Что получим из трубы
Известие о строительстве завода по сжиганию илового осадка на левом берегу Дона горожане встретили неоднозначно. И всё же нельзя не учитывать, что наш город развивается, изменения не могут не происходить. Главное, чтобы на смену старым технологиям приходили более экологичные. А так ли это, каждый журналист хочет узнать и, если можно, увидеть своими глазами. Поэтому приглашение от ростовского Водоканала поехать на очистные сооружения предприятия, где начато строительство завода, и задать напрямую вопросы специалистам, пришлось кстати.
Невидимые трудяги
И вот — левый берег Дона. Журналистов ведут по территории, показывая первый этап очистки: здесь решётки отсеивают бытовой мусор, попавший в канализационные стоки. Чего тут только нет! Детские игрушки, зажигалки, выпавшие из рук горожан, потерянные в ванной серёжки — и если бы только это... Затем — остальные этапы.
С большим интересом журналистская братия отнеслась к просмотру недавно построенного блока ультрафиолетового обеззараживания сточных вод на Ростовской станции аэрации. Эта технология — действительно, большой шаг вперёд. Благодаря ей Водоканал отказывается от хлорирования сточных вод, что во многом улучшит экологическую ситуацию.
Но главное, ради чего мы приехали, — это, конечно, проблема с остатками живого ила. Мы идём вдоль длинной цепи прудов с так называемым живым илом. Невидимые глазу бактерии трудятся, очищая воду от загрязнений.
Дело в том, что и у живого ила есть свой предел выработки. Массу, остающуюся после очистки канализационных вод, убирают и вывозят на специальные бетонированные площадки. Она похожа на липкую глину, только очень противно пахнет. Проблема не только в неприятном запахе, который исходит от илов и хорошо ощущается, например, жителями Западного жилого массива при ветре, налетающем с того берега Дона. В первые три года хранения на открытом воздухе эта масса выделяет метан и опасные сернистые соединения, которые влияют на нервную систему человека — а это похуже просто дурного аромата.
Между тем в Ростове пользуются этой технологией около 40 лет — за прошедшие десятилетия «иловые карты» заняли территорию в 30 гектаров. Огромные площади! И если концентрат, в котором находятся загрязняющие вещества, попадёт в почву и в реку (а ведь бетон тоже невечный, может и потрескаться!), это грозит экологической катастрофой для Дона и Приазовья.
О том, что проблему нужно поскорее решать, говорили ещё много лет назад. Появлялось и предложение по строительству завода по сжиганию илов. Но тогда технологии были совсем другими, и от строительства решили отказаться.
О том, почему сейчас технологии сочли подходящими для нашего миллионного города, рассказал Сергей ШНЕЙДЕР, заместитель гендиректора ОАО «ПО Водоканал»:
— Мы выбирали нужное предложение на протяжении двух лет, многие просто отсеяли. Остановились на экономически целесообразном, которое позволит утилизировать иловые осадки с выработкой тепла и электроэнергии. Это покроет энергетические затраты самого завода, а излишки будут переданы Водоканалу. Мы не используем устаревшие технологии. Те, которые мы выбрали, относятся в Европе к числу лучших современных технологий, рекомендуемых при организации производства.
Трёхступенчатая очистка
Недоверчивых журналистов волновало больше всего то, насколько безопасен завод для окружающей среды. Что он выдаст в атмосферу?
Подробно о применяемых технологиях рассказал журналистам Виталий ГИСС, представитель застройщика, немецкой компании Hager+Elsasser GmbH, имеющей опыт сооружения подобных заводов в Европе:
— Такие производства успешно действуют в Германии, например, в городах Карлсруэ, Штутгарте. В Ростове завод строится за городом, а в Германии есть и те, что работают в черте города, так как по европейским стандартам их выбросы находятся в пределах допустимых норм.
Виталий Гисс подробно объяснил, почему завод будет оказывать минимальное воздействие на окружающую среду. Во-первых, сброса сточных вод в водные объекты завода не будет. Все виды сточных вод идут на очистные сооружения канализации Ростовской станции аэрации для последующей очистки. Во-вторых, технология подготовки осадка перед сжиганием включает в себя предварительную сушку большей части осадка и очистку отходящего воздуха после сушки. Сюда не попадут бытовые отходы, они отсеиваются на первой стадии очистки и остаются на решётках. Таким образом, до того как попасть в печь, иловый осадок потеряет не только вредные вещества, но и объём, от которого останется примерно 10%. Поэтому завод сжигания илового осадка не является предприятием по обработке и сжиганию мусора, и в отводимых газах не могут образовываться такие опасные загрязнения, как диоксины и фураны.
И всё же журналисты были настойчивы в своём желании узнать, что мы получим из трубы нового завода?
Специалисты ответили: продукты сгорания будут аналогичны выхлопу автомобиля, работающего на газе. В проекте предусмотрено, что дымовые газы пройдут трёхступенчатую очистку. Она обеспечит качество выбросов в атмосферу в соответствии с требованиями российского и европейского законодательства. То есть в атмосферу поступят нейтральные газы, включая водяной пар. Конечно, не обойтись без такого продукта сжигания, как сажа: она будет улавливаться на выходе. Оставшуюся в результате сжигания золу можно будет использовать для строительства дорог, в промышленном строительстве.
«Чем поможет нам завод?» — был и такой вопрос, на который был получен обстоятельный ответ. Завод решит существовавшую десятилетиями проблему с хранением, утилизируя свежий осадок, а ещё постепенно переработает тот осадок, что накопился за предыдущие годы. Это значит, что площадь «иловых карт» расти не будет. При его работе постепенно начнёт уменьшаться риск проникновения концентрата в подземные воды, почву, в Дон. Сколько понадобится времени, чтобы сжечь уже скопившийся ил, сказать сложно. Запах какое-то время продержится — примерно около трёх лет.
Справка о проекте
Проект реализуется на принципах государственно-частного партнёрства. Подрядчиком строительства выступает немецкая компания. Проект строительства завода в сентябре прошёл общественные слушания. Его утверждённая сметная стоимость — около 4,4 млрд рублей. В рамках проекта «Чистый Дон» частным инвестором построен блок ультрафиолетового обеззараживания сточных вод. Инвестиционный проект «Чистый Дон» призван сократить негативное воздействие на водную и воздушную среду в зоне расположения очистных сооружений. В декабре 2014 года завод должен заработать.
ПОЧЕМУ ЗАВОДУ — «НЕТ»?
В то же время в Ростове появились общественные организации, распространившие в интернете петицию по сбору подписей с требованием заменить этот проект на тот, что работает по экологическому принципу «ноль отходов». По мнению экозащитников, полезнее было бы строить завод не по сжиганию, а по переработке ила в удобрения.
Доводы специалистов, рассказавших о технологиях завода по сжиганию ила, который поможет решить важную экологическую проблему, журналисты сочли весомыми. И всё же корреспондент «Ростова официального» обратилась за комментарием к профессору Ростовского государственного университета путей сообщения, председателю совета Ростовского общественного экологического центра Вадиму ГАРИНУ. Вадим Михайлович рассказал, что экологи пока не получили ответов на некоторые свои вопросы:
— Хорошо, что стоки канализационных вод в Ростове будут обрабатывать ультрафиолетом, отказавшись от обеззараживания хлором. Тем не менее в сточных водах имеются остатки хлористых соединений, попадающие туда из-за деятельности некоторых мощных заводов. Учитывается ли этот фактор? Какое количество хлористых соединений в итоге будет попадать в атмосферу? Но идея некоторых представителей общественных движений о переработке ила в удобрения тоже неверна. Удобрять поля этим нельзя по той же причине — из-за остатков хлористых соединений.
На снимках: всё о новых технологиях будущего завода журналистам объяснили не только на пальцах; на дне этих отсеков находится живой ил, очищающий сточные воды
«Ростов официальный», № 49 (992) от 04.12.2013
|