Актер и режиссер Виктор МЕРЕЖКО: «Рекламировать таблетки от импотенции отказался»
Автор сценария «Родни» и «Соньки Золотой Ручки» приехал в Ростов на юбилей друга
- Я горжусь тем, что родился на Ростовской земле, - начал разговор Виктор Иванович. - Хочу отметить, что чем старше становишься, тем все настойчивее ищешь свою географическую точку.
До сих пор меня преследуют запахи степи, полыни и сусликов, которых в детстве вытаскивали из норок с помощью смолы. Как-то я попал в район города Сальска и, почувствовав этот запах, даже расплакался… Потому что уже никогда не буду ребенком, не смогу там жить…
«Трогательное отношение ко всем женщинам у меня от мамы»
Наш хутор носил экзотическое название Ольгенфельд. Эта земля когда-то принадлежала помещику Энгельгардту, о котором Шолохов повествовал в своем «Тихом доне». У помещика было трое детей, каждому из которых он выделил по наделу земли. Они носили имена его наследников.
Наш же достался Ольге, а называть его стали соответственно на немецкий лад, что в переводе значит «Ольгино поле».
Когда я родился, немцев на хуторе уже не было. У нас была большая семья: мама, папа и четверо детей. Мой отец Иван Севастьянович Мережко заведовал сепараторным пунктом, на который крестьяне в порядке налога сдавали молоко.
Отец во время войны был в плену, поэтому мама первое время даже его прятала. Потом смогла как-то выправить ему документы, но жизнь спокойнее не стала. Он был человеком с яркой внешностью, фигуристый и широкой разгульной душой…
Любил выпить, а в такие минуты становился просто неуправляемым. Поэтому наша семья постоянно переезжала по Ростовской области, Краснодарскому краю, Ставрополью…
Мама - Александра Ефимовна Гончарова - донская казачка, уроженка верховьев Дона, работала у него лаборанткой.
Мне из-за них в детстве досталась кличка Сметана.
Была мудрой женщиной и относилась к отцу с большим снисхождением как к существу слабому, незащищенному, не организованному, ранимому и уязвленному во всех смыслах.
Она делала все возможное, чтобы спасти семью и детей, потому что мы иной раз находились на грани жизни и смерти.
Я помню, как мы по несколько месяцев не ели хлеба, а только рыбу. Мама у нас была святая.
Это трепетное отношение сохранилось у меня ко всем женщинам. Ее же образ я постарался выписать в фильме «Здравствуй и прощай».
«Мальчишкой считали с братом проезжающие по Буденновскому машины»
Ростов же помню с 1947 года. Тогда мы переехали жить к сестре отца. Она жила в гостинице «Ростов», так как их дом разбомбили. Наша семья проживала в крохотном номере, где все удобства были в коридоре. Зато окна выходили на Буденновский, и мы с братом считали проезжающие машины. На нас, хуторских мальчишек, машины производили колоссальное впечатление.
Гостиницу отстраивали пленные немцы. Все высокие и очень худые, в серых шинелях и пилотках. Я помню, с одной стороны, мы их не любили, но, с другой, сами, будучи не очень сытыми, давали им хлеб. Наши солдаты отгоняли нас и стыдили.
«С Тамарочкой познакомился на ростовском Бродвее»
Много позже, после окончания Львовского политехнического института, работая в Ростове в издательстве «Молот», я влюбился. В самую красивую девушку ростовского Бродвея - Тамарочку Захарову. (Бродом мы называли отрезок по Садовой от Ворошиловского до Буденновского).
Как только увидел ее, то сразу понял: «Мне хана. Я втюрился по уши». Было мне 26 лет. Ей же всего 16. Я долго ухаживал. У них был автомобиль «Волга» с оленем на капоте и свой дом с большими воротами.
Я подолгу выстаивал под ними. Потом, все трезво обдумав, я решил уехать подальше. И рванул в Москву, где поступил без особых усилий на сценарный факультет ВГИКа. Приехал в столицу с одним чемоданчиком, который берегу до сих пор. Мне было очень интересно учиться, писать, делать карьеру, делать себя. Это было сродни какой-то игре, где я положительный герой, а все трудности - мои противники, и я должен их победить.
Вернулся же в Ростов только после второго курса и сразу с поезда поехал именно к Тамарочке домой. Она страшно обрадовалась. Потом мы два дня гуляли по городу, сидели в кафешках и разговаривали, разговаривали... На третий день я пошел знакомиться с ее родителями. Сделал предложение, на которое они дали согласие. Через три месяца мы в Ростове сыграли свадьбу.
- А почему вы так редко сейчас бываете в Ростове?
- После смерти в 1997 году моей Тамарочки мне тяжело сюда возвращаться...
«Женщина может как поднять мужчину, так и уничтожить»
- Суть женской натуры стала главенствующей темой в вашем творчестве. Вы даже одну из пьес назвали: «Я - женщина». Пресса постоянно называет вас «истинным знатоком и ценителем загадочной женской души». А если вспомнить ваши кинофильмы, то можно четко проследить особую приверженность к данной теме.
И отметить, что вам, как никому другому, удается понять женскую душу и передать нюансы ее переживаний.
- Спасибо. Женская душа - это явление абсолютно отличное от мужской. Женщина - существо, которое движимо сердцем. Мужчина - головой. И писать женские натуры интереснее и неожиданнее потому, что они ярче. Тем более что Россия - страна эмоциональная. Женщина легче «двигает» сюжет. Она непредсказуемее, загадочнее, страшнее, прекраснее, чище. Никто не умеет так любить и так предавать, как женщина.
Моя Тамарочка была замечательной женой, которая во многом меня сделала. Всякая женщина или делает мужчину, чтобы поднять его высоко, или может уничтожить - превратить в пьяницу, ничтожество. Женщина - очень сильное создание, во много раз сильнее мужчин. Это природа такая.
«Мой имидж - загорелое лицо, улыбка и хорошее настроение!»
- Не так давно я получил предложение от братьев-украинцев за хорошую плату сняться в ролике - прорекламировать таблетки от импотенции. Почему им понадобился именно я, до сих пор понять не могу.
- Я-то их понимаю... А как вы охарактеризуете свой имидж?
- Загорелое лицо, улыбка, хорошее настроение и отсутствие депрессии.
- Вот и ответ.
- Соблазн был очень велик. Я долго думал, советовался с детьми. Деньги, деньги-то огромные! Но, в конце концов, отказался. А то бы подумали, что у Мережко «крыша съехала». Кино - моя первая любовь и основная. Телевидение - любовь и каприз. А написание пьес - самое большое наслаждение, которое я испытываю при сочинительстве.
ИЗ ДОСЬЕ «КП»
Родился 28 июля 1937 года. Окончил Львовский политехнический институт по специальности инженер-технолог (1961), сценарный факультет ВГИКа (1968).
Автор сценариев к художественным фильмам: «Здравствуй и прощай» (1973), «Вас ожидает гражданка Никанорова», «Трясина» (совместно с Г. Чухраем, 1978), «Родня» (1982), «Полеты во сне и наяву» (1984), «Отставной козы барабанщик» (1984), «Прости», «Одинокая женщина желает познакомиться», «Автопортрет неизвестного», «Курочка Ряба», «Забавы молодых», «Сонька Золотая Ручка» и др.
Награды: Государственная премия СССР за сценарий к фильму «Полеты во сне и наяву» (1987 год).
Автор 17 пьес.
С 1987 работает на ТВ. Был ведущим программы «Шок». С 1989 по 1994 годы - ведущий программы «Кинопанорама».
В 1994-м стал ведущим программы «Мое кино» телеканала «ТВ-6 Москва», до замены оставаясь ведущим «Кинопанорамы».
14 лет был президентом киноакадемии «Ника». Возглавляет кинофестиваль стран Балтии и СНГ «Киношок».
Семья: дочь Мария и сын Иван.
Коллекционирует старинное оружие. Есть попугай Ксюша.
23.10.2008 http://rostov.kp.ru/daily/24186.4/392606/print/
|