на отдых многие птицы".

Как ни интересны для профессионального орни­толога наблюдения за пер­натыми, но принять меры для безопасности полетов - прежде всего. "Иногда используем пиротехнику, - рассказывает Алексей Забашта, - пуск сигнальных ракет сопровождается зву­ком выстрела и вспышкой, что пугает птиц. В дневное время эффективным быва­ет применение вертящих­ся шаров с зеркалами: солнечные блики тревожат птиц. Но долго использо­вать эти методы нельзя - птицы быстро понимают, что за звуками и оптичес­кими эффектами не стоит реальная опасность, и пе­рестают обращать на них внимание.

Гораздо эффективнее биоакустический метод: трансляция через динамик криков тревоги и бедствий, записанных на пленку. У нас есть записи на разных "языках": крики грачей, скворцов, чаек. Крик скворца, попавшего в беду, пугает не только его "со­племенников", но и голу­бей, и грачей, и куропаток. Но без подкрепления ре­альной угрозой тревожные крики очень скоро пере­стают пугать. Тогда прихо­дится производить еди­ничный отстрел. Звук вы­стрела, крики тревоги, а особенно вид убитого со­брата - все в комплексе производит на птиц силь­ное впечатление".

На некоторое время летное поле, бетонные по­лосы, рулежные дорожки пустеют, но - лишь на вре­мя. Потом тревожность птиц снижается - и они вновь на летном поле. А значит, не обойтись аэро­порту без орнитолога.

23 сентября 2005г., «Наше Время».
.