rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Russian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Dutch English Estonian Finnish French Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Italian Japanese Korean Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

Небо – одно на двоих

167Совет ветеранов предприятия «Роствертол» холдинга «Вертолеты России» восстановил на Братском кладбище Ростова памятник летчикам-испытателям, участникам Великой Отечественной войны. Торжественное открытие мемориала состоялось в канун Дня Победы.

Со дня трагедии, унесшей жизни испытателей, прошло 65 лет. Однако на «Роствертоле» помнят героев – летчика Михаила Татулова и бортмеханика Степана Надопту. В декабре 1953 года они испытывали штурмовик Ил-10М, модернизированный вариант штурмовика Ил-2, известного в годы войны как «летающий танк». Во время полета на малой высоте отказал двигатель. Все, что могли сделать летчики – увести самолет подальше от поселка. Увели. Но машина разбилась, оба погибли.

…Вокруг черной гранитной плиты, на которой выбиты слова «Огромное небо одно на двоих», собрались представители сразу нескольких поколений заводчан, много молодежи. Слушая выступления собравшихся, понимаешь, что на «Роствертоле» знают и помнят тех, кто создавал славу предприятия.

Михаилу Татулову на момент гибели был всего 31 год. В 1940 году он – юный 18-летний выпускник Саратовского аэроклуба, в 1944 – выпускник Высшей офицерской школы воздушного боя. Он успел стать участником войны, был награжден орденами боевого Красного Знамени и Отечественной войны II степени, многочисленными медалями. После войны работал пилотом гражданской авиации. Окончив в 1949 году Бугурусланскую школу высшей летной подготовки, пришел работать на ростовский завод. Испытывал транспортно-десантные планеры Як-14 и самолет-штурмовик Ил-10М. На предприятии до сих пор помнят, как энергичный Михаил организовал конно-спортивную секцию, в которой насчитывалось 10 лошадей, подаренных заводу Василием Сталиным, возглавлявшим в те годы ЦК ДОСААФ страны.

Степан Надопта был всего на три года старше командира. Накануне войны окончил школу младших авиационных специалистов и прошел всю войну авиационным механиком в истребительных полках. Был награжден орденом Отечественной войны II степени. После Победы пришел на авиационный завод, участвовал в проведении наземных и летных испытаний серийных учебно-тренировочных самолетов УТ-2М, ПО-2, транспортно-десантных планеров Як-14, самолетов-штурмовиков Ил-10М.

Ветераны до сих пор помнят, какой трагедией стала на заводе гибель летчиков-испытателей. Пройти всю войну и погибнуть в миром небе – что может быть горше?..

На открытии памятника один из ветеранов рассказал, как в 1953 году он, тогда еще ученик авиационного техникума, был потрясен гибелью летчиков. Много лет он навещал могилы ушедших заводчан на Братском и Гниловском кладбищах и видел, как запущены захоронения, несмотря на то, что родственники многих были живы. Написал об этом служебную записку руководству «Роствертола». Могилы заводчан стали приводить в порядок. Ветеранам активно помогали члены молодежного совета завода. В нынешнем году совместными усилиями ко Дню Победы восстановлен и памятник Михаилу Татулову и Степану Надопте.

Мемориал открыт. К надгробию крепят георгиевскую ленточку, красные гвоздики скрывают гранитную плиту. Говорят, мертвым это не нужно – память нужна живым, чтобы чувствовать себя людьми.

НВ №143 от 08 Мая 2018 г.
.