РОСТОВЧАНИН, ПРОСНУВШИЙСЯ ЗНАМЕНИТЫМ
Снятая за 50 дней камерная история об обретении и потере отца двумя мальчишками из приморского городка сегодня приглашена полусотней международных фестивалей, права на ее показ куплены в 32 странах. Подвинув картины Абдрашитова, Сокурова и Говорухина, фильм отобран Россией на соискание «Оскара». Однако Звягинцев не устает повторять, что самый важный для него - российский зритель. В Ростов представлять нашумевшее кино приехал ростовчанин актер Константин ЛАВРОНЕНКО, сыгравший папу в центральном конфликте «отец и дети» и в одночасье проснувшийся знаменитым.
- Это счастье - показать наш фильм в родном городе. Год назад я об этом и не мечтал.
Лавроненко покинул Ростов выпускником училища искусств еще в 81-м. Учился в школе-студии МХАТ, работал в «Сатириконе». На кино, снявшись лишь однажды, поставил крест. На кастинг к Звягинцеву попал случайно.
- Наша первая встреча длилась 10 минут. Хотя серьезных претендентов на роль было много, сценарий оказался у меня, между нами сразу возникло... доверие. И я понял, что если не буду сниматься с этим материалом и у этого человека, случится что-то ужасное.
Но самым сложным был поиск мальчиков, ядро фильма - это братья, 12 и 15 лет.
- Андрей сразу сказал: «Если я не найду двух гениальных детей, фильма не будет».
15-летнего Володю Гарина режиссер отобрал из 600 питерских мальчиков - он был самый настоящий: и подростковые прыщики, и недетская мудрость, и ребяческий наив. Ваню Добронравова, сына коллеги по театру, привел Лавроненко.
- Они по-разному удивительные люди, - говорит он. - Володя - не по годам зрелая личность, но каждый раз он играет по-новому и повторить его нельзя даже ему самому. Ваня - сгусток энергии, душа компании и просто блестящий актер. Он может делать десятки дублей, и все лучше и лучше. Сказать, что я их полюбил и восхищаюсь, - этого мало. Они уникальны. И хотя фильм называют жестоким, я думаю, детям его смотреть можно и нужно. Моя дочь, ей 12, смотрела два раза.
На подходе к Дому кино, под афишей «Возвращения», спрашивают лишний билетик. Когда такое было? Это не «Матрица» и не «Гарри Поттер» - тяжелое, как говорят прокатчики, «неформатное» кино. Но идут. В Москве и в Загребе, в Париже и в Милане. И пусть режиссеру можно попенять на реверансы в сторону европублики (не тот интерьер, не та одежда), но честность его другого рода, психологического. Именно это всегда было главным козырем «нашего кино». Спустя многие лета мыльных боевиков, оно вернулось и воспитывает балованного зрителя, как неласковый отец.
P.S. Драматизм реальности воображаемой неожиданно стал частью настоящей. Принимая из рук братьев Тавиани главный приз Венецианского МКФ, Звягинцев официально объявил о гибели Володи ГАРИНА, сыгравшего старшего брата, посвятив фильм его памяти. Володе не довелось увидеть картину на экране. Те самые холодные воды Балтики, которые расходятся кругами в начальных титрах, сомкнулись над головой 15-летнего актера. Это случилось уже к самому концу съемок. Несчастный случай. До своей первой и последней роли в кино Володя озвучивал мультики и мечтал стать оперным басом.
2003-11-19 «АиФ на Дону»
|