Тот, кто не боится брать на себя ответственность
Валерий Михайлович ГОРБЕНКО — заслуженный военный лётчик СССР, Герой России. Возглавляет государственное унитарное дочернее предприятие «Аэронавигация Юга».
Наш разговор с ним накануне праздника начался с вопроса о его работе.
— «Аэронавигация Юга» образовалась в результате реорганизации — объединения трёх унитарных дочерних предприятий: Ростовской «Стрелы», «Волгоградаэронавигации», «Кавказаэронавигации». Это произошло в октябре 2002 года. 2003 год по сути первый год, когда мы работали в новом составе, осуществляли аэронавигационное обслуживание пользователей воздушного транспорта, обеспечивали безопасность движения. «Аэронавигация Юга» — крупнейшее предприятие в Государственной корпорации по организации воздушного движения. Мы обслуживаем воздушное движение над тринадцатью субъектами Федерации, проводим воздушные суда над Азовским, Чёрным, Каспийским морями. Если перевести это на язык цифр, то площадь обслуживаемого нами воздушного пространства составляет 750 тысяч квадратных километров, за сутки обслуживаем около двух тысяч воздушных судов в летнее время и около тысячи — в зимнее. Численность предприятия сейчас — более 4 тысяч человек.
—С какими результатами вы завершили год? Какие задачи удалось решить?
—Основной итог работы нашего предприятия в прошлом году я бы назвал положительным: главная цель — обеспечение безопасности полётов — достигнута. Не произошло ни одного случая, когда по вине личного состава произошло какое-либо чрезвычайное происшествие. В сложный период становления приходится решать ещё одну очень важную проблему — невыполненные долговые обязательства. Сложность в том, что мы обязаны ликвидировать все долги, которые имелись у предприятий, вошедших в состав «Аэронавигации Юга». Уверен, в скором будущем нам с этим удастся справиться. Как и с тем, чтобы заставить наших должников заплатить за оказанные нами услуги, выполненные работы.
—Каковы планы на будущее?
—Согласно федеральному закону о государственных муниципальных унитарных предприятиях, все дочерние предприятия, подобные нашему, должны быть присоединены к головному, получив статус филиалов. Для нас это обернётся тем, что мы потеряем статус юридического лица. Все договоры по обслуживанию воздушных судов на подконтрольных нам территориях будут теперь заключаться Государственной корпорацией по организации воздушного движения. Это создаст определённые трудности: из Москвы всем нашим огромным хозяйством управлять трудно. Здесь, на местах, виднее, как оптимальнее организовать дело, да и в плане оперативности мы значительно мобильнее. Думаю, что результаты подобной централизации вряд ли окажутся положительными. И нынешний год это, думаю, подтвердит.
—Как чувствует себя военный человек на гражданской службе? Что, на ваш взгляд, самое сложное в вашей нынешней деятельности?
—Самое сложное — взаимоотношение с людьми. С руководителями предприятий-партнёров, с подчинёнными. В армии отдаёшь приказы, а они, как известно, не обсуждаются. Здесь же надо убеждать, договариваться, доказывать, искать компромиссы. Много пришлось вести переговоров, к примеру, с профсоюзами авиадиспетчеров, в конце концов всё-таки смогли принять решение, удовлетворившее обе стороны. Исходили при этом из реального положения дел: из того, что имеем на сегодняшний день, а не из того, что кому-то хотелось бы. А к слову сказать, зарплата у нас сейчас в два с лишним раза больше, чем в среднем по Южному федеральному округу.
На предприятии сложилась сильная команда. Грамотный, опытный директорский корпус — это руководители 7 наших филиалов. Работоспособные, ответственные заместители, они действуют по принципу: не ныть, а решать возникающие проблемы, искать для этого оптимальные пути. Многие из них — тоже бывшие военные, с некоторыми мы вместе служили. Несомненно, они внесли организованность, системность в работу. Гражданские специалисты воспринимают это как должное, работают так же чётко, грамотно.
—Валерий Михайлович, хотелось бы задать вам несколько вопросов личного плана. И первый: как начиналась ваша карьера военного лётчика?
—С самого детства: у меня отец работал авиатехником, я пропадал у него на аэродроме. А после восьмого класса отправился поступать в... мореходку. Но не прошёл по состоянию здоровья. Поступил в ремесленное училище, получил специальность слесаря-монтажника, окончил за это время вечернюю школу. И всё это время очень интенсивно занимался спортом. Когда подал документы в Ейское лётное училище, у медкомиссии к моему здоровью уже претензий не было.
Наш выпуск называют в училище счастливым: меньше по сравнению с другими потерь при выполнении заданий. Из выпуска мы двух человек потеряли в воздухе. А один курсант погиб ещё во время учёбы, не успел катапультироваться, отводил от села падающий самолёт. На месте его гибели установлен памятник, сельчане до сих пор чтят подвиг молодого курсанта.
Мне довелось служить в Средней Азии, Забайкалье, Прибалтике, в ГДР. Воевал в Афганистане, впервые приземлился в Кабуле в ночь с 31 декабря 1979 на 1 января 1980, в самый первый день ввода советских войск в эту страну.
И свою первую награду — звание заслуженного военного лётчика — я получил ещё во времена Советского Союза.
—А звание Героя России?
—В 2000 году. Указ подписал В.В. Путин, когда ещё исполнял обязанности президента, а вручал её уже будучи президентом.
—Выбрав профессию лётчика, вы с самого начала хотели быть именно военным? Гражданская авиация не прельщала?
—Никогда. Да и в военной авиации летал только на боевых одноместных самолётах. Это сложно, связано с огромным напряжением, но безумно интересно. За время службы мне неоднократно предлагали разные должности, но если я знал, что должен буду отказаться от полётов, не соглашался. Но пришёл срок, и в 55 лет, как полагается, ушёл на пенсию. Хотя, честно признаться, до сих пор болезненно это воспринимаю. А по состоянию здоровья всё ещё годен к полётам.
— В авиации служат профессионалы, здесь по-другому и нельзя. Как вы считаете, а всю армию стоит переводить на профессиональную основу?
—Стоит. Перевод армии на контрактную основу — это положительный момент. Но этот принцип мало провозгласить, такую армию нужно строить, обеспечить социальными льготами, достойными материальными вознаграждениями служащих. И альтернативная служба тоже должна быть, но с ней до сих пор как следует не продумали, к сожалению. При этом, считаю, хотя бы полгода военной службы нужно пройти каждому мужчине. Армия их научит многому тому, что в жизни обязательно пригодится.
—Валерий Михайлович, а как вы отмечаете День защитников Отечества?
—Обычно в кругу семьи. Я ведь не единственный военнослужащий. Служила моя супруга, недавно только ушла на пенсию. Служит старшая дочь, она лейтенант. Младшая дочь — врач, но работает в военной поликлинике, зять — подполковник. В этом году накануне праздника собираются на традиционную встречу сослуживцы из Туркестанского военного округа. Меня пригласили, собираюсь поехать.
Накануне праздника я хочу поздравить также участников ВОВ: Коливердова Николая Николаевича, участника обороны г. Ленинграда (работал инженером в Южно-Волжском филиале), Матвиенко Марию Степановну — СКФ АУВД «Стрела», труженицу тыла; Шматкова Константина Петровича — штурмана СКФ АУВД «Стрела», труженика тыла; Ткаченко Ивана Фёдоровича — работал диспетчером службы движения Черноморского филиала; Безгребельного Василия Павловича — работал диспетчером службы движения Черноморского филиала, принимал участие в строительстве аэропорта в г. Сочи.
—Валерий Михайлович, кто такой, по-вашему, настоящий мужчина?
—Тот, кто не боится брать на себя ответственность, не перекладывает её ни на кого.
18 февраля 2004г., «Ростов Официальный».
|