ЗАНОЗЫ РОСТОВА
После войны Ростов широко шагнул в степь за братским кладбищем, где некогда располагались так называемые «выгонные земли».
На подходе к этой исторической границе между «старыми добрыми временами» и «безвременьем застоя» образовался ставший притчей во языцех тромбофлебит пересечений улицы Красноармейской с проспектами Ворошиловским и Будённовским. Любимые застаревшие мозоли Ростова. Мистические места – пробки тут образуются из ничего.
Зуб на эти улицы имеют не только водители. Каждое утро спешащие на работу пассажиры изнывают в душных автобусах, которые, начиная чуть ли не от площади Гагарина, ползут со скоростью беременной черепахи. Автобусы эти куплены в далёких северных странах и потому содержат минимальное количество отверстий и специально утеплены. Летом водители душегубок, оберегая бэушные скандинавские двигатели от перегрева, включают в салонах отопление… Некоторые умирают стоя. Но это ничего. Те, кто эти автобусы покупал, в них не ездят. А народ… Что народ? Народ сжигает свои нервные клетки в топке гнева, кроя трёхэтажным ямбом окружающих товарищей по несчастью и таких далёких отцов города.
Этого железного потока с лихвой хватило бы на вдохновление двух десятков Серафимовичей. Все эти машины издают жуткий и, думается, уже привычный для жителей окрестных домов шум, изрыгая с парами бензина ванадий, хром и тетрахлорэтилсвинец, содержание в атмосфере которых, по мнению экологов, превышает все возможные нормы – в сутки на один квадратный километр выпадает 4 тонны техногенной пыли. Вот вам и степь да степь кругом…
Парадоксальность сложившейся ситуации в том, что в советские времена, когда, собственно, проектировались и строились эти дороги, никто и подумать не мог (отсутствие такой возможности обычное явление и сейчас), что транспортный поток когда-нибудь станет таким мощным, что дорожная развязка будет необходима как… воздух. А сейчас, как говорится, поздно пить боржоми. Дорожную развязку просто негде делать! Ведь для этого, пожалуй, надо бы снести центр города и построить его заново!
Но что, собственно, могут власти в сфере решения транспортной проблемы? Разве что построить по примеру москвичей подземную (надземную) развязку? Пресловутый монорельс, футуристический проект которого может поспорить с идеей пассажирских летающих тарелок? Может быть, метро? Один магазин с таким названием у нас уже есть… Наш слоёный пирог из песка, подземных вод и знаменитых в узких кругах ростовских подземелий уже стал однажды причиной, по которой идея метро на донской земле была стыдливо забыта.
Да и проблем со строительством (ремонтом) дорог больше, чем автомобилей, которые по ним ездят. Первая и самая главная – деньги. А ведь и так круглый год штопаются-перештопываются наши убогие транспортные артерии, причём до многих дорог эта благодать так и не доходит!
При таких проблемах дорожные пробки целиком ложатся на совесть ГАИ. Тем более что по количеству аварий указанные выше перекрёстки занимают не самое последнее место. Но дело не в этом. Запредельное чинопочитание, столь сильно развитое в столице Южного федерального округа, приводит к тому, что каждый визит высокого гостя (не приведи господь, президента!) бьёт прежде всего по простым смертным, которых гаишники и прочие милиционеры заставляют объезжать и обходить экскурсионные маршруты сильных мира сего такими десятыми дорогами, что поневоле задаешься вопросом, с какой целью это делается: то ли из соображений безопасности первых лиц, то ли чтобы граждане не портили собою вид и не застили свет? Трудно поверить, но в Ростове ещё жив старый феодальный обычай выставлять через каждые сто метров по Б. Садовой в часы, когда начальство всех рангов едет в кабинеты, усиленные наряды ГАИ, демонстрируя тем самым пущее рвение и полное пренебрежение к тяготам и лишениям, а также к здравому смыслу… Еще бы! При всей нелюбви к милиции, мне постовых жалко: на таком посту ему даже не противогаз нужен, а баллоны с кислородом, на манер аквалангистов. Опять же, и рыбку ловить легче. Вот только спокойствия это изобилие стражей не прибавляет. Постоянное вмешательство в дорожное движение тормозит и без того заплесневелую его реку.
Итак, при подобном упадке сил на физическом уровне остаётся только прибегнуть к крайним метафизическим средствам – освятить перекрёстки силами Русской православной церкви и попытаться вникнуть в мистический аспект происходящего. Ведь два главных ростовских проспекта названы в честь двух красных командиров, которые, как известно, были приверженцами кавалерии и крайне неприязненно относились к коням железным. Значит, граждане, надо либо пересаживаться на проверенных временем четвероногих, либо переименовывать оба проспекта, например, один во Владимира Путина, а другой – в проспект Виктора Казанцева. Глядишь, что-то и изменится. Ведь через полгода начнётся серия выборов: Законодательное собрание, потом Госдума, затем президент, а там губернатор. И я лично буду за всех них голосовать, как голосовал до этого. А как иначе-то?! Причём голосовать буду традиционно единогласно, то бишь двумя руками.
5 сентября, 2002г.,"Ростов Официальный".
Об этом сегодня сказал мэр Ростова-на-Дону Михаил Чернышёв на объезде города.
- Мы планируем сделать новый проект всей Набережной и выполнить его в одном стиле, — рассказал городской глава, — со следующего года будет осваиваться территория с проспекта Буденновского и далее в восточном направлении. Это любимое место отдыха ростовчан, и мы сделаем его по-европейски.
Перед Днем города М.Чернышев проверил, как выполнено благоустройство «образцовых» улиц Ростова. Еще весной вышло постановление мэра, где за каждой центральной улицей Ростова закрепили заместителей главы администрации и начальников департаментов.
Практически завершена реконструкция третей очереди бульвара Пушкинского, который сегодня на участке от проспекта Ворошиловского до Театрального является образцом благоустройства улиц. На следующий год планируется продолжить работы по Пушкинской в сторону железнодорожного вокзала.
Заметно преобразилась и улица Красноармейская, здесь у владельцев магазинов и фирм появился интерес и желание оформить свою газонную часть по современным стандартам.
По словам мэра, самый лучший участок, где ведется благоустройство, — это на улице Красноармейской в границах Ленинского района (от переулка Газетного до Гвардейской площади). Здесь идет реконструируется газонного полотна и укладка тротуарной плитки по дендропроекту. «Надо стремиться к тому, чтобы и во дворах так красиво было», — сказал М. Чернышёв.
Тем не менее, были и замечания по объезду:
— В Ростове есть два прекрасных проспекта — Ворошиловский и Буденновский. Вроде бы на них сделаны большие работы, но, тем не менее, я не совсем доволен их содержанием, потому что нет шарма, — прокомментировал мэр.
Даны поручения главам Октябрьского, Кировского и Ленинского районов усилить работы по благоустройству на этих магистралях.
13 сентября 2004г., сайт 7С.