rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Russian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Dutch English Estonian Finnish French Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Italian Japanese Korean Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

ИСТОРИЯ. Асмоловы: предприниматели и меценаты

48История компании “Донской Табак” – больше чем история отдельно взятого предприятия. Она многими нитями неразрывно связана с биографией нашего города, поскольку с самого основания и до наших дней табачная фабрика относится к градообразующим предприятиям.

В том, что рос и постепенно преображался Ростов, немалая заслуга основателей табачной фабрики. Асмоловы оставили добрый след на донской земле...

Свое начало Ростовская табачная фабрика ведет с 1857 года, когда на крохотном предприятии Асмолова была выпущена первая продукция. Кто же он, основатель известной табачной династии? Василий Иванович Асмолов родился в 1828 году в городе Обоянь Курской губернии. Начинал свою жизнь погонщиком у коробейников. Двадцати семи лет от роду приехал в Ростов, где и осел. Сначала занимался хлебной торговлей и маклерскими операциями, а через два года открыл совсем маленькую табачную фабричку на семь человек рабочих.

Первотолчком, как рассказывал сам Василий Иванович, стал следующий эпизод. Однажды взял он в лавке четверть фунта табаку. Но принюхался и понял – плохой товар, о чем и сказал лавочнику. Тот молча забрал “четвертку” и бросил на прилавок асмоловский гривенник. Купец не навязывался с товаром, а это могло означать лишь одно: табак, даже такого сомнительного качества, у него не залежится. И тут сметливый Асмолов понял: это прибыльное дело !

За полгода фабрика Василия Ивановича произвела 600 пудов табака. Дело просило расширения. Тогда Асмолов пригласил знающего компаньона Гавриила Шушпанова, оставил на него производство, а сам с партией товара двинулся покорять Россию. Исколесил Прибалтику и Сибирь, Поволжье и Кавказ. А вскоре продукция появилась и в Москве. Отменное качество и невысокая цена асмоловского табака завоевали белокаменную.

В 1860 году фабрика переработала уже 5000 пудов табака. Через год на петербургской выставке продукция асмоловского предприятия была удостоена похвального листа. Все шло как нельзя лучше, однако еще через год фабрика сгорела...

Но нет худа без добра. Когда б еще Василий Иванович собрался модернизировать производство! К тому же его авторитет в деловых кругах был уже настолько прочен, что ему дают кредиты, и буквально за три месяца на пепелище выросли новые двухэтажные корпуса, оснащенные современным как отечественным, так и импортным оборудованием.

Новые мощности требовали увеличения поставок сырья. Наряду с закупками табака в Одессе были налажены прямые поставки сырья из Турции и Бессарабии, за которые настойчивому ростовцу пришлось повоевать с посредниками. Зато теперь Асмолов мог закупать сырье впрок, с запасом на два-три года на случай неурожая.

Производство совершенствовалось и расширялось. Негласное товарищество Асмолова и Шушпанова в 1871 году стало официально именоваться Торговым домом “В.И. Асмолов и Ко”. Фирма теперь была в состоянии стимулировать посевы табака и начала кредитовать табачные плантации на Кубани. Автор “Энциклопедии старого Ростова” В. Сидоров дает такие характеристики делу Асмолова: “Это было талантливое предпринимательство, бизнес, американский по технологии, по напору, но российский по размаху, во всю ширь империи, от Варшавы до Петропавловска-Камчатского”.

Авторитет фирмы рос из года в год, асмоловские табаки получали признание на самых престижных выставках в Европе и Америке, их курили великие князья и сам Николай II. Василий Асмолов получает звание “поставщика двора Его Императорского Величества” и право маркировать этикетки своей продукции этой надписью...

Зарубежный рынок также дал свою оценку. В 1873 году товар Асмолова получил медаль на Венской выставке, в 1876 году – медаль на Филадельфийской, в 1878 году – на Парижской выставках. В 1881 году фирма получила две золотые медали от Европейского общества торговли и промышленности. И в том же году выплатила таможенного тарифа на 150 тысяч рублей золотом: призовые медали работали, как мощная реклама, поднимая у европейских курильщиков интерес к асмоловской продукции.

Но вскоре, в возрасте 53 лет, Василий Асмолов скоропостижно умирает. Хоронили его с почестями, ведь умер человек, который “...из ничего создал целую отрасль промышленности”.

Дело перешло к брату Василия Асмолова – Владимиру. Был он человеком образованным и, как брат, сметлив и предприимчив. Внешним обликом больше напоминал земского врача. Он не остановился на достигнутом и за короткий срок смог добиться известности и преуспевания. Переоснастил фабрику современными машинами, увеличил выпуск и расширил номенклатуру продукции. Табак уже выпускается первого, второго и третьего сорта, причем основная масса – табак первого сорта. За короткое время удваивается капитал, доставшийся от брата. В 1883 году было выпущено 200 миллионов папирос и выработано 100 тысяч пудов табака. В 1889 году установлены первые папиросонабивные машины.

В 1909–1910 годах на фабрике Асмолова устанавливаются 172 машины, среди которых оборудование системы “Айваз” производительностью 5,5 – 6 тысяч папирос в час, машины Влодаркевича и Секлюдского, вырабатывающие до 10 тысяч папирос в час. К 1912 году предприятие стало крупнейшей частной табачной фабрикой в мире по количеству вырабатываемого на ней табака. Число рабочих достигло двух тысяч человек.

Нельзя не отметить и того факта, что братьев Асмоловых отличало гуманное отношение к своим работникам. Об этом красноречивее всяких слов свидетельствуют “Правила внутреннего распорядка на табачной фабрике Торгового дома “В.И. Асмолов и Ко”, введенные в 1908 году. Все фабричные рабочие, независимо от их статуса, пользовались бесплатным лечением, получали денежное пособие в случае временной нетрудоспособности. Умение находить общий язык с рабочими, способность в любой ситуации обходить острые углы и достигать взаимопонимания добавляли популярности табачному магнату. Не случайно вскоре его выбирают депутатом городской Думы. Он строит грандиозные планы благоустройства Ростова.

Ростов обязан Асмолову многим, если говорить о его вкладе в культурно социальную сферу. В первую очередь – это знаменитый Асмоловский театр. В дар городу были построены больничная палата, здания городского музея и библиотеки, богадельня, два клуба для табачников и велодром в городском саду. К сожалению, в 20-е годы все построенное Асмоловым было уничтожено.

За большие заслуги перед Всевеликом войском Донским в 1910 году Владимир Асмолов был принят в казаки. К 1914 году в “империю” Асмоловых уже входят и две другие табачные фабрики, действующие в те годы в Ростове, – “Товарищество Я.С. Кушнарева” и табачная фабрика Торгового дома “Братья И. и А. Асланиди”.

1916 год стал рекордным по количеству выпущенной продукции – 5 миллиардов штук папирос и более 2 тысяч тонн курительного табака. Номенклатура выпускаемой продукции впечатляет. От простых папирос “В.И. Асмолов и Ко” до ритуальных и заказных. В период первой мировой войны выпускаются папиросы “Геройские”, для утонченных лиц предлагались “Бомонд”, “Кинь-Грусть”, “Сенаторские”, “Бальные”, для патриотов – “Московские”, “Русская избушка” и другие. Но постепенно Владимир Асмолов уходит от табачных дел, уступив свой синдикат Ростовскому купеческому банку. Дальнейшая судьба характерна для многих русских предпринимателей той эпохи, которые вынуждены были бежать от новой власти. Свой жизненный путь ростовский фабрикант, один из основателей табачной империи и благоустроитель нашего города, щедрый меценат (если подсчитать выделенные им на благотворительные нужды деньги, получится сумма в сотни тысяч рублей!), закончил вдали от родины, во Франции. Там он и умер никому не известным эмигрантом. Умер в полной ищете и забвении.

Однако людская молва хранит память об этих двух русских самородках – Василии и Владимире Асмоловых, оставивших заметный след в жизни Ростова. По-прежнему старожилы называют здания, построенные табачными магнатами, асмоловскими. И на том месте, где находились цеха табачной фабрики Асмолова, расположились цеха ОАО “Донской Табак”. Но это уже другая страница нашей истории.

В статье использованы материалы книги В.Н. Лобжанидзе и Г.Ф. Лаптева “Путешествие по старому Ростову”.
.