ВОЗДУШНЫЙ ЩИТ И МЕЧ РОССИИ ДЕЛАЮТ В РОСТОВЕ
На «Роствертоле» приступили к серийному производству нового боевого ударного вертолёта «Ми-28Н». Хотя новым его можно назвать достаточно условно, поскольку родословная его уходит в 80-е годы ушедшего века. С другой стороны, столь сложные машины и не делаются в одночасье. Впрочем, по порядку.
Геликоптер «Ми-28Н» создан на базе «МИ-28 А», который в свою очередь является апгрейдом «МИ-28», работы по созданию которого начались в 1982 годy. Тогда «Ми-28» был продолжателем знаменитого боевого «крокодила» «Ми-24» и создавался для его замены. Столь долгий путь нового вертолёта объясняется тем, что в 1984 году «Ка-50» («Чёрная акула») выиграл конкурс у ещё «сырого» тогда «Ми-28», и руководство страны свернуло работы, хотя это два принципиально разных вертолёта, каждый из которых выполняет свою задачу – «Ка-50» уничтожает воздушные цели, «Ми-28» – наземные, и два-три звена этих машин создадут сплошную зону поражения по всему фронту.
Итак, что же такое «МИ–28Н»? Это многоцелевой ударный вертолёт, предназначенный для ведения боевых действий ночью и при плохой погоде. Первый полёт вертолёт совершил в ноябре 1996 года. На этой машине установлены новые лопасти, полностью изготовленные из композиционных материалов, выдерживающие попадание 30-миллиметровых снарядов. Основными отличиями «МИ-28Н» от предшественника является новое электронное оборудование управления боевыми действиями, новая трансмиссия, новая система впрыскивания топлива для увеличения мощности. На вертолёте установлена радиолокационная станция с антенной, смонтированной над лопастями и системой инфракрасного наблюдения, вся информация выводится на жидкокристаллические дисплеи в кабине пилотов. Для ночных полётов экипаж оснащён приборами ночного видения. Специально для этой машины были разработаны сверхзвуковые ракеты класса «воздух-поверхность» – «Атака» и «воздух-воздух» – «Игла».
Машина имеет кабину-капсулу, которая рассчитана на то, что экипаж вертолёта может остаться в живых, даже если она ударится о землю со скоростью 140 километров в час. Кабина бронирована, выдерживает попадание снаряда автоматической пушки «Вулкан», бронированы и стекла пилотов, такого полностью бронированного остекления нет больше ни на одной винтокрылой машине. Система аварийной посадки сделана так, что при падении «Ми-28» перегрузки на человека уменьшаются с 50 до 17 единиц, словно он прыгает с 3-метровой высоты. Специальное устройство «прихватывает» лётчика в кресле и защищает от травм. Плюс к этому у геликоптера высочайшая маневренность – он делает даже «мёртвую петлю», летает в 10-15 метрах над землей. У этой «стрекозы» два двигателя мощностью по 2 тысячи лошадиных сил, два винта. Максимальная скорость машины – 300 км/ч, статический потолок – 3500 м; динамический потолок – 5800 м; дальность полёта с максимальным запасом топлива – 460 км. Но это прежде всего боевая машина, которая имеет соответствующую огневую мощь: 30-мм автоматическая пушка, практически нечувствительна к грязи и пыли, но стреляет на три и более километров, угол её обстрела равен 220º, то есть почти круг. Под крылом могут подвешиваться до 16 противотанковых управляемых ракет (ПТУР) «Штурм» с радиокомандной системой наведения или «Атака-В» с радиолокационной системой наведения и два блока НАР разного калибра. Возможна установка ПТУР «Вихрь» с лазерной системой наведения. Управляемое оружие (пушка, ПТУР) применяется штурманом-оператором из передней кабины, НАР могут запускаться из обеих кабин. На четырех точках подвески могут также крепиться контейнеры с гранатометами и пушками калибром 23 мм, бомбы до 500 кг. Вертолёт оснащён приспособлениями для постановки мин. Для обнаружения и распознавания целей есть высокоточная обзорно-прицельная система. В сочетании с компьютером она позволяет штурману-оператору быстро принять решение на ведение стрельбы по самым важных целям.
Несколько лет назад в Швеции состоялись совместные испытания американского «АН-64» «Апач» и «Ми-28Н». Военные специалисты центра армейской авиации этой страны пришли к выводу, что «Ми-28Н» обеспечивает более высокую вероятность обнаружения целей и быстроту приведения систем оружия в боевую готовность, а также возможность действия по противнику с максимального расстояния для каждой системы оружия, способен скрытно проходить в глубину обороны на высотах ниже 20 метров, при этом машина практически бесшумна за счет специальной шумопоглощающей системы и особой конструкции винтов. Во время этих же испытаний, шведские средства ПВО пытались условно уничтожить вертолёт. За три часа полёта на высотах 5–10 метров машина была обнаружена три раза, но так и не была «поражена».
Одним словом, ростовский завод осваивает производство абсолютно новой машины, стоимость которой, по некоторым оценкам, составляет 15-16 миллионов долларов за единицу. Естественно, что часть этих денег в виде налогов будет оставаться в городе. Кроме того, это и потенциальные новые рабочие места.
Кстати, во всём мире делать вертолёты могут только в шести странах. Да и там не более десятка предприятий для производства таких штучных товаров как геликоптеры. И один из крупнейших заводов находится в нашем городе. Согласитесь, есть чем гордиться.
16 января 2003г. 7С
|