ЧТОБ ДОЛЕТЕЛИ БЛАГОПОЛУЧНО
С земли не видно тех небесных дорог, что избороздили голубую гладь над головой. "Вот сейчас над нами в небе... один, два... семь... шестнадцать бортов", - показывает на монитор руководитель полетов в смене автоматизированной системы управления воздушным движением (АСУВД) "Стрела" Владимир Ильин. - "Вот французский борт возвращается в Париж... А это - сингапурский борт летит в Лондон... Более половины всех транзитных судов - международные: из Европы в Юго-Восточную Азию и назад. А над нейтральными водами американцы летают в Ирак, Афганистан. ...У нас тут -шумный перекресток". Вот так. А поднимешь голову -простор безбрежный, лети - не хочу.
НА САМОМ деле небесные "дороги" не слишком широки - всего-то 10 км. Одновременно в этих коридорах на разной высоте, которую принято называть "эшелонами", могут лететь как в одном, так и в разных направлениях несколько бортов. Как развести самолеты, летящие в небесах, как распределить их по воздушным трассам и эшелонам, чтобы, упаси Бог, не случилось трагедии, подобной той, что потрясла весь мир, когда из-за столкновения самолетов борт из Башкирии, с детьми, упал у германского Боденского озера? Для этого и существует предприятие"Аэронавигация Юга", в состав которой входит система "Стрела".
- Мы обслуживаем воздушное движение над территорией 13 субъектов РФ, акваториями Азовского, Каспийского, Черного морей, - рассказывает заместитель генерального директора предприятия Игорь Зотов. - Интенсивность полетов над территорией Южного федерального округа и морскими акваториями уступает только Москве. А само предприятие - самое крупное в России, здесь работают почти 4000 человек. Аэронавигационное обслуживание, обеспечение безопасного, экономичного и регулярного воздушного движения не только на воздушных трассах, но и в районах аэродромов и авиационных работ - вот главные задачи ГУДП "Аэронавигация Юга". Кстати, сотрудники предприятия в качестве экспертов участвовали в расследовании трагедии, когда несколько лет назад в Черное море упал самолет ТУ-154, летевший из Израиля в Сибирь. Только благодаря уникальному оборудованию, установленному в Северо-Кавказском филиале предприятия, стало возможным установить, что самолет был сбит украинской ракетой.
Безопасность полетов и "Индра"
Под ногами гулко гудят металлические плиты коридоров системы "Стрела". Под ними - коммуникации и воздуховоды, быстрый доступ к которым и обеспечивают плиты. В здании - ремонт, скоро вместо металла ляжет пластик, как и в полностью переоборудованном аппаратном зале. Сюда мы попадаем из старого вычислительного комплекса, где все еще стоит старое громоздкое оборудование, где при разговоре надо повышать голос, чтобы перекричать шум работающих мощных кондиционеров - без их работы оборудование отключалось, лишь только температура воздуха превышала 20 градусов. В новом аппаратном зале - светло, тихо, прохладно, звук шагов гасят все те же плиты, но - пластиковые, с мягким покрытием. Немногочисленные сотрудники обслуживают гордость и радость "Стрелы" - новое оборудование "Индра", полностью соответствующее международным стандартам. За границей на нем работают в известном немецком центре DFS.
- От старого оборудования новое отличается так же, как, скажем, компьютер 80-х годов отличается от нынешнего", - находит верное сравнение главный инженер АСУВД "Стрела" Владимир Макарычев. - Одно из главных достоинств "Индры" - при перегрузке воздушного пространства судами новое оборудование анализирует возможные предпосылки для конфликтной ситуации (сближение самолетов) и подсказывает диспетчеру, как откорректировать режим их по--лета, выдержав безопасные интервалы для воздушных судов.
DoyouspeakEnglish?
В огромном, чуть меньше футбольного поля, диспетчерском зале свет приглушен - так легче наблюдать за мониторами. Вдоль их длинного ряда во вращающихся креслах - диспетчерская смена. Между собой диспетчеры переговариваются на родном русском. А вот общение с экипажами иностранных бортов ведется только на международном языке IKAO - английском. Для этого предприятие направляет диспетчеров на бесплатные трехмесячные языковые курсы, дающие специальные знания. Есть и двухгодичные курсы, значительно расширяющие возможности диспетчерских переговоров с бортом. Кстати, за знание языка в таком объеме диспетчеру положена соответствующая доплата. Для нештатных ситуаций, которые могут возникнуть во время полетов, в смену обязательно входит переводчик, способный вести с бортом диалог за пределами профессиональной терминологии. По программе, утвержденной Минтрансом, к 2010 году в диспетчерских креслах должны остаться только те, кто владеет разговорным английским.
Плюс человеческий фактор
У одного диспетчера на связи может быть одновременно до десяти воздушных судов. Но, как говорят те, кто работал здесь еще в конце 80-х годов, нынешние нагрузки не идут ни в какое сравнение с прежними. "Раньше на диспетчере рубашка после дежурства мокрая была от пота! Судите сами: каждые два часа - рейсы на Москву, а еще - в Ленинград, Ташкент, Киев, Минск, Тбилиси... А сколько было рейсов в Сибирь..." - вспоминают старожилы. Теперь нагрузки куда скромнее. А с установкой нового оборудования работать станет еще комфортнее. Жидко-кристаллический экран не только щадит зрение, но и дает более устойчивое изображение отметок от воздушных судов, в отличие от "дрожащего" на старых мониторах. Кроме того, подстраховывая диспетчера, в случаях конфликтных ситуаций, новое оборудование "выдает" звуковые, цветовые, световые сигналы, словно говоря диспетчеру: "...посмотри на экран - что делается!". Интересуюсь: "Это на случай, если диспетчер дремлет?" Но такого не бывает: руководители полетов в смене организуют работу и распределяют нагрузки так, что всегда есть подмена - диспетчеры, готовые заменить коллег на время положенного обеда, отдыха и других естественных отлучек. Кстати, по мнению специалистов диспетчерской службы, трагедия, произошедшая в небе над Германией, в которой погибли дети из Башкирии, имеет чисто личностные причины, о которых мы можем только догадываться: отвернулся ли диспетчер, заговорился, задумался? Человеческий фактор сыграл тут главную роль - ведь оборудование швейцарского центра, который "вел" башкирский борт, едва ли уступает "Индре". Диспетчеры знают, что чаще всего аварии бывают в то время, когда нагрузки у диспетчера минимальные. А это всегда расслабляет.
Почти социализм
Все диспетчеры, работающие на АСУВД "Стрела", имеют высокую квалификацию, будучи выпускниками знаменитой Санкт-Петербургской академии гражданской авиации или высших летно-штурманских училищ. Высокий профессионализм и ответственность за человеческие жизни не может низко оплачиваться. Действительно, заработок диспетчера без выслуги (с полугодовым стажем) достигает 12-13 тысяч рублей в месяц. Средние диспетчерские заработки - это в среднем 16-17 тысяч. Для Москвы - средняя зарплата, но для юга России это очень приличные деньги. Диспетчеры получают надбавки за класс (от 20 до 40% от зарплаты). Плюс - доплата за вредные условия труда по результатам аттестации, составляющая почти четверть от основного заработка. Кроме всего перечисленного каждый квартал, в соответствии с изменением прожиточного минимума, производится индексирование заработной платы. Есть у диспетчеров возможность подработать и за пределами АСУВД "Стрела" в нерабочее время: после трех дней работы - три дня выходных.
Отпуск диспетчеров - 28 календарных дней, но к ним плюсуются еще 29 дополнительных. Почти два месяца отдыха. Для сравнения: диспетчеры США "гуляют" всего-то 20 дней в году - две недели отпуска и 7 дней за работу по праздникам.
Теперь о льготах. Это - бесплатный полет в любую точку России для диспетчера и 50% оплата стоимости билета для одного члена семьи. Для предприятия это влетает в "копеечку", поскольку авиакомпании и "Аэронавигация Юга" - теперь разные структуры, за все надо платить. Раз в два года диспетчеры полностью обследуются (бесплатно) на врачебно-летной экспертной комиссии. Если медики находят какие-то отклонения от нормы, то путевки в санаторий оплачивает предприятие (к слову, о здоровье: в любой из трех смен диспетчеру полагается бесплатный горячий обед с салатом, компотом, булочкой...). Можно говорить о льготах для отдыха детей в летних лагерях, о закупке путевок в Сочи и на Кавказские Минеральные Воды, о пенсии, которая наступает для диспетчеров по достижении 55 лет, о дополнительных выплатах на этом не простом для пенсионеров рубеже...
Единственное, чего не хватает в этом "социализме" - раздачи бесплатных квартир. - Предприятие не может обеспечить сотрудников бесплатным жильем. Рыночные цены на квартиры для нас слишком велики, - разводит руками замгендиректора ГУДП "Аэронавигация Юга" Игорь Зотов.
От такой степени социальной защищенности диспетчерской службы "Стрелы" становится даже не по себе. Мир за пределами предприятия давно отвык от бесплатных горячих обедов, льготных путевок для детей, санаторного лечения без оплаты из собственного кармана... То ли предприятие безнадежно отстало от времени, застряв в социалистическом прошлом, то ли стремительно опередило его,
В контексте увиденного недавние скандальные события с пикетами диспетчеров, перечислением ими в головное предприятие ежеквартальной надбавки выглядят нелогично и труднообъяснимо. Кстати, подобного рода акции, как правило, настораживают международных транзитных пользователей наших воздушных путей. Они предпочитают пользоваться услугами центров, обеспеченных не только высококлассным оборудованием и отличными специалистами, но и хотят гарантий стабильной работы диспетчеров.
Покидая "Стрелу", заглянули еще в один из диспетчерских залов. Здесь ремонтом и не, пахнет. На полу - ободранные металлические плиты, старая мебель, на мониторах оборудования четвертьвековой давности дрожат изображения "объектов". Здесь работают военные диспетчеры ЮФО. В месяц они получают 3000 рублей.
26 мая 2004г., «Наше Время».
|