УСЛЫШАТЬ ДРУГ ДРУГА
В РОСТОВЕ РАБОТАЕТ ЕДИНСТВЕННЫЙ НА ЮГЕ РОССИИ ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ НЕСЛЫШАЩИХ УЧАЩИХСЯ
Представьте, что больше никогда вам не доведется услышать ни шума машин в загазованном городе, ни трелей ласточек летним вечером. Глухота не лечится. А неслышащих детей в нашем регионе, по наблюдениям Виталия Тихоновича Турыгина, становится все больше. В.Т. Турыгин возглавляет Центр образования неслышащих учащихся. Центр находится по ростовскому адресу: Суворова, 127.
ПРИЧИНЫ глухоты, с точки зрения специалистов, кроются в порой слишком больших дозах антибиотиков при лечении тяжелых болезней в грудном возрасте. Когда встает вопрос о жизни или смерти ребенка, врачи говорят, что необходимы лекарства. Но условие одно: маленький человек может вырасти глухим. Ну, а о том, почему болеют, и говорить лишний раз не хочется. Плохая экология и так далее...
Кроме того, в семьях глухих рождаются дети. И случаи, когда ребенок, появившийся на свет, не перенимает по наследству глухоту родителей, увы, единичны.
Помочь приспособиться к миру слышащих и призван Центр образования неслышащих учащихся. Он образован в июне 1998 г. Однако свою историю ведет с сентября 1920 г. Именно тогда на базе колонии малолетних преступников создали группу учащихся из 16 человек. В июне 1923 г. появилась специальная школа-интернат для глухих детей. Готовить к работе на производстве стали 50 человек.
Сегодня Центр состоит из дневного и вечернего отделений. Есть еще медицинская часть и диагностико-реабилитационный блок. Тут за ребятами наблюдают врачи, ведется контроль самочувствия учащихся.
Учатся в Центре с нулевого по двенадцатый класс. В этом учреждении перешли на "двенадцатилетку" уже давно. Детей сюда направляют по заключению медико-педагогической комиссии. И некоторое время им нужно для адаптации.
От обычной школы тут разве что преподаватели да предметы. Но методика работы совсем иная. Своих учеников учителя-дефектологи, воспитатели, "предметники' стараются научить читать по губам. Знать язык губ проще, чем общаться с помощью жестов. Жесты знакомы только сурдопереводчикам...
Главная проблема, над которой бьются сотрудники этого не совсем обычного образовательного учреждения: как развить память, словесно-логическое мышление. И потом, как и в любой школе, к каждому ученику требуется найти свои подход. А уроки тут бывают частенько не совсем обычные: уроки-путешествия, уроки с игровой направленностью. Типичный вопрос раннего школьного детства "как познать мир" приходится решать на особом уровне.
Понятно, что в Центре есть и свои таланты. К примеру, ребята очень любят рисовать. Интересно, что руководит здешней изостудией бывшая выпускница, сама лауреат очень многих конкурсов по изобразительно-выразительному искусству Ольга Масесова. Теперешние ее воспитанники рисуют и портреты, и пейзажи. Главное, что творчество неизменно помогает раскрасить их собственную жизнь цветными, а не серыми красками. В Центре воспитываются две сироты. Одна из них, Римма Болдырева, учится в восьмом классе и обожает рисовать, это у нее замечательно получается. Другая девочка, Зоя Галиченко, по собственной инициативе стала нештатным директором столовой. Любит следить за порядком, как настоящая хозяйка. В дальнейшей жизни, когда Центр распахнет свои двери для питомцев-выпускников, может быть, они изберут карьеру вольных художников. А что, как рассказал директор Центра, некоторые выпускники уже в их числе.
Вот не так давно здесь заключили договор со строительно-художественным лицеем № 10. Теперь учащиеся в старших классах, наравне с общим, получают и специальное образование по специальностям: "швея" (девочки) и "сборщик обуви" (мальчики). А с прошлого года тут учат воспитателей дошкольного учреждения на базе Донского педагогического колледжа. В Центре мечтают, чтобы ученики имели возможность и высшее образование получить в Ростовском педагогическом университете, как в педколледже уже получают по специальности "воспитатель дошкольного учреждения".
Мало у нас сурдопереводчиков! - вот "крик души" В.Т. Турыгина. - Приходится приглашать их с "Роствертола" и "Ростсельмаша". В таком большом городе, как Ростов кажется, они только там остались. Я считаю, что сурдопереводчика в каждом учебном заведении собственного иметь необходимо!
И правда, ведь во многих вузах в том числе и ростовских, есть глухие студенты. Это счастье, что почти все они уже поучились в Центре образования неслышащих. Теперь одолевают высшее образование, как первокурсник Артем Тюрин, который в Ростовском строительном университете блестяще сдает экзамены, или Рома Иванов. Последний учится уже не один год в Краснодарской академии физкультуры.
Заботиться о своей жизни воспитанники Центра сами начинают. Почти что половина из них на вечернем отделении создает семьи. Практически всегда это бывает брак между учеником и одноклассницей. Такое, вероятно, случалось и в студенческие годы с кем-то из наших читателей.
...Читать по губам. По-моему, для любого здорового человека это страшно. Не слышать мир... Но жизнь, повторю эту сто раз высказанную истину, продолжается. Часовщиком, массажистом... Да мало ли еще профессий могут освоить в дальнейшем те, кто учился в Центре! Только вот мало у нас предприятий, где готовы взять неслышащего работника. Но разве это значит, что работник плох?..
9 августа 2002г. НВ.
|