rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Russian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Dutch English Estonian Finnish French Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Italian Japanese Korean Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

ОНИ ПОДНИМАЛИ ВЕРТОЛЕТЫ НАД РОСТОВОМ - И У ВСЕГО ГОРОДА ЗАМИРАЛО СЕРДЦЕ...

14740 лет назад (14 августа 1958 года), накануне очередного Дня воздушного флота страны, Указом Президиума верховного Совета СССР были установлены почетные звания «Заслуженный летчик-испытатель СССР» и «Заслуженный штурман-испытатель СССР». Как выяснилось, сейчас в Ростове-на-Дону живут шесть обладателей этих высоких профессиональных отличий. Все они испытывали новую авиатехнику на «Роствертоле». О двух таких ростовчанах - наш рассказ сегодня...

«ПОСЛЕ ЧЕЧНИ ДУША ПО ШТУРВАЛУ НЕ НОЕТ»

Юрий Васильевич Шевченко с 1966 года и по нынешний день трудится на «Роствертоле». Дал путевку в жизнь боевому вертолету Ми-24 и грузовому Ми-26. За испытание этих машин награжден орденами Трудового Красного Знамени и Октябрьской Революции. Почетное звание «Заслуженный летчик-испытатель СССР» присвоено ему Указом Президиума Верховного Совета СССР от 17 августа 1984 года.

Шевченко очень легко представить за штурвалом вертолета. Он подтянут, собран, скуп в движениях. Когда рассказывал о каком-то полете, привычно перечислял его параметры, особенности поведения машины в воздухе. Эмоциям воли не давал, хотя чего только не происходило при испытаниях новеньких, еще без бортовых номеров, "вертушек"! И горели они, и двигатели отказывали, и приборная доска однажды отвалилась…

- Ничего удивительного - обычная наша работа, - сказал Юрий Васильевич корреспонденту «Вечернего Ростова». - Сижу живой перед вами, значит, все обошлось!

У Шевченко и вправду обошлось. А семеро парней из девяти, с которыми он учился в одной группе школы летчиков-испытателей имени Чкалова, сложили головы на испытаниях...

- Ну а все-таки, был, наверное, какой-то особенный случай, когда счет шел на секунды? - не удержался я от вопроса.

- Был. В Алжире…

Произошло в 1970 году вот что. Вертолет Ми-4, проданный нашей страной Алжиру, совершил аварийную посадку высоко в горах. Шевченко на Ми-6 поручили его доставить на авиабазу ВВС. С нашим экипажем решили «прокатиться за компанию» несколько видных чинов алжирских военно-воздушных сил.

Шевченко предвидел, что вертолет на внешней подвеске весом в 5,5 тонны будет крутиться в воздушном потоке. Чтобы как-то стабилизировать Ми-4, к нему прикрутили... ствол сосны.

Взлетели - пошли над поверхностью Средиземного моря на высоте метров 40. Вдруг сосна оторвалась и плюхнулась в воду. Груз стал раскачиваться - Ми-6 заходил ходуном. А лететь еще 110 километров!

- Мне ребята кричат: сбрасывай груз к такой-то матери - разобьемся! Нет, думаю, как-нибудь дотянем - ведь скандала потом не оберешься! Подобрал скорость, приноровился к раскачке - долетели. Стресс потом вместе с алжирскими генералами за ужином водкой снимали...

За время работы на «Роствертоле» Шевченко побывал в Афганистане, Пакистане, Индии, Кампучии, Сомали, Анголе, Иране, Сирии, Перу, Никарагуа, Кубе. Кое-где за рубежом пришлось хлебнуть военного лиха. В Кампучии, летая под флагом ООН, летчики привозили по 20 пулевых пробоин в фюзеляже.

Довелось ему и Чечни отведать. По словам Юрия Васильевича, там ему пришлось пережить настоящий кошмар. Их вертолеты боевики обстреливали прямо на стоянках. А сколько наших искалеченных ребят побывало в транспортном отсеке его Ми-26...

- И вот тогда, после «командировки» в Чечню, в возрасте 60 лет, я решил бросить летать, - сказал Шевченко. - После того ужаса душа по штурвалу не ноет…

ИСПЫТАТЕЛИ И У САМОЙ ЗЕМЛИ БЛИЖЕ ВСЕХ К БОГУ

Виктор Иванович Бондарев с 1959 года работает на «Роствертоле» штурманом-испытателем. Участвовал в доводке и подготовке к серийному выпуску боевого вертолета Ми-24. Почетное звание "Заслуженный штурман-испытатель СССР" ему присвоено Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 августа 1975 года.

Сейчас В.И. Бондарев - начальник летной службы Ростовского вертолетного производственного комплекса акционерного общества «Роствертол».

У заслуженных летчика и штурмана в жизни было много общего... Бондарев, как и Шевченко, расстался с погонами по воле Хрущева - после сокращения армии на 1.200.000 человек. Также немало поколесил по белому свету. В Индию и Пакистан перегонял вертолеты прямо из Ростова-на-Дону.

Лететь над океаном, особенно в ясную погоду - такая красота!

- Главное в штурманской работе - в любое мгновение точно знать, над какой точкой нашей планеты находится вертолет, - сказал Виктор Иванович корреспонденту «Вечернего Ростова». -И привести машину, куда командир приказал...

Ну с этим проблем у него никогда не было. Только вот не всегда «сырая» машина хотела лететь, куда ей курс проложили. Перед новым, 1960 годом молодой штурман-испытатель пережил такое...

- Представьте себе: идем на высоте 200 метров, внизу окрестности Военведа... - вспоминает Бондарев. - И вдруг - оба двигателя «вертушки» замолчали! «Посыпались» на землю…  Хорошо, летчик успел — те 4-5 секунд перейти на режим авторотации. Сели в двух метрах от глубокого оврага. Попали бы в него - всему экипажу крышка!

Второй раз он угодил в аварию в Пакистане. Шевченко летел тогда вторым пилотом. Командир экипажа передоверил управление Ми-6 в ходе показательного полета летчику пакистанских ВВС. Тот и «сработал» так, что машина упала в горах на высоте 2000 метров над уровнем моря.

Несчастливым оказался вертолет - позднее он потерпел авиакатастрофу, при которой заживо сгорели 30 человек…

Бондарев неохотно вспоминал свои нештатные ситуации. Что было - то было. И быльем поросло. Гораздо больше его сегодня волнует будущее «Роствертола».

- Заводы, поставляющие нам комплектующие узлы, сейчас в незавидном положении, - с горечью заметил Виктор Иванович.

По его словам, систему опознавания «свой – чужой» делают на Украине. Но попробуй ее купи - украинцы заломили за прибор совершенно немыслимую цену!

«На боку» лежит завод, выпускающий вертолетные редукторы. Его, по сути дела, надо воссоздавать с нуля.

В завершение беседы мы все-таки сумели от грустного перейти к приятному. Оказывается, сын Виктора Ивановича, Андрей тоже трудится на «Роствертоле» - инженером по объективному контролю. О «черных ящиках» слышали? Они - в ведении Бондарева-младшего. Внуку Саше уже 14 лет, внучке Машеньке - три года. Забегают к деду - тормошат... Значит, жизнь продолжается!

В последнее время все реже и реже стрекочут над Ростовом вертолеты без бортовых номеров. Когда вы все-таки увидите в небесной синеве такую машину - пожелайте ее экипажу мягкой посадки!

У испытателей - очень непростая работа и непредсказуемая судьба. Но ведь кому-то надо «доводить до ума» новые «вертушки»...

14 августа 1998г. ВР.
.