МОРАЛЬНО УСТАРЕВШИЕ «РОСТВЕРТОЛОВСКИЕ» ВЕРТОЛЕТЫ МИ-24ПН С ПОМОЩЬЮ ПИАР-АКЦИИ ПЫТАЮТСЯ ВЫДАТЬ ЗА ТЕХНИКУ XXI ВЕКА
В конце января в Ростове-на-Дону на предприятии «Роствертол» российским Военно-воздушным силам были переданы пять модернизированных вертолетов Ми-24ПН. Церемония подписания акта гендиректором «Роствертола» Борисом Слюсарем и главнокомандующим ВВС генерал-полковником Владимиром Михайловым прошла в лучших традициях презентаций «высококачественного военного товара». Сообщалось, что модернизированные машины отвечают всем современным требованиям и вполне сопоставимы с западными аналогами, в частности с американским вертолетом «Апач». У вертолетчиков же и у ряда военных специалистов осталось от всей этой однодневной шумихи чувство определенного недоумения.
Было заметно, что подчеркнутая помпезность передачи модернизированных Ми-24, представленных чуть ли не техникой последнего, пятого поколения, предназначалась больше не для «внутреннего пользования», а с расчетом на заинтересованность потенциального зарубежного потребителя. Всячески рекламировались достоинства обновленных геликоптеров, а генеральный конструктор АО «Московский вертолетный завод (МВЗ) им. Миля» Алексей Самусенко даже объявил примерную цену серийного Ми-28Н - около 12 млн. долларов. В то время как в кулуарах мероприятия говорили о том, что тот же модифицированный «Апач» стоит 14 млн.
Неловкость ситуации заключается даже не в том, что Ми-24, модернизируясь, находятся в боевом строю вот уже 30 лет (первая машина взлетела в 1969 г.), а в том, что в ближайшие годы российские ВВС просто не смогут их купить. Директор Центра анализа, стратегии и технологий Руслан Пухов в комментарии «НВО» сказал, что «в настоящий момент Министерство обороны из-за отсутствия средств остановило свой выбор на самой дешевой версии Ми-24». И это отнюдь не Ми-24ПН.
Неоднозначно отнесся к ситуации и бывший командующий армейской авиацией генерал-полковник Виталий Павлов. Впрочем, на его взгляд, «Ми-24ПН - это первая ласточка, которую нужно поддержать в полете». Он убежден, что данной акцией Россия показала, что отстает теперь «от американцев, итальянцев или южноафриканцев максимум на два-три-четыре года», в то время как еще недавно этот разрыв составлял 15-20 лет.
Между тем другой авиаэксперт «НВО», пожелавший не афишировать свое имя, сказал, что «новый» Ми-24 - это «если уже и не косметический аналог «простого» Ми-24, то, во всяком случае, не очень далеко ушел от него. Ведь Россия в последние годы вкладывала минимальные средства в НИОКР, в то время как те же США за аналогичное время вложили в свои программы модернизации авиатехники 100 млрд. долларов». Кроме того, концепция даже «новейшего» Ми-28Н (которым, по словам главкома Михайлова, в будущем будет оснащен весь парк ударных вертолетов) закладывалась еще лет 15 назад и каких-то особых изменений не претерпела.
По словам того же генконструктора МВЗ им. Миля Алексея Самусенко, серьезная загрузка у «Роствертола» по тому же Ми-28Н будет лишь до 2015 года. 2015 год - это очень отдаленная перспектива. Тем более что отечественные ВВС закупать «по многу» вертолетов в год не смогут. Поэтому ясно, что милевцы будут стремиться продать свою авиатехнику за рубеж. Именно в этом и был главный смысл торжественной передачи в Ростове-на-Дону пятерки Ми-24ПН. Это была даже не пиар-, это - реклам-акция. Алексей Самусенко уже заявил, что средства, затраченные «Роствертолом» на изготовление Ми-28Н будут возвращаться предприятию при серийных продажах. А такие продажи сегодня в России невозможны...
7 февраля 2004г., 7С.
Источник: газета «Независимое военное обозрение»
|