rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Russian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Dutch English Estonian Finnish French Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Italian Japanese Korean Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

В память о примирении

09В Ростове может появиться музей, подобного какому ещё нет в стране. Нужный не только нашему городу, но и всей России.

Это не реквием по очередному превращающемуся в руины памятнику архитектуры. Попробуем взглянуть на проблему несколько шире, приподнявшись над уже вошедшими в обычай препирательствами между общественностью и краеведами, отстаивающими право на существование исторического центра Ростова, и строительными инвесторами, настойчиво рыскающими по старым улочкам в поисках места, куда можно воткнуть очередную «этажерку». Хотя инвестиции сегодня нужно вкладывать не только в стены новостроек, но, в первую очередь, в головы. И то, что сейчас это не модно, не значит, что не нужно.

Итак, поговорим про особняк Троянского (Газетный, 8), что на спуске от Б. Садовой к набережной. Известен он тем, что некогда в нём проживало семейство Врангелей. В советском прошлом дом одно время использовался под детский сад. А с 1998 года решением губернатора взят под охрану. Но денег на его содержание ни муниципальная, ни областная казна не отпускают. Обращение заместителя главы администрации области Александра Бедрика в Минкультуры РФ с предложением создать там музей, как структурное подразделение краеведческого, так же осталось безрезультатным: федеральных денег «на Врангеля» не будет.

Стоит ли, в самом деле, этот деятель того, чтобы из-за него «ломать копья»? По советским учебникам он — «чёрный барон», снова готовивший освободившемуся народу «царский трон». По новейшим демократическим версиям — ангел во плоти, патриот и последний рыцарь белого движения.

Истина, как водится, лежит посередине. Генерал-майор Пётр Врангель, несмотря на остзейскую фамилию, действительно был до мозга костей русским человеком и боевым офицером. Причём, в отличие от своего тёзки — природного казака атамана Краснова, в дружеских отношениях с немцами не замеченный.

Его отец, Николай Врангель, был известным в обществе человеком. Возглавляя агентство Российского общества пароходства и торговли, являлся одновременно видным общественным деятелем и… коллекционером. Матушка активно занималась благотворительностью. Сам «чёрный барон»  умер в эмиграции в 50-летнем возрасте от туберкулёза. Войдя в историю, как руководитель обороны последнего оплота белых на Юге России и организатор беспрецедентной по своим масштабам эвакуации своего воинства из Крыма.

Кстати, именно эта эвакуация, а не военные успехи, которыми Врангель не мог сильно похвалиться, снискали ему уважение не только среди друзей, но и недругов. Говорят, что этим он спас десятки тысяч добровольцев, среди которых были не только царские офицеры, но и студенты, трудовые казаки, от массовой бойни. Что, собственно, недалеко от истины.

А вообще дело даже не в конкретных личностях Врангеля, его соратников и врагов. А в том, что нельзя изображать историю гражданской войны только в двух контрастных, взаимоисключающих цветах. Ведь в её «котле» сражались и гибли не только и не столько классовые антагонисты, сколько люди, одинаково болеющие за Россию, но по-разному понимающие пути её спасения. Увы, те, кто, как Шолохов или Булгаков, пытались показать правду или хотя бы часть правды о том времени, подвергались ожесточённым нападкам окололитературной и политической шушеры.

И то, что эта возня продолжается по сей день, лишний раз подтверждает: их произведения и авторская позиция и сегодня остро современны и актуальны. Иначе с какой бы стати снова и снова морочить голову по поводу того, кто написал «Тихий Дон»?! А создатель «Дней Турбиных» вообще объявлен на оранжевой Украине, власти которой вновь готовы торгануть Крым, — если не германцам, как Скоропадский, так натовцам, — персоной нон-грата.

Но вернёмся к нашим ростовским руинам. Мало кто из горожан сегодня знает, что когда-то там жил Врангель. Наверное, так и не узнает, потому что здание в его нынешнем бесхозном состоянии обречено попасть под нож бульдозера. И тогда вместе с остатками строительного мусора на свалку отправится и уникальнейшая документальная страница российской Вандеи, как назвала в своё время Дон Марина Цветаева.

В истории, конечно, хватало всякого. И красного, и белого террора, героизма красных конников Будённого, Думенко и отчаянных атак белых казаков из частей Мамонтова, Шкуро, того же Врангеля. Одни штурмовали Перекоп, другие его защищали, потом покидали Крым с последними пароходами.

Но теперь-то нам что делить?! Находясь в окружении вновь беспокойного мира, сегодняшняя Россия нуждается в другом — объединении и консолидации всего общества, в том числе осколков рассеянной по свету русской диаспоры. Неслучайно периодически звучат предложения о создании памятника примирения, ставящего символическую точку в гражданской войне. И уместнее всего, чтобы он стоял на Дону, где война бушевала с особой силой.

Вот только не закончилось бы это таким же пшиком, как инициатива Ельцина о переименовании 7 ноября в День согласия и примирения. Бесспорно, найдутся в Ростове доморощенные «Церетели», готовые изваять за деньги что угодно. И поставят этот очередной монумент где-нибудь на городской окраине или в степи, где он и будет зарастать бурьяном, не давая редким посетителям особой пищи ни для сердца, ни для ума.

А есть ли вообще смысл городить абстрактно-монументальный новодел? Ведь в самом центре Ростова есть готовый памятник культуры и архитектуры, где историей дышат даже камни. Лучшего места, где можно было бы проводить уроки для школьников, принимать регулярно посещающих Дон потомков тех же эмигрантов, и не придумаешь. Музей объективно, со всех сторон, показывающий историю гражданской войны, мог бы стать и брендовой достопримечательностью для туристов. С экспонатами не должно быть проблем. Не хватит тех, что пылятся в запасниках донских и российских музеев, — найдутся другие. Во многих семьях коренных ростовчан наверняка сохранились если не старая будённовка или пара выцветших офицерских погон, то другие «вещдоки», напоминающие о тех великих трагических годах. Да и потомки эмигрантов, когда их пригласят на открытие музея, конечно, приедут не с пустыми руками.

Важно только не тянуть с первым шагом — привести в порядок, максимально сохранив исторический колорит, пока ещё живой «дом Врангеля», и найти ему ответственного хозяина. А коль скоро ни государственные, ни областные и муниципальные власти тянуть эту «ношу» не могут или не хотят, хозяина из своих рядов могли бы выдвинуть сами горожане.

Приватизация памятников архитектуры уже идёт в стране полным ходом. Речь, правда, пока идёт в основном о бывших усадьбах, приспосабливаемых под виллы «новых русских», и о переоборудуемых под офисы или элитное жильё старинных особняках. А вот такого, чтобы частные средства, без надежды на скорую отдачу вкладывались в музейное дело, что-то и не припомнить. Хотя в стране, говорит член президиума Ростовского отделения ВОПИиК Николай Судоргин, уже не первый год действует Национальный центр, занимающийся вопросами передачи объектов культурного наследия в доверительное управление финансово состоятельным и ответственным «частникам». Пока такие примеры известны по Москве и старинному городку Торжок Тверской области. Но когда-то надо начинать и нам, естественно, гарантируя потенциальным инвесторам, в роли которых готовы, в частности, выступить члены некоммерческой организации «Граждане Ростова», режим благоприятствования, определённые налоговые льготы. Как говорится, скупой платит дважды. А неуважение к собственной истории и беспамятство могут обойтись очень дорого.

Верно и другое. Инициатива, о которой идёт речь, может и должна найти отражение в планах реконструкции центра. Речь не только о том, чтобы сберечь от сноса «домик с колоннадой», как многие ростовчане называют бывшую усадьбу Врангеля, а о сохранении окружающей его историко-архитектурной среды. Чтобы раритетное здание-музей не смотрелось яркой «заплаткой» на фоне уже подступающей к нему безликой многоэтажной застройки…

Помните кадры из замечательного фильма «Бег» с пароходами, вывозящими из России остатки врангелевского воинства? И в том, чтобы Россия вновь воссоединилась и возродилась, свою скромную роль может сыграть и бывший особняк Троянского на спуске к Дону. Известный пока лишь узкому кругу ростовских краеведов, но имеющий предпосылки к тому, чтобы о нём узнали во всей стране и за её пределами.

16 августа 2006г., «Ростов Официальный».
.