rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Russian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Dutch English Estonian Finnish French Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Italian Japanese Korean Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

ОТМИРАЮЩАЯ ДОЛЖНОСТЬ?

405Когда в 1961 году я начинал работать в первом творческом коллективе – в студии телевидения – то был самым молодым сотрудником, а сейчас – самый старый в редакции газеты «Наше время». Да и мой юбилей практически совпадает с юбилеем газеты (разница в один месяц – это не срок), а то, что я младше газеты на 20 лет, так среди людей сейчас встречаются браки и не с такой разницей в возрасте. А с «Нашим временем» я уже живу 10 лет.

В 1971 году в Душанбе проходил Всесоюзный семинар фотожурналистов, на котором среди прочих выступал известный талантливый фоторепортёр, участник самых престижных выставок советской фотографии Всеволод Тарасевич. Среди его работ мне особенно запомнилась одна – «Приём в комсомол». На переднем плане снимка трепетная, взволнованная девушка в школьной форме поднимается на сцену, на которой стоит, видимо, комсомольский секретарь с равнодушным лицом и потряхивает комсомольским билетом (он слегка размыт).  На снимке явно видно, что торжественность момента для девушки разбивается о равнодушие комсомольского вождя, для которого этот приём – рутинная работа. Причём своим корпусом этот вождь перекрывает задник сцены, на которой висит портрет Ленина, и получается, что Владимир Ильич смотрит на всё происходящее одним глазом.

Всеволод Сергеевич тогда сказал мне с грустью, что этот снимок никогда не будет опубликован. Это было начало семидесятых. Сейчас на страницах газет можно увидеть всё что угодно. И всё-таки, мне кажется, что хотя фотография и делается через объектив, её объективность создаётся отношением автора снимка к происходящему событию.

Конечно, есть снимки, которые и сейчас в нашей газете не будут публиковать, но это уже позиция и линия газеты, и если ты эту позицию разделяешь, то и предлагаешь соответствующие снимки. Хотя не всегда можно и угадать.

Специфика работы в фотохронике ТАСС, когда из одной темы делаешь серию снимков, чтобы охватить больше изданий, наложила отпечаток, и сейчас в газету приносишь больше снимков, чем нужно для иллюстрации материала. Здесь уже зависит от секретариата и редактората –  что увидит читатель. К примеру, под снимки с минувшего Парада Победы редакция отвела всю первую полосу, что доброжелательно отметили не только наши читатели, но и коллеги из «соперничающих» изданий.

И ещё одна привычка осталась от «советских времён»: «Это я снимаю для газеты, а это – для себя». Такая методика являлась как бы неосознанным протестом против постоянно ощущаемого фотожурналистами диктата редакций, требующих строго определённой продукции – фотографии «декларирующей и констатирующей». Например, в одной из областных газет, где я работал, лучшим снимком мог стать механизатор у трактора, подтягиваюший ключом гайку, с наградами на груди.

А вот в «Нашем времени», когда, казалось бы, снимок из серии «для себя» – находит место на газетной полосе. И не только снимки, но и коллажи.

Кстати, о размещении фотографий. Одни считают, что на полосе должен быть один крупный снимок, другие – что материал лучше раскрывается несколькими снимками. Одни предпочитают снимки, разбросанные по материалу, другие - за «блочную» подачу… Наверное, всё имеет право на существование – с одним условием – это должно быть зрительно привлекательно и интересно для читателя.

Размещение снимков можно отнести к извечному спору репортёров: как снимать – наблюдать жизнь, ловить мгновения или организовывать действительность? Репортаж или постановка? Наверное, на это может ответить только позиция самого автора, осознание того, что он хочет показать.

На мой взгляд, неплохие материалы появлялись в газете, когда мы по области ездили с Ириной Дударь. Это тогда печаталось о ветряной мельнице, сохранившейся в Ремонтненском районе, о том, как живут люди в Париже Ростовской области… А однажды – сорвалось задание. Не удалось встретиться с намеченным героем. Но не возвращаться же в редакцию из района без материала.  И вдруг мы услышали женское хоровое пение. Оказывается, под стенами маленькой церквушки группа женщин, устроившись на травке, отмечала какой-то церковный праздник. С журналистской бесцеремонностью мы напросились присоединиться к ним, и пока Ирина беседовала с женщинами, я снимал. В результате получился «тёплый жизненный материал».

Сейчас Ирина Дударь где-то в Америке.

Кстати, если какое-то время в газете не будет моих снимков, то, возможно, в это время я снимаю что-нибудь из тех материалов, что публиковались на наших страницах, наподобие праздника сирени на холмах Америки, где выращивают сорта «Владимир Ленин»  или «Московская красавица», а может быть, о многочисленных сортах американского пива, или о неустанном рокоте Ниагарского водопада.

А если этого не случится, то в газете будут другие материалы, других авторов, но непременно те, которых ждёт от нас наш читатель, потому что мы работаем – для вас.

Алексей Ковтун,
фотокорреспондент отдела информации
14.04.2006г., НВ.
.