Южному ОМТУ ВТ Минтранса России — 70 лет
15 июля 2004 г. Южное окружное межрегиональное территориальное управление воздушного транспорта Министерства транспорта Российской Федерации встретит свой юбилей. Хороший повод вспомнить историю гражданской авиации на юге России и поговорить о дальнейших путях развития отечественного воздушного транспорта. Сегодня у нас в гостях руководитель Южного ОМТУ ВТ МТ РФ Геннадий КРУГЛИКОВ (на фото).
— Геннадий Антонович, какие задачи решает управление?
—Мы осуществляем на территории Южного федерального округа специальные (исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и др.) функции в сфере гражданской авиации, в том числе и по организации воздушного движения. Суть работы управления состоит в содействии дальнейшему развитию воздушного транспорта в нашем регионе, осуществлении государственного контроля за деятельностью более полусотни предприятий: авиакомпаний, аэропортов, организаций гражданской авиации по управлению воздушным движением, ремонту авиатехники, а так же эксплуатантов авиации общего назначения.
—У южнороссийского воздушного флота богатая история...
—Да, и она началась в первой половине 20-х годов прошлого столетия с создания в Ростове-на-Дону и других городах Северного Кавказа ячеек Общества друзей воздушного флота. То была эпоха невиданного ранее энтузиазма. Люди нашли в авиации силу, способную улучшить их жизнь, во многом покорить время и расстояния. И ОДВФ к середине 20-х годов насчитывало на юге России более 13 тыс. активистов; только в 1924 г. на Северном Кавказе было собрано взносов членов Общества и пожертвований от населения на огромную в то время сумму 140 тыс. рублей. ОДВФ участвовало в строительстве аэродромов, посадочных площадок, ангаров, в налаживании работы авиационной промышленности.
С 1925 г. стали выполняться регулярные полёты пассажирских самолётов в аэропорты Северо-Кавказского региона. 15 июня 1925 г. была открыта первая на Дону воздушная линия Ростов — Харьков — Орёл — Москва. Уже тогда в расписании предусматривались удобные для пассажиров стыковки. Например, прилетевший в Харьков ростовчанин мог сразу пересесть на самолет, выполняющий рейс в Киев или Одессу. В то же время на Дону приступили к почтовым авиаперевозкам, создавалась и сельскохозяйственная авиация. Росло число рейсов, и небольшая воздушная станция уже не могла устроить ни авиаторов, ни пассажиров. В 1932 г. началось строительство ростовского аэропорта.
Гражданская авиация уже не была экзотикой, а стала важной отраслью народного хозяйства. И в целях проведения более эффективной государственной политики в этой области Совнарком принял постановление о создании в нашей стране территориальных управлений Гражданского воздушного флота (ГВФ). И 15 июля 1934 года родилось Азово-Черноморско-Кавказское управление с центром в Ростове-на-Дону — наша организация, нынешнее Южное ОМТУ ВТ Минтранса России, сотрудники которого за эти семь десятилетий немало сделали для успешного развития гражданской авиации на юге России.
В 1941 г. на базе АЧКУ ГВФ была создана Особая Северо-Кавказская авиагруппа ГВФ, которая принимала активное участие в битве за Кавказ. Впоследствии она была преобразована в авиаполк, закончивший войну в столице Германии Гвардейским Берлинским орденов Александра Невского и Богдана Хмельницкого IIстепени полком ГВФ. Многие пилоты и технический состав АЧКУ ГВФ воевали в других полках на Брянском фронте, под Москвой, Ленинградом, в частях ВВС дальнего действия. Все они внесли большой вклад в нашу победу в Великой Отечественной войне.
— Как развивалась гражданская авиация на юге России в послевоенные годы?
— В десяти аэропортах управления были созданы новые взлётно-посадочные полосы, проведены работы по реконструкции и строительству лётных зон и аэродромных комплексов в аэропортах Ростова-на-Дону, Минеральных Вод, Ставрополя, Астрахани, Махачкалы, Волгодонска. Совершенствовалась система управления воздушным движением. В авиапредприятиях Северного Кавказа были освоены новые типы воздушных судов: Ту-154, Ту-134, Як-40, Як-42, Ан-24, Ан-12, Ка-32, Ми-8 и др. В конце 70-х годов наши авиаторы приступили к полётам в зарубежные страны. Получили статус международных многие аэропорты юга России.
Одно из старейших и крупнейших в системе воздушного транспорта СССР, наше управление внесло существенный вклад в экономику региона. В предперестроечное время объём перевозок пассажиров из аэропортов управления составлял более 10 млн человек в год, грузов — более 15 тыс. тонн, сельхозавиация обрабатывала более 18 млн га полей и виноградников. За большие успехи, достигнутые в выполнении планов по перевозке пассажиров и грузов, применении авиации в народном хозяйстве и в освоении новой авиационной техники в 1983 году наше управление было награждено орденом Трудового Красного Знамени.
—Как повлияли на работу воздушного флота рыночные реформы?
—В 90-х годах объём авиаперевозок значительно снизился, но сейчас уже несколько лет наблюдается устойчивая тенденция к увеличению спроса населения, промышленных и сельскохозяйственных предприятий на наши услуги. Но предстоит решить ещё много сложных задач. Если такие крупные авиакомпании, как ОАО «Аэрофлот-Дон» и ОАО «Авиалинии Кубани», могут вполне успешно работать самостоятельно, то небольшим авиапредприятиям трудно обновлять парк воздушных судов и совершенствовать свою наземную базу. Выход — в объединении авиаперевозчиков, их слиянии или эксплуатационной интеграции в виде альянсов, ассоциаций, холдингов или иных добровольно образуемых союзов. Необходимость укрупнения предприятий подтверждает весь опыт отечественной и мировой экономики.
—Геннадий Антонович, что вы пожелаете авиаторам?
—С праздником вас, дорогие коллеги! Крепкого вам здоровья, счастья и дальнейших успехов в труде!
7 июля 2004г., «Ростов Официальный».
Семьдесят лет полёта
«Потому, потому что мы пилоты, небо наш, небо наш родимый дом...». Звуками песен о небе, самолётах, лётчиках был наполнен зал Ростовского областного академического молодёжного театра в прошлый четверг. Здесь собрались руководители более полусотни авиапредприятий Южного федерального округа, чтобы отметить юбилей: в этом году исполнилось 70 лет со дня создания на юге России Управления гражданской авиации.
Торжественное заседание по случаю юбилея открыл руководитель Южного ОМТУ ВТ Министерства транспорта РФ Геннадий Антонович Кругликов, который поведал историю развития воздушного транспорта в нашем регионе, рассказал о доблестном прошлом гражданской авиации юга России, затронул проблемы её настоящего:
— В 90-е годы экономика нашей страны переориентировалась на рыночные отношения. Это привело к ряду изменений и в системе гражданской авиации. «Аэрофлот», крупнейшая авиакомпания мира, был разделён на множество предприятий, что стало причиной роста стоимости услуг, которая не соответствовала уровню благосостояния людей. Объёмы перевозок уменьшились на 20-25%. Но я считаю, что пик кризиса позади. Сейчас на рынке воздушных перевозок и услуг региона действуют 22 авиакомпании: б транспортных, 12 — обслуживающих отрасли экономики и 4 смешанные. На всех этих предприятиях трудятся профессионалы, специалисты высокого класса. Однако очевидно то, что большинству компаний трудно поддерживать наземную базу на должном уровне без финансовой поддержки извне. Поэтому только укрупнение авиапредприятий южного региона, их слияние или эксплуатационная интеграция позволят повысить эффективность работы авиаторов. России не обойтись без такой важной отрасли народного хозяйства, как гражданская авиация. Отечественное производство со временем всё же справится с трудностями и сможет выйти на международный уровень.
На заседание были приглашены представители городской, областной и окружной администраций. Не обошлось без тёплых слов, благодарственных писем и подарков: каждый из присутствующих получил книгу, вышедшую в свет накануне юбилея и повествующую об истории развития воздушного транспорта на юге России.
Праздничный «полёт» продолжился концертом, в котором приняли участие не только звёзды ростовской земли, но и звезды южного неба: среди авиаторов оказались талантливые поэты и композиторы. Когда конферансье объявил «посадку», гости продолжили общение в неофициальной обстановке. Ветераны авиации вспоминали необычные полёты из своей многолетней практики, молодёжь делилась своим небольшим опытом.
Этот вечер подарил авиаторам столько приятных встреч, улыбок, положительных эмоций. Никто не хотел и думать о том, что новый день вернёт их к земным реалиям и проблемам. Ведь как ни крути, а проблем у нашей авиации хватает: это и обеспечение жизнедеятельности и развития воздушного транспорта в регионе, и проведение экономической реформы с учётом местных особенностей, осуществление процедур сертификации и лицензирования, государственного контроля над деятельностью авиапредприятий, обеспечение безопасности полётов. И лишь решение всех этих вопросов позволит с уверенностью сказать, что пассажиры ЮФО доверяют своим авиакомпаниям на все сто!
21 июля 2004г., «Ростов Официальный».
|