Как ростовчанин спас пароход из ледового плена
В октябре 2001 года из Ростова должна стартовать экспедиция, которой предстоит проложить новую автотрассу Архангельск-Уэлен (Чукотка). Между тем в истории изучения и освоения русского Севера уже есть страница, вписанная нашим земляком -отважным полярным капитаном Михаилом Белоусовым.
Михаил Прокофьевич мечтал о море ещё с детства. Много читал и особенно любил фантастические романы о путешествиях и подводных плаваниях. Дом, в котором прошло его детство, находился вблизи ростовского порта. Мальчиком Михаил частенько бегал в порт послушать вернувшихся из дальних плаваний моряков.
Став взрослее, он решил не просто овладеть одной из морских профессий, а стать полярным мореходом. После окончания реального училища поступил на судоводительское отделение ростовского мореходного техникума (ныне училище имени Седова).
В 1924 году Белоусов успешно сдал выпускные экзамены и получил звание штурмана дальнего плавания. По распределению был отправлен на Дальний Восток. Первое время плавал на пароходе «Индигирка». Затем прошло совсем немного времени, и сбылась другая его заветная мечта: Михаила Белоусова назначили капитаном крупнейшего в то время советского ледокола «Красин» (на фото).
Легендарное судно было построено для русского флота за один, 1916-й, год в Англии по усовершенствованному проекту макаровского «Ермака». На протяжении нескольких десятилетий он был самым мощным арктическим ледоколом в мире. В 1918 году он был затоплен на фарватере Северной Двины для перекрытия пути кораблям интервентов в Архангельск. Вскоре, однако, был поднят и затем при уходе интервентов уведён в Англию. Лишь в 1921 году он был возвращён РСФСР. В 1927 году ледокол переименовали в «Красин» в честь советского дипломата, много сделавшего для возвращения замечательного судна в Россию.
Сокрушая ледовые барьеры полярного бассейна, «Красин» освобождал из ледового плена дрейфовавшие в Арктике суда, выполнял и другие задания, связанные с проводкой морских караванов по Северному Ледовитому океану. За образцовое выполнение этих заданий Михаил Прокофьевич был награждён орденом Красной Звезды.
В то время, когда вся страна следила за дрейфом во льдах Гренландского моря ледокольного парохода «Георгий Седов», который более чем на 800 дней оказался в ледовом плену, Белоусов стал капитаном ледокола «И. Сталин».
В 1939 году на выручку «Седову» была направлена экспедиция под командованием известного полярника Ивана Папанина. Задача заключалась в том, чтобы в кратчайшие сроки пробиться к «Седову» и вывести его изо льдов. Ледокол, на котором экспедиция отправилась в Гренландское море, вёл Михаил Белоусов. Именно тогда впервые в истории был совершён двойной сквозной рейс в одну навигацию из Мурманска через Северный Ледовитый океан и Берингов пролив в залив Провидения и обратно тем же путём. Зимой 1939-1940 года «Седов» был освобождён. При этом в начале января ледокол «Сталин» достиг рекордной широты (80°42' с. ш.) для свободного плавания полярной ночью. За выполнение правительственного задания Белоусову было присвоено звание Героя Советского Союза, вручены орден Ленина и медаль «Золотая Звезда».
Перед началом войны Михаил Прокофьевич возглавил управление арктического флота Главсевморпути, а затем работал на Дальнем Востоке. Зимой 1944 года он руководил экспедицией, которая провела через пролив Лаперуза сотни транспортных кораблей.
Михаил Белоусов умер в 1946 году, когда ему не было и 42 лет. В память о нём одному из ледоколов Советского Союза было присвоено имя «Капитан Белоусов».
|