rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги
Russian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Dutch English Estonian Finnish French Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Italian Japanese Korean Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish
Яндекс.Метрика

Стихотворение о Ростове

6914965
Сегодня
Вчера
На Этой Неделе
На Прошлой Неделе
В Этом Месяце
В Прошлом Месяце
Все дни
3521
7584
31671
33757
121662
102706
6914965

в среднем в сутки
12528


Ваш IP:3.226.122.74

Александр Обертынский: «Смотреть кино – этому надо учиться!»

     194На днях свой 75-летний юбилей отмечает Александр ОБЕРТЫНСКИЙ. Это человек, без преувеличения, немало сделавший для того, чтобы Ростов славился не только как город купеческий, но и как город культурный. Александр Яковлевич — председатель правления Донского союза кинематографистов, действительный член Академии кинематографических искусств «Ника», председатель Совета директоров издательского дома «Крестьянин», главный редактор журнала «Деловой крестьянин», лауреат премии Правительства РФ в области СМИ (2006), сценарист, кинокритик, журналист...

     Оправдать ожидания

     — Почему отечественные фильмы редко показывают в наших кинотеатрах?

     — Когда распался Советский Союз, рухнула и налаженная система централизованного проката. И в этот момент американские фирмы, которые имеют колоссальный опыт продвижения, предложили свои услуги. И стали продвигать своё. Американское кино в массе своей — конвейерное, рассчитанное на то, чтобы развлекать. Наше кино было другим, оно содержало размышления о жизни, отвечало глубинным душевным потребностям — в добре, в красоте. Конечно, идеологизированность советского кино искажала эту установку, но, тем не менее, ей следовали. К слову, лучшие фильмы советского кино, на теперешний взгляд, совершенно идеологически невинные, преодолевали колоссальное сопротивление. Те же «Летят журавли» или «Баллада о солдате» едва не оказались на полке.

     — Почему?

     — Потому что полагалось снимать о героических подвигах, а, скажем, «Летят журавли» больше рассказывает о «предательнице», чем о герое. Сейчас это кажется вывертом, а тогда было очень понятно. «Свой среди чужих, чужой среди своих» Никиты Михалкова с идеологической стороны получал нарекания. Говорили, что это не дело — рассказывать о гражданской войне, о революции в стиле западного жанрового кино. Тем не менее установка на смысл, на серьёзность существовала. А когда пришло западное кино, ему уже нечего было противопоставить, оно захватило всё прокатное пространство. В этом есть и положительный момент; как ни странно, зарубежные фильмы помогли сохранить у зрителя интерес к кино вообще. Другое дело, что фильмы показывались те, над которыми не надо было думать. Зритель шёл развлекаться и не хотел, чтобы его «грузили».

     И когда вдруг появляется серьёзный фильм, у аудитории, привыкшей к развлечению, он вызывает отторжение. А те люди, которым такой фильм бы понравился, просто со временем отвыкли ходить в кино.

     Снимать и продвигать

     — И как поправить ситуацию?

     — В наше рыночное рекламное время фильмы надо продвигать. Это задача Союза кинематографистов. Опыт продвижения мы постепенно приобретаем. Когда вышел фильм Звягинцева «Возвращение», мы смогли организовать приезд к нам, в Дом кино, Константина Лавроненко, сыгравшего главную роль. Он прекрасно представил фильм, «Возвращение» у нас шло с аншлагом целый месяц. А когда другие кинотеатры стали показывать этот фильм у себя, он с треском провалился. Потому что там другая аудитория, от коммерческих кинотеатров ожидают совсем другого.

     — Никита Михалков, помнится, предлагал создать отдельную структуру для организации проката российского кино. Как вы относитесь к такой идее? Ведь есть опасность, что продвигаться будут всё-таки в первую очередь всё те же блокбастеры типа «Ночного дозора» или «Утомлённых солнцем-2»...

     — К сожалению, эта опасность действительно есть, и Михалков, человек, давно задействованный в индустрии кино, не всегда эту опасность ощущает. На мой взгляд, лучше создать в регионах России центры кинематографии, которые, в частности, продвигали бы отечественное кино. На местах лучше знают собственную аудиторию, знают, как с ней работать. Это могли бы быть и центры обучения тому, как делать кино, ведь сейчас, с развитием техники, очень многие снимают на любительском уровне. Мы пробовали давать бесплатные консультации желающим, которые приносили свой видеоматериал. Рассказывали, как лучше было бы снять тот или иной фрагмент, монтировали отснятое — и эффект был ошеломляющим. Другое дело, что у нас нет подобной практики, любители попросту стесняются демонстрировать свои материалы профессионалам. Нет системы «всеобуча» в этой области.

     Людей надо учить смотреть кино. У нас же всё образование — и школьное, и вузовское — литературоцентрично. А ведь кино — это отдельный вид искусства, очень влияющий на современного человека.

     В Таганроге живёт Александр Фёдоров, энтузиаст медиа-образования. Он создал прекрасный учебник по этому предмету. Мы с ним на протяжении многих лет проталкивали идею введения данной дисциплины если не в школах, то хотя бы в вузах и техникумах. Удалось пока добиться только того, что эта дисциплина получила реестровый номер.

     — Вернёмся к отечественному кино. Так как же справиться со сложностями в его развитии и доступе к зрителю?

     — За счёт структурирования проката. Не должно быть так, чтобы во всех кинотеатрах шли одни и те же фильмы. Нужны кинотеатры, где зрителям предлагается, условно говоря, тот же «Ночной дозор», и нужны те, где он никогда не будет идти. Это как в книжном магазине. Я же не пойду в отдел философии с вопросом: «А где тут Донцова?». Важно делить прокат по интересам.

     — А если многозальные кинотеатры приспособить таким образом, чтобы в разных залах шло кино для разных зрителей?

     — Многозальники — вряд ли. Там такое деление не получится. Во многом ещё и потому, что... Вот, например, я зритель. Вхожу в многозальный кинотеатр и вижу оголтелую толпу весёлых подростков, закупающих попкорн и колу. Они пришли не за тем, за чем пришёл я. И мне дискомфортно будет идти и спрашивать, в каком зале у вас тут показывают, например, Тарковского...

     Александр Расторгуев и Алексей Попогребский со своим фильмом «Как я провёл этим летом» приехали в Ростов в многозальный кинотеатр. Говорят, на встрече присутствовало очень мало людей потому, что это не та площадка.

     Нет, тут нужны залы вроде нашего Дома кино. Но и Дом кино сталкивается со сложностями. Скажем, — это абсурд! — трудно достать российский фильм, чтобы показать его зрителям. Например, я собирался демонстрировать в Доме кино «Луной был полон сад» питерского режиссёра Виталия Мельникова, прекрасный фильм о любовном треугольнике трёх стариков. Звоню Виталию, а он говорит: «Я не знаю, где сейчас фильм». Ведь хозяин — это продюсер. А продюсер не хочет возиться с каким-то разовым показом, не приносящим дохода. Мы всё-таки показали этот фильм — привезли на один день с фестиваля «Киношок», который в Анапе проводится, это не так далеко. Удалось на машине привезти ленту, прокрутить и увезти обратно. И на показе был полный ажиотаж.

     В широком доступе

     — А что делать?

     — Думаю, нужны определённые действия со стороны государства по защите отечественного кино. Например, во Франции законодательно предписано показывать определённый процент французских фильмов в прокате. И кинематографисты крутятся как могут — им необходимо эту квоту выполнить. В результате эта страна — одна из самых успешных в плане развития собственного кино.

     — А что насчёт интернета? Сейчас там борются с пиратством и бесконтрольным скачиванием контента. Но ведь через Сеть тоже можно продвигать наше кино, в том числе для молодёжной аудитории?

     — Да, это хорошая площадка, и здесь нужно не чинить препятствий, как мне кажется, а выкладывать фильмы бесплатно, предлагая пользователям Сети в добровольном порядке платить авторам. В Англии когда-то один ресторан отказался на время от цен в меню и предложил посетителям платить столько, сколько они захотят. В результате выручка возросла во много раз, никто не хотел выглядеть жадным, да и за хорошую кухню не жалко было отдавать деньги.

     В России такие опыты уже стали проводиться с музыкой. Насколько знаю, Сергей Шнуров стал выкладывать песни в свободный доступ — качай, кто хочет. Принцип уличного музыканта. И уже ясно, что его доходы от этого не снизились — слушатели платят добровольно. К счастью, порядочных людей немало. С кино, думаю, это тоже сработает.

 «Ростов официальный», № 30 (817) от 21.07.2010

 

.