rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Russian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Dutch English Estonian Finnish French Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Italian Japanese Korean Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги
                          ЧТОБ ДОЛЕТЕЛИ БЛАГОПОЛУЧНО

33С земли не видно тех небесных дорог, что избороз­дили голубую гладь над головой. "Вот сейчас над нами в небе... один, два... семь... шестнадцать бортов", - по­казывает на монитор руководитель полетов в смене ав­томатизированной системы управления воздушным дви­жением (АСУВД) "Стрела" Владимир Ильин. - "Вот фран­цузский борт возвращается в Париж... А это - синга­пурский борт летит в Лондон... Более половины всех транзитных судов - международные: из Европы в Юго-Восточную Азию и назад. А над нейтральными водами американцы летают в Ирак, Афганистан. ...У нас тут -шумный перекресток". Вот так. А поднимешь голову -простор безбрежный,  лети - не хочу.

  НА САМОМ деле небесные "дороги" не слишком широ­ки - всего-то 10 км. Одновре­менно в этих коридорах на разной высоте, которую при­нято называть "эшелонами", могут лететь как в одном, так и в разных направлениях не­сколько бортов. Как развести самолеты, летящие в небесах, как распределить их по воз­душным трассам и эшелонам, чтобы, упаси Бог, не случилось трагедии, подобной той, что потрясла весь мир, когда из-за столкновения самолетов борт из Башкирии, с детьми, упал у германского Боденс­кого озера? Для этого и су­ществует предприятие"Аэро­навигация Юга", в состав ко­торой входит система "Стре­ла".

- Мы обслуживаем воз­душное движение над терри­торией 13 субъектов РФ, акваториями Азовского, Каспий­ского, Черного морей, - рас­сказывает заместитель гене­рального директора пред­приятия Игорь Зотов. - Ин­тенсивность полетов над тер­риторией Южного федераль­ного округа и морскими ак­ваториями уступает только Москве. А само предприятие - самое крупное в России, здесь работают почти 4000 человек. Аэронавигационное обслуживание, обеспечение безопасного, экономичного и регулярного воздушного дви­жения не только на воздуш­ных трассах, но и в районах аэродромов и авиационных работ - вот главные задачи ГУДП "Аэронавигация Юга". Кстати, сотрудники пред­приятия в качестве экспер­тов участвовали в рассле­довании трагедии, когда несколько лет назад в Черное море упал самолет ТУ-154, летевший из Изра­иля в Сибирь. Только бла­годаря уникальному обору­дованию, установленному в Северо-Кавказском филиа­ле предприятия, стало воз­можным установить, что са­молет был сбит украинской ракетой.

 Безопасность полетов и "Индра"

34Под ногами  гулко гудят металлические плиты коридоров системы "Стрела". Под ними - коммуникации и воздуховоды, быстрый до­ступ к которым и обеспечи­вают плиты. В здании - ре­монт, скоро вместо металла ляжет пластик, как и в пол­ностью переоборудованном аппаратном зале. Сюда мы попадаем из старого вычис­лительного комплекса, где все еще стоит старое гро­моздкое оборудование, где при разговоре надо повышать голос, чтобы перекричать шум работающих мощных кондиционеров - без их работы оборудование отключа­лось, лишь только темпера­тура воздуха превышала 20 градусов. В новом аппарат­ном зале - светло, тихо, про­хладно, звук шагов гасят все те же плиты, но - пластико­вые, с мягким покрытием. Немногочисленные сотруд­ники обслуживают гордость и радость "Стрелы" - новое оборудование "Индра", пол­ностью соответствующее международным стандартам. За границей на нем работа­ют в известном немецком центре DFS.

- От старого оборудова­ния новое отличается так же, как, скажем, компьютер 80-х годов отличается от нынешнего", - находит вер­ное сравнение главный ин­женер АСУВД "Стрела" Вла­димир Макарычев. - Одно из главных достоинств "Индры" - при перегрузке воз­душного пространства су­дами новое оборудование анализирует возможные предпосылки для конфлик­тной ситуации (сближение самолетов) и подсказыва­ет диспетчеру, как откор­ректировать режим их по--лета, выдержав безопасные интервалы для воздушных судов.

 DoyouspeakEnglish?

В огромном, чуть меньше футбольного поля, диспет­черском зале свет приглу­шен - так легче наблюдать за мониторами. Вдоль их длинного ряда во вращаю­щихся креслах - диспетчерс­кая смена. Между собой дис­петчеры переговариваются на родном русском. А вот общение с экипажами инос­транных бортов ведется толь­ко на международном языке IKAO - английском. Для это­го предприятие направляет диспетчеров на бесплатные трехмесячные языковые кур­сы, дающие специальные зна­ния. Есть и двухгодичные кур­сы, значительно расширяю­щие возможности диспетчер­ских переговоров с бортом. Кстати, за знание языка в та­ком объеме диспетчеру по­ложена соответствующая доплата. Для нештатных си­туаций, которые могут воз­никнуть во время полетов, в смену обязательно входит переводчик, способный вес­ти с бортом диалог за пре­делами профессиональной терминологии. По программе, утвержденной Минтрансом, к 2010 году в диспетчерских креслах должны остаться только те, кто владеет раз­говорным английским.

 Плюс человеческий фактор

35У одного диспетчера на связи может быть одновременно до десяти воздушных судов. Но, как говорят те, кто работал здесь еще в конце 80-х годов, нынешние нагруз­ки не идут ни в какое срав­нение с прежними. "Раньше на диспетчере рубашка пос­ле дежурства мокрая была от пота! Судите сами: каждые два часа - рейсы на Москву, а еще - в Ленинград, Ташкент, Киев, Минск, Тбилиси... А сколько было рейсов в Си­бирь..." - вспоминают старо­жилы. Теперь нагрузки куда скромнее. А с установкой нового оборудования рабо­тать станет еще комфортнее. Жидко-кристаллический эк­ран не только щадит зрение, но и дает более устойчивое изображение отметок от воз­душных судов, в отличие от "дрожащего" на старых мони­торах. Кроме того, подстра­ховывая диспетчера, в случа­ях конфликтных ситуаций, но­вое оборудование "выдает" звуковые, цветовые, световые сигналы, словно говоря дис­петчеру: "...посмотри на эк­ран - что делается!". Интере­суюсь: "Это на случай, если диспетчер дремлет?" Но та­кого не бывает: руководите­ли полетов в смене органи­зуют работу и распределяют нагрузки так, что всегда есть подмена - диспетчеры, гото­вые заменить коллег на вре­мя положенного обеда, от­дыха и других естественных отлучек. Кстати, по мнению специалистов диспетчерской службы, трагедия, произо­шедшая в небе над Германи­ей, в которой погибли дети из Башкирии, имеет чисто личностные причины, о кото­рых мы можем только дога­дываться: отвернулся ли диспетчер, заговорился, задумал­ся? Человеческий фактор сыг­рал тут главную роль - ведь оборудование швейцарского центра, который "вел" баш­кирский борт, едва ли усту­пает "Индре". Диспетчеры знают, что чаще всего аварии бывают в то время, когда на­грузки у диспетчера мини­мальные. А это всегда рас­слабляет.

 Почти социализм

Все диспетчеры, работаю­щие на АСУВД "Стрела", име­ют высокую квалификацию, будучи выпускниками знаме­нитой Санкт-Петербургской академии гражданской авиа­ции или высших летно-штурманских училищ. Высокий профессионализм и ответ­ственность за человеческие жизни не может низко опла­чиваться. Действительно, за­работок диспетчера без выс­луги (с полугодовым стажем) достигает 12-13 тысяч руб­лей в месяц. Средние дис­петчерские заработки - это в среднем 16-17 тысяч. Для Москвы - средняя зарплата, но для юга России это очень приличные деньги. Диспет­черы получают надбавки за класс (от 20 до 40% от зарп­латы). Плюс - доплата за вредные условия труда по результатам аттестации, со­ставляющая почти четверть от основного заработка. Кроме всего перечисленного каж­дый квартал, в соответствии с изменением прожиточного минимума, производится ин­дексирование заработной платы. Есть у диспетчеров возможность подработать и за пределами АСУВД "Стре­ла" в нерабочее время:  после трех дней работы - три дня выходных.

Отпуск диспетчеров - 28 календарных дней, но к ним плюсуются еще 29 дополни­тельных. Почти два месяца отдыха. Для сравнения: дис­петчеры США "гуляют" всего-то 20 дней в году - две неде­ли отпуска и 7 дней за рабо­ту по праздникам.

Теперь о льготах. Это - бесплатный полет в любую точку России для диспетче­ра и 50% оплата стоимости билета для одного члена се­мьи. Для предприятия это влетает в "копеечку", по­скольку авиакомпании и "Аэронавигация Юга" - теперь разные структуры, за все надо платить. Раз в два года дис­петчеры полностью обследу­ются (бесплатно) на врачебно-летной экспертной ко­миссии. Если медики нахо­дят какие-то отклонения от нормы, то путевки в санато­рий оплачивает предприятие (к слову, о здоровье: в лю­бой из трех смен диспетчеру полагается бесплатный горя­чий обед с салатом, компо­том, булочкой...). Можно го­ворить о льготах для отдыха детей в летних лагерях, о за­купке путевок в Сочи и на Кавказские Минеральные Воды, о пенсии, которая на­ступает для диспетчеров по достижении 55 лет, о допол­нительных выплатах на этом не простом для пенсионеров рубеже...

Единственное, чего не хва­тает в этом "социализме" - раздачи бесплатных квартир. - Предприятие не может обеспечить сотрудников бес­платным жильем. Рыночные цены на квартиры для нас слишком велики, - разводит руками замгендиректора ГУДП "Аэронавигация Юга" Игорь Зотов.

От такой степени социаль­ной защищенности диспет­черской службы "Стрелы" ста­новится даже не по себе. Мир за пределами предпри­ятия давно отвык от бесплат­ных горячих обедов, льготных путевок для детей, санатор­ного лечения без оплаты из собственного кармана... То ли предприятие безнадежно отстало от времени, застряв в социалистическом прошлом, то ли стремительно опереди­ло его,

В контексте увиденного недавние скандальные собы­тия с пикетами диспетчеров, перечислением ими в голов­ное предприятие ежеквар­тальной надбавки выглядят нелогично и труднообъясни­мо. Кстати, подобного рода акции, как правило, настора­живают международных тран­зитных пользователей наших воздушных путей. Они пред­почитают пользоваться услу­гами центров, обеспеченных не только высококлассным оборудованием и отличными специалистами, но и хотят гарантий стабильной работы диспетчеров.

Покидая "Стрелу", загляну­ли еще в один из диспетчер­ских залов. Здесь ремонтом и не, пахнет. На полу - обо­дранные металлические плиты, старая мебель, на монито­рах оборудования четверть­вековой давности дрожат изображения "объектов". Здесь работают военные дис­петчеры ЮФО. В месяц они получают 3000 рублей.

26 мая 2004г., «Наше Время».
.