Из истории ростовского трамвая
Одна из самых популярных городских экскурсий — трамвайная. И это не удивительно, ведь истинная история развития Ростова как города началась именно в эпоху больших перемен, когда вместе с фонарями и дорогами в город пришёл трамвай.
Трамвайная система Ростова-на-Дону одна из старейших в России. А предшественником трамвая на нашей земле была конная железная дорога, открытая в 1887 году и принадлежавшая Бельгийскому акционерному обществу (она была десятой в Российской империи). Именно из-за того, что хозяевами конки были бельгийцы, колея Ростова (1435 мм) оказалась уникальной в России, какой остаётся и по сей день. К 1900 году было открыто четыре линии конки: Новое Поселение — Богатяновский спуск; Сенной Базар — Смирновский спуск; Городское депо — ул. Большая Садовая; Вокзал — Нахичевань.
Впоследствии конка была электрифицирована, и 20 декабря 1901 года в Ростове было открыто трамвайное движение. Первые улицы, на которых раздались трамвайные звонки, — Большая Садовая, Почтовая и Романовская, а также Таганрогский и Большой проспекты. 22 декабря 1902 года была электрифицирована конка и в соседнем городке — Нахичевани. С этого момента первый в России междугородний электрический трамвай начал свою работу.
Даже в гражданскую войну ростовский трамвай, в отличие от трамваев многих других российских городов, движения не останавливал. Тогда же была открыта вторая система трамвая на правом берегу реки Темерник — в Ленгородке.
В 1920-е годы были открыты линии на Сельмаш, в Рабочий городок и Красный Аксай, были объединены обе трамвайные системы. Впоследствии было начато движение по новым линиям в посёлок Чкаловский, Западный и Северный жилые массивы. В итоге протяжённость путей превысила 110 километров.
В 1990-е годы произошло очень большое сокращение сети ростовского трамвая. Сохранились только линии в центре города и небольшое ответвление в Железнодорожный район, в котором ввиду больших уклонов, узости и кривизны улиц заменить трамвай не представлялось возможным. Из четырёх депо остались только два — в Ленгородке и в Нахичевани. Большое количество вагонов было уничтожено. Но трамвайные пути всё-таки сохранились. А сегодня говорят о том, что этот вид транспорта следует возродить.
Только факты
* В 1902-1928 гг. существовала междугородняя линия трамвая, соединявшая Ростов с Нахичеванью-на-Дону. Линия потеряла свой междугородний статус из-за включения Нахичевани в состав Ростова.
* В середине прошлого века в городе работали открытые трамваи. Все они имели названия типа «Ветерок», «Холодок», «Зефир», «Эфир» и т. п. Старожилы вспоминают, что это было самое золотое время для трамвайных зайцев, т. к. ничего не мешало им заскочить в трамвай и выбежать из него в нужный момент.
«Ростов официальный», № 44 (1143) от 26.10.2016
|