rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Russian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Dutch English Estonian Finnish French Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Italian Japanese Korean Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

Содержание материала

УСЛЫШАТЬ ДРУГ ДРУГА

В РОСТОВЕ РАБОТАЕТ ЕДИНСТВЕННЫЙ НА ЮГЕ РОССИИ ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ НЕСЛЫШАЩИХ УЧАЩИХСЯ

Представьте, что больше никогда вам не доведется услышать ни шума машин в загазованном городе, ни трелей ласточек летним вечером. Глухота не лечится. А неслышащих детей в нашем регионе, по наблюдениям Виталия Тихоновича Турыгина, становится все больше.  В.Т. Турыгин возглавляет Центр образования неслышащих учащихся. Центр находится по ростовскому адресу: Суворова, 127.

ПРИЧИНЫ глухоты, с точки зрения специалистов, кроются в порой слишком больших дозах антибиотиков при лечении тяжелых болезней в грудном возрасте. Когда встает вопрос о жизни или смерти ребенка, врачи говорят, что необходимы лекарства. Но условие одно: маленький человек может вырасти глухим. Ну, а о том, почему болеют, и говорить лишний раз не хочется. Плохая экология и так далее...

Кроме того, в семьях глухих рождаются дети. И случаи, когда ребенок, появившийся на свет, не перенимает по наследству глухоту родителей, увы, единичны.

Помочь приспособиться к миру слышащих и призван Центр образования неслышащих учащихся. Он образован в июне 1998 г. Однако свою историю ведет с сентября 1920 г. Именно тогда на базе колонии малолетних преступников создали группу учащихся из 16 человек. В июне 1923 г. появилась специальная школа-интернат для глухих детей. Готовить к работе на производстве стали 50 человек.

Сегодня Центр состоит из дневного и вечернего отделений. Есть еще медицинская часть и диагностико-реабилитационный блок. Тут за ребятами наблюдают врачи, ведется контроль самочувствия учащихся.

Учатся в Центре с нулевого по двенадцатый класс. В этом учреждении перешли на "двенадцатилетку" уже давно. Детей сюда направляют по заключению медико-педагогической комиссии. И некоторое время им нужно для адаптации.

От обычной школы тут разве что преподаватели да предметы. Но методика работы совсем иная. Своих учеников учителя-дефектологи, воспитатели, "предметники' стараются научить читать по губам. Знать язык губ проще, чем общаться с помощью жестов. Жесты знакомы только сурдопереводчикам...

Главная проблема, над которой бьются сотрудники этого не совсем обычного образовательного учреждения: как развить память, словесно-логическое мышление. И потом, как и в любой школе, к каждому ученику требуется найти свои подход. А уроки тут бывают частенько не совсем обычные: уроки-путешествия, уроки с игровой направленностью. Типичный вопрос раннего школьного детства "как познать мир" приходится решать на особом уровне.

Понятно, что в Центре есть и свои таланты. К примеру, ребята очень любят рисовать. Интересно, что руководит здешней изостудией бывшая выпускница, сама лауреат очень многих конкурсов по изобразительно-выразительному искусству Ольга Масесова. Теперешние ее воспитанники рисуют и портреты, и пейзажи. Главное, что творчество неизменно помогает раскрасить их собственную жизнь цветными, а не серыми красками. В Центре воспитываются две сироты. Одна из них, Римма Болдырева, учится в восьмом классе и обожает рисовать, это у нее замечательно получается. Другая девочка, Зоя Галиченко, по собственной инициативе стала нештатным директором столовой. Любит следить за порядком, как настоящая хозяйка. В дальнейшей жизни, когда Центр распахнет свои двери для питомцев-выпускников, может быть, они изберут карьеру вольных художников. А что, как рассказал директор Центра, некоторые выпускники уже в их числе.

Вот не так давно здесь заключили договор со строительно-художественным лицеем № 10. Теперь учащиеся в старших классах, наравне с общим, получают и специальное образование по специальностям: "швея" (девочки) и "сборщик обуви" (мальчики). А с прошлого года тут учат воспитателей дошкольного учреждения на базе Донского педагогического колледжа. В Центре мечтают, чтобы ученики имели возможность и высшее образование получить в Ростовском педагогическом университете, как в педколледже уже получают по специальности "воспитатель дошкольного учреждения".

Мало у нас сурдопереводчиков! - вот "крик души" В.Т. Турыгина. - Приходится приглашать их с "Роствертола" и "Ростсельмаша". В таком большом городе, как Ростов кажется, они только там остались. Я считаю, что сурдопереводчика в каждом учебном заведении собственного иметь необходимо!

И правда, ведь во многих вузах в том числе и ростовских, есть глухие студенты. Это счастье, что почти все они уже поучились в Центре образования неслышащих. Теперь одолевают высшее образование, как первокурсник Артем Тюрин, который в Ростовском строительном университете блестяще сдает экзамены, или Рома Иванов. Последний учится уже не один год в Краснодарской академии физкультуры.

Заботиться о своей жизни воспитанники Центра сами начинают. Почти что половина из них на вечернем отделении создает семьи. Практически всегда это бывает брак между учеником и одноклассницей. Такое, вероятно, случалось и в студенческие годы с кем-то из наших читателей.

...Читать по губам. По-моему, для любого здорового человека это страшно. Не слышать мир... Но жизнь, повторю эту сто раз высказанную истину, продолжается. Часовщиком, массажистом... Да мало ли еще профессий могут освоить в дальнейшем те, кто учился в Центре! Только вот мало у нас предприятий, где готовы взять неслышащего работника. Но разве это значит, что работник плох?..

9 августа 2002г. НВ.
.