rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Russian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Dutch English Estonian Finnish French Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Italian Japanese Korean Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

Записки «директорской дочки»

Мой отец Дмитрий Михайлович Чумаченко родился 22 февраля 1912 г. в городе Баку. Вскоре его семья перебралась на Украину в город Николаев, где после окончания фабзавуча он был рабочим на судостроительном заводе. В 1931 году он уехал учиться в Харьковский авиационный институт.

В 1936 г. после окончания института получил направление на Иркутский авиазавод. Там познакомился с мамой и родилась я. Прошел путь от мастера до начальника цеха. Во время войны был начальником инструментального и сборочного цехов. После войны неоднократно избирался председателем профкома завода, секретарем парткома, т.к. люди тогда уже знали его как человека справедливого, честного, принципиального, всегда готового помочь в трудную минуту.

Закончив в 1951 году академию при Министерстве авиапромышленности, отец получил назначение на Ростовский авиазавод на должность главного контролера качества продукции. В то время директора менялись здесь каждые полгода. В январе 1955 г. директором был назначен мой отец. Он пробыл на этом посту 25 лет... Работа очень ответственная, нервная, практически без выходных. Выдержать такие нагрузки мог человек сильный, волевой, недюжинного ума, крепкий, словом, – исполин. Таким он и был.

Случайно или намеренно кто-то познакомил знаменитого конструктора М.Л. Миля с отцом, когда он был в командировке в Москве, и сказал: «Вот человек, который может претворить вашу мечту в жизнь». Милю нужен был серийный завод, который бы выпускал разрабатываемые его КБ вертолеты. Он доверил это дело отцу и не ошибся. Их сотрудничество успешно продолжалось до самой смерти Миля.

Открытие ДК «Роствертол», ноябрь 1976 годаТогда, в далеком 1955 году, когда у нас в стране никто даже не слышал о вертолетах, надо было иметь большое мужество, чтобы взяться за совершенно новое дело. Но это и было одной из отличительных черт характера моего отца: стремление к новому, прогрессивному, отсутствие страха перед трудностями. Недаром друзья с его улицы в родном Николаеве звали его «Митька-риск»…

Ростовский вертолетный завод прославился выпуском тяжелых вертолетов. Любимым детищем отца был вертолет Ми-6. Он его начал делать, довел до совершенства. Одновременно с его уходом в 1980 г. была снята с производства его любимая «шестерка», которая принесла ему самые высокие награды нашей страны: звание лауреата Государственной премии в 1968 г., звание Героя Социалистического Труда в 1971 г., орден Ленина и др.

За те 25 лет, что отец был директором, на заводе был налажен серийный выпуск замечательной плеяды вертолетов Миля: Ми-1 – 1956 г., Ми-6 – 1959 г., Ми-10 – 1963 г., Ми-24 – 1973 г., Ми-10К – 1975 г., произведен запуск вертолета Ми-26 в 1978-1979 гг.

При нем было построено несколько новых производственных корпусов, построен и открыт для всех Дворец культуры вертолетостроителей (а эта стройка была связана с невероятными трудностями).

Судьба Дмитрия Михайловича Чумаченко как одного из главных «действующих лиц» в истории не только российского, но и мирового вертолетостроения, была определена еще в 1957 году. То есть тогда, когда сам Д.М. Чумаченко, директор Ростовского вертолетного завода, еще не подозревал, какую роль ему придется сыграть.

Напомним, что именно в этом году впервые в мире на космическом корабле конструкции С.П. Королева на околоземную орбиту был выведен спутник Земли. В этом же году и также впервые в мире в воздух поднялся реактивный пассажирский лайнер конструкции А.Н. Туполева.

А.Г. САМУСЕНКО, генеральный конструктор  ОАО «МВЗ им. М.Л. Миля» с 2001 по 2014 гг. Еще одним выдающимся успехом мирового уровня в 1957 г. стал первый полет самого большого в мире вертолета Ми-6 конструкции М.Л. Миля, способного на внешней подвеске поднять в воздух любой вертолет того времени, изготовленный на западе.

Как известно, сложной технологической проблемой организации серийного производства этого вертолетного гиганта пришлось вплотную заниматься именно Дмитрию Михайловичу, с чем он успешно справился. Была построена без малого тысяча вертолетов Ми-6!

С момента начала серийного производства Ми-6 наша страна стала абсолютным мировым лидером в производстве тяжелых вертолетов. Заслуги в решении этой задачи Дмитрия Михайловича Чумаченко трудно переоценить. 

Человек эрудированный, большой любитель книг, он лично следил за оснащением заводских библиотек технической и художественной литературой.

Оздоровительный комплекс «Зорька» был создан при нем в конце 50-х годов и превратился к 1980 г. в жемчужину Черноморского побережья, куда стремились попасть на отдых не только работники завода…

Огромный завод, огромное хозяйство.

Разрядкой после напряженного тяжелейшего труда для него была охота.

Он очень любил ездить и бывать там, где еще не был, открывать новые для себя места. Будучи в командировках в воинских частях, где эксплуатировались сделанные заводом вертолеты, он объездил, можно сказать, всю нашу необъятную страну: от самой северной точки – Ухты до южной – Кушки, Белоруссию, Украину, Среднюю Азию.

У него было доброе и отзывчивое сердце. Директор крупнейшего завода, он был доступен. Каждый работник завода мог в любую пятницу записаться к нему на прием и решить свои проблемы с его помощью. Для него не существовало чужого горя, особенно если это касалось работника вверенного ему завода или его семьи. Он помогал людям, выделял деньги на лечение, устраивал детей в детские сады и ясли – в то время это сделать было непросто, доставал кому-то дефицитные лекарства, улаживал производственные конфликты. Как истинный руководитель, болеющий за дело, он прекрасно понимал, что человек не сможет нормально работать, если он болен, если у него конфликт с начальством.

У отца была какая-то глубокая внутренняя культура, любовь к искусству, книгам, хотя его не учили музыке, не прививали в семье любовь к чтению.

Он сам тянулся к культуре, запоем читал классику, развивал свою эрудицию. О его эрудиции знают многие работники завода…

Я думаю, что он прожил счастливую жизнь, потому что всю ее посвятил любимому делу.

Дело его жизни – Ростовский вертолетный завод – за 25 лет, в течение которых он им руководил, превратился в один из крупнейших в мире серийных заводов по производству вертолетов марки «МИ», летающих сегодня по всему миру. И в этом – неоценимая заслуга отца.

На надгробном памятнике ему я попросила написать строки из любимого его Р. Гамзатова: «Как хочешь поступай, живой, Что хочешь говори, Но на могильный камень мой нет-нет да посмотри».

Н.Д. КУЗЬМИНА (ЧУМАЧЕНКО)
НВ №78 от 21 Февраля 2017 г.
.