rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Russian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Dutch English Estonian Finnish French Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Italian Japanese Korean Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

Из Ростова – в большое кино

     Наши люди оставили свой след даже в  Голливуде

Рындзюн, укротивший льва

    В Ростовском областном  музее краеведения разработали цикл пешеходных экскурсий «Синематограф в старом Ростове».

  Отправная точка на карте этого небольшого путешествия – сам музей. Ведь в его залах  развернута ретроспективная выставка «Пойдем в кино!». Ее экспонаты (некоторые демонстрируются впервые) помогают представить Ростов, каким он был в конце XIX – начале XX века и то, как относились ростовцы к новому тогдашнему чуду – кино.

     После выставки – пешеходная экскурсия. Жаль, до Голливуда не дотопать... А он    не раз будет  упоминаться в рассказах автора этого экскурсионного проекта, научного сотрудника РОМК Александра Пилюгина.

    183Знаете ли вы, что один из ростовчан (или, как говорили в его время – ростовцев) укротил рычащего с экранов всего мира льва – того самого, который делает  таким внушительным логотип одной из самых успешных американских кинокомпаний «Метро Голдвин Майер»?

  Имя этого человека – Владимир Ильич Рындзюн. Он -  сын владельцев знаменитой прежде ростовской водолечебницы.

   Владимир Рындзюн окончил юридический факультет Московского университета. Однако его душа лежала не к юриспруденции, а к журналистике. Печататься начал еще до революции. В годы гражданской войны немало помыкался, стараясь избежать мобилизации, и вернулся в родной Ростов. Здесь устроился на работу в белую газету «Жизнь». Свои журналистские материалы, а потом и литературные сочинения подписывал псевдонимом «А. Ветлугин». В 1922 году за границей вышел в свет его роман «Записки мерзавца: моменты жизни Юрия Быстрицкого». Сегодня он имеется в электронных библиотеках. Считается, что в этих записках много автобиографического.

    Большую часть своей жизни в эмиграции Рындзюн-Ветлугин провел в Америке. Он был редактором популярного женского журнала, человеком  солидного уже возраста, когда получил предложение от одного из основателей «Метро Голдвин Майер» возглавить сценарный отдел этой кинокомпании. А вскоре энергичный ростовец стал ее продюсером.

  Можно только представить, на каком подъеме работал продюсер  Рындзюн в 1949 году  над своим первым кинопроектом! Профессиональное переплелось с личным: не успел фильм выйти на экраны, как Владимир Рындзюн и игравшая в этой картине 20-летняя красавица Беверли  Майклз сыграли свадьбу.

  Правда, наслаждаться семейным счастьем и укрощать майеровского льва  Владимиру Рындзюну оставалось недолго: в 1953 году нашего талантливого земляка не стало.

Золото отца и золото сына

    Недавно одна из фирм, занимающаяся операциями с недвижимостью, выпустила рекламный ролик выставленной на продажу квартиры в доме дореволюционной постройки.

   Этот ролик привлек внимание  людей, далеких от мысли там поселиться: тех, кто интересуется донской стариной, а также историей кино. Потому что это – отреставрированные апартаменты директора-распорядителя Азово-Донского коммерческого банка Бориса Каменки. А  Борис  Каменка – отец известного в мире кино продюсера Александра Каменки. Один из экскурсионных маршрутов ведет  к этому дому. В нем некоторое время жил родившийся в Одессе Александр Каменка.

  184- Александра Каменку сегодня нередко называют русско-французским кинодеятелем, - говорит Александр Пилюгин. - Но было время, когда это имя в Советском Союзе замалчивалось.

    Во Франции живет внук Александра Борисовича – Патрик Каменка. Он сообщал в интервью, что его дед с детства мечтал стать актером. Но, судя по всему, потом Александра Борисовича больше увлекли организация кинопроизводства и кинопродюсирование.

    В эмиграции, во Франции, Александр, на первых порах, стал, как и отец, заниматься банковским делом, но вскоре вместе с деловым партнером возглавил киностудию «Альбатрос». Каменка-сын тоже имел дело с золотом, но другого свойства.

  «Альбатрос» выпускал фильмы не одно десятилетие. Ленты, созданные «Альбатросом» в эпоху немого кино, составляют золотой фонд французской Синематеки – главной киноколлекции Франции. Именно «Альбатрос» осуществил один из самых грандиозных французских кинопроектов эпохи Великого немого: в 1924 году здесь сняли фильм «Лев моголов», в котором блистал Иван Мозжухин.

   Если вы даже не видели фильмов «Нормандия-Неман» и «Третья молодость», то наверняка  о них что-то слышали. «Нормандия-Неман»  (1960 г.) - это, конечно, про знаменитый французский авиаполк, воевавший на советско-германском фронте. «Третья молодость» (1965 г.) - о легендарном русском балетмейстере французского происхождения Мариусе Петипа.

   «Нормандия-Неман» и «Третья молодость» - первые ленты совместного советско-французского производства. В их создании участвовали незаурядные мастера. К примеру, роль композитора Чайковского в «Третьей молодости» сыграл Олег Стриженов, сценаристами «Нормандии-Неман» с советской стороны был Константин Симонов, с французской - Шарль Спаак и Эльза Триоле. А продюсировал оба этих проекта Александр Борисович Каменка!

Прощенный большевиками

     Особо заинтересовал меня маршрут, который указывает на Первомайский парк Ростова.

    В августе 1919 года в этом парке (тогда он назывался Садом Коммерческого клуба) снимали эпизоды киноленты «Жизнь – Родине, честь – никому».

  - Это была антибольшевистская агитка. Создавали ее по заказу ОСВАГа – Осведомительного агентства Добровольческой белой армии, - продолжает Александр Пилюгин рассказ о киноистории Дона.

    Какие именно эпизоды снимали в этом Саду, определить теперь непросто, но вообще картину делали с размахом. Известно, что в массовках было задействовано до 10 тысяч человек. В съемках участвовала военная техника: танки, артиллерия, авиация.

    185Сюжет этого фильма таков: на заводе убит после недавнего митинга рабочий. Под подозрение попадает директор. Опасаясь скорого суда, он бежит вместе с красавицей-дочкой и влюбленным в нее молодым офицерам к родне, на Дон. На Дону и дочь, и ее жених вливаются в ряды белого движения.

    Фильм вышел на экраны в конце 1919 года. Продержался в прокате недолго: ведь уже в январе 1920-го Красная Армия вновь заняла Ростов и продолжила победоносное наступление.

  Под впечатлением от экскурсии я захотела  узнать,  как сложились судьбы артистов, сыгравших в этой антибольшевистской агитке? И по крупицам сложилась еще одна любопытная история.

    Некоторые из создателей ленты «Жизнь - Родине, честь – никому» вскоре эмигрировали. К примеру, исполнитель главной роли (молодого офицера) Владимир Стрижевский добрался до Франции, изменил на французский манер свою фамилию и стал де Стри.

     Де Стри снимался у известных режиссеров, сам снимал кино, писал сценарии…

   А вот Анатолий Смиранин, также игравший в этом фильме, эмигрировать не стал. И фамилию не поменял. Остался Смираниным  в Советской России. Она  простила ему киногрех.

     Смиранин играл на разных сценах, а десять лет спустя после тех съемок вернулся в Ростов. Донской край был ему не чужой. По рождению Смиранин – одессит, но жил после окончания гимназии в Таганроге. Там впервые  вышел на театральные подмостки.

     Возможно, повернись жизнь иначе, имя Смиранина стояло бы в одном ряду с дорогими ростовчанам именами  артистов труппы Юрия Завадского, которую откомандировали из Москвы  в Ростов в 1936 году: Марецкой, Пляттом, Мордвиновым. Есть сведения, что Завадский собирался предложить Смиранину сотрудничество. Но эти  планы разрушила произошедшая в семье Смиранина трагедия: умерла его горячо любимая дочь, и семья решила уехать из Ростова, чтобы меньше вокруг было напоминаний об этом несчастье. Поселились  в Тбилиси.

     В кино Анатолий Смиранин снимался редко. Самая известная его работа, и сегодня незабытая, – отец прекрасной Гуттиэре в фильме «Человек-амфибия».

     Но имя «Анатолий Смиранин»  можно встретить и в титрах к нынешним фильмам. Это уже внук того Смиранина, продолжатель династии. Как шутят, Анатолий Смиранин Третий.

НВ №274 от 16 Сентября 2016 г.

 

.