rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Russian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Dutch English Estonian Finnish French Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Italian Japanese Korean Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги
Как ростовчанин спас пароход из ледового плена
 
    belousovВ октябре 2001 года из Ростова должна стартовать экспедиция, которой предстоит проложить новую автотрассу Архангельск-Уэлен (Чукотка). Между тем в истории изучения и освоения русского Севера уже есть страница, вписанная нашим земляком -отважным полярным капитаном Михаилом Белоусовым.
 
    Михаил Прокофьевич мечтал о море ещё с детства. Много читал и особенно любил фантастические романы о путешествиях и подводных плаваниях. Дом, в котором прошло его детство, на­ходился вблизи ростовского порта. Мальчиком Миха­ил частенько бегал в порт послушать вернувшихся из дальних плаваний моряков.
 
    Став взрослее, он решил не просто овладеть од­ной из морских профессий, а стать полярным море­ходом. После окончания реального училища поступил на судоводительское отделение ростовского мореход­ного техникума (ныне училище имени Седова).
 
    В 1924 году Белоусов успешно сдал выпускные экзамены и получил звание штурмана дальнего пла­вания. По распределению был отправлен на Даль­ний Восток. Первое время плавал на пароходе «Ин­дигирка». Затем прошло совсем немного времени, и сбылась другая его заветная мечта: Михаила Белоусова назначили капитаном крупнейшего в то время советского ледокола «Красин» (на фото).
 
    Легендарное судно было построено для рус­ского флота за один, 1916-й, год в Англии по усовершенствованному проекту макаровского «Ер­мака». На протяжении нескольких десятилетий он был самым мощным арктическим ледоколом в мире. В 1918 году он был затоплен на фарватере Север­ной Двины для перекрытия пути кораблям интервен­тов в Архангельск. Вскоре, однако, был поднят и затем при уходе интервентов уведён в Англию. Лишь в 1921 году он был возвращён РСФСР. В 1927 году ледокол переименовали в «Красин» в честь советского дипломата, много сделавшего для возвращения замечательного судна в Россию.
 
    Сокрушая ледовые барьеры полярного бассейна, «Красин» освобождал из ледового плена дрейфо­вавшие в Арктике суда, выполнял и другие задания, связанные с проводкой морских караванов по Се­верному Ледовитому океану. За образцовое выпол­нение этих заданий Михаил Прокофьевич был награждён орденом Красной Звезды.
 
    В то время, когда вся страна следила за дрей­фом во льдах Гренландского моря ледокольного па­рохода «Георгий Седов», который более чем на 800 дней оказался в ледовом плену, Белоусов стал ка­питаном ледокола «И. Сталин».
 
    В 1939 году на выручку «Седову» была направ­лена экспедиция под командованием известного полярника Ивана Папанина. Задача заключалась в том, чтобы в кратчайшие сроки пробиться к «Седо­ву» и вывести его изо льдов. Ледокол, на котором экспедиция отправилась в Гренландское море, вёл Михаил Белоусов. Именно тогда впервые в истории был совершён двойной сквозной рейс в одну на­вигацию из Мурманска через Северный Ледови­тый океан и Берингов пролив в залив Провидения и обратно тем же путём. Зимой 1939-1940 года «Седов» был освобождён. При этом в начале января ледокол «Сталин» достиг рекордной широты (80°42' с. ш.) для свободного плавания полярной ночью. За выполнение правительственного задания Белоусову было присвоено звание Героя Советского Союза, вру­чены орден Ленина и медаль «Золотая Звезда».
 
    Перед началом войны Михаил Прокофьевич воз­главил управление арктического флота Главсевморпути, а затем работал на Дальнем Востоке. Зимой 1944 года он руководил экспедицией, которая про­вела через пролив Лаперуза сотни транспортных кораблей.
 
    Михаил Белоусов умер в 1946 году, когда ему не было и 42 лет. В память о нём одному из ледоко­лов Советского Союза было присвоено имя «Капи­тан Белоусов».
.