rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Russian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Dutch English Estonian Finnish French Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Italian Japanese Korean Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

Владимир Этуш: В актеры мне идти не советовали

34    Народный артист России рассказал «Газете Дона», как он освобождал Ростов от немцев и не хотел сниматься в «Кавказской пленнице». 

   В Ростов знаменитый комедийный актер приехал вспомнить свое фронтовое прошлое. Владимир Абрамович освобождал наш город и, несмотря на юные годы, был заместителем начальника полковой разведки. 

     - До войны у меня был перед армией панический страх, который внушили родители, - признается Этуш. - Они жутко боялись военной службы и, когда я родился, меня год не регистрировали, чтобы хоть как-то отодвинуть сроки. Приемной комиссии режиссерского факультета ГИТИСа, куда меня не приняли, я даже пожаловался: «Меня же теперь заберут в армию». Один из профессоров сделал мне внушение: «А почему вы считаете, что военная служба - это плохо?» 

     Но в армию я все равно не попал. Поступил в Щукинское училище. На первом курсе началась война. Студенты и преподаватели училища, как и остальные москвичи, ездили под Москву копать окопы. Один пожилой академик, помню, заведовал складом лопат. Однажды я пошел в кинотеатр, показывали фильм «Фельдмаршал Кутузов», — русские люди разгромили войска Наполеона. В то время в кинотеатрах в основном шли картины на патриотическую тему. И, вы знаете, я так проникся, что решил быть вместе со своим народом - на войне. Пошел и записался добровольцем. На фронте стал коммунистом. В атаку, как остальные, бежал и кричал: «За Родину, за партию, за Сталина». И делал это совершенно искренне. А потом партия меня разочаровала. Свой партийный билет я не рвал, и вообще никаких демонстративных действий не совершал, просто тихо отдалился от коммунистической идеи. 

       - Почему ваши родители так боялись армии? 

      - Они были далекие от службы люди. Отец держал галантерейную мастерскую, мама ему помогала. В 1927 году отца арестовали. Сначала в мастерскую пришел незнакомый человек, узнав, что отца нет, ушел. А вечером вернулся, сел напротив родителей за стол и молча протянул ордер на арест. В то время ничего не объясняли: за что, почему. Наверное, просто выживали класс частных собственников. Папу посадили, и мы стали жить очень плохо. Мама, бывало, спрашивала: Вова, что ты хочешь - пирожное или в кино? Как бы я ни хотел пирожного, всегда выбирал кино. В 12 лет я сильно влюбился в Любовь Орлову. Без конца бегал смотреть «Цирк» с ее участием. Чаще всего пробирался в кинозал без билета. Да, хорошие картины тогда снимали. Хоть и наивные, но очень добрые. Сейчас все больше пустые, агрессивные, одним словом - «улицы разбитых фонарей». 

        - Почему вы решили пойти в артисты, а не, скажем, как отец, в галантерейщики? 

    - Мне нравилось, что артисты хорошо одеваются. Кроме того, с восьмого класса в своей школе я уже был артистом. Ходил в театральный кружок, которым руководил профессиональный артист. Он и посоветовал мне идти в режиссеры: мол, на актерском у тебя ничего не выйдет. 

       - Актер из вас вышел замечательный! Интересно, какие роли вы любите больше всего? 

      - Они у меня все любимые. Правда, в «Кавказской пленнице» я сниматься не хотел. У меня стало складываться амплуа артиста-«кавказца». В фильме «Председатель» я сыграл полковника КГБ, этакого Сталина в миниатюре. Приятели советовали на Кавказ носа не совать, дескать, убьют. После «Кавказской пленницы» стало совсем туго, я стал интернациональным злодеем: грузины думали, что играю армянина, армяне считали, что — грузина. Товарищи вздыхали: теперь тебе и на Кавказ не надо ехать, тебя и здесь убьют. 

       - Режиссер «Пленницы» Леонид Гайдай поощрял импровизацию? 

      - Он сам придумывал на ходу и другим, как говорится, не мешал. Многих реплик Саахова изначально не было в сценарии. «Шляпу сними», не буду скрывать, моя придумка. Стою с подносом, готовлюсь к девушке зайти, а сам в головном уборе. Ну и попросил Мкртчяна: «Шляпу сними». Владимир Путин, когда вручал мне награду, поинтересовался: «Ну что, шляпу, наверно, продали за большие деньги?» «Да, - признался я, - продал на одном аукционе». Правда, скрыл от президента, что подсунул покупателю совсем другую шляпу. 

      - А на роль Карабаса-Барабаса в «Приключениях Буратино» вы охотно согласились? Все-таки Карабас - не «лицо кавказской национальности». 

      - Мне предложили сыграть Карабаса-Барабаса, когда в этой роли уже снимался другой актер. Не скажу, кто. Он уже умер. Режиссера он не устроил. По какой причине, тоже не скажу. Я прочитал сценарий - интересный, и Карабас-Барабас в нем личность колоритная. К тому же, снимали в Крыму. Я согласился сразу. Атмосфера на съемках была особая. Ведь в фильме снималось много детворы. Пудель Артемон начал ухаживать за Мальвиной. Каждый день он просил у своего дедушки, который приехал в Крым присматривать за внуком, один рубль. Дед, как благородный человек, давал деньги, а потом выяснилось, что Артемон покупал на них не пирожки или газировку, а шикарные букеты для Мальвины. Недавно на одном кинематографическом приеме ко мне подошел молодой мужчина: «Здравствуйте, говорит, Владимир Абрамович. Вы меня не узнаете? Я - Буратино». В «Приключениях» у меня тоже были свои придумки. 

        Этуш неожиданно округлил глаза и погрозил мне кулаком: 

        - Щас, как дам больно. 

        Пришлось быстро менять тему. 

        - Расскажите о своих учениках по Щукинскому училищу? У вас были любимчики? 

      - Терпеть не могу любимчиков и нелюбимчиков тоже. Были студенты более способные к мастерству, другие - менее. О способных что рассказывать? Их и так все знают. Людмила Максакова, Збруев, Людмила Чурсина. 

    - Вы не только классный комедийный актер кино, но и блистательный театральный артист театра имени Вахтангова. Известно, что перед спектаклем многие актеры, чтобы расслабиться, чуть-чуть выпивают. В вашем театре бывали по этому поводу, так сказать, разборки? 

      - Все это бабушкины сказки, - не на шутку кипятится Владимир Этуш. - Актер не имеет права выходить на сцену пьяным. На сцене все видно. Я недавно выгнал из театра нескольких человек, которые злоупотребляли. 

     - Внук Рубена Симонова (режиссер театра имени Вахтангова) вспоминал, как во время худсовета кто-то из актеров не захотел сидеть рядом с Юрием Яковлевым: дескать, от него несет спиртным. Симонов поинтересовался: «Вы что, Юрочка, пили?» «Армянский коньяк», - ответил Яковлев. «Тогда садитесь рядом со мной», - пригласил режиссер. 

     - Рубен Николаевич был очень добрым человеком и понимал, что такое выпить, поэтому за это особенно не ругал. В спектакле «Филумена де Мартурано» он играл главного героя, а трех его сыновей играли пьющие актеры. Помню, Симонов мягко им выговаривал: Повернешься в одну сторону, другую, третью, отовсюду перегаром несет. Вы, ребятки, хотя бы по очереди выпивайте. Не все сразу». 

    - В легендарной «Принцессе Турандот» актеры играли роли на языке той страны, где проходили гастроли. Некоторые актеры, говорят, как на экзаменах писали шпаргалки и засовывали себе в одежду. 

     - Так поступал Николай Гриценко, который жаловался на плохую память. Записки со словами он прятал себе в манжеты. И однажды, в Греции, открывая спектакль словами: «Дорогие друзья, представление «Принцесса Турандот» начинается», он широко размахнул руками, и бумажки с записками полетели в зал. Гриценко не растерялся, под общий хохот зрителей пошел их собирать. Из Греции мы отправились в Болгарию. Там играли на русском языке. Помню, как метался за кулисами Михаил Ульянов, как и Гриценко, открывавший спектакль: «Слушай, как будет «Архизи» по-русски. «Архизи» - с греческого «открывается». 

       - Расскажите о женщинах, которые вас окружали и окружают. 

      - Первая моя жена - актриса Нинель Мышкова. «Гадюка», помните такой фильм? С Нинель мы познакомились на первом курсе. Я как раз приехал с фронта, ходил в шинели, с палочкой из-за ранения в ногу. Это производило впечатление на девчонок и, думаю, во многом способствовало тому, что Нинель в меня влюбилась. Но мы прожили недолго. Вторая моя жена - Нина Крайнова, с ней мы прожили 48 лет. И третья жена - Елена Евгеньевна. Она учительница английского языка. 

       Подробно о своих женщинах Владимир Абрамович не рассказывал. К тому же, рядом была молодая жена. 

      - Почти всю работу по дому я делаю сам, - похвалился Этуш. - Елена Евгеньевна - человек, который все время сидит на диване с книжкой. 

       - Ой, Вова, наговоришь сейчас тут, - шутя возмущается супруга. 

       Вова смотрит на нее с неподдельной любовью. 

       «Классный актер, - похвалил Этуша кто-то из моих знакомых. - Жаль, что уже не снимается в кино». 

     Это неправда. Скоро на экраны выйдет фильм режиссера Юлия Гусмана «Парк Советского периода». Владимир Абрамович сыграет там товарища Саахова. 

      - В фильме появятся и другие известные персонажи советских культовых фильмов, - рассказывает Этуш. - Клара Лучко сыграет свою героиню из «Кубанских казаков», Зельдин - своего героя из фильма «Свинарка и пастух», Полад Бюль-Бюль Оглы выступит в роли самого себя. 

    "Газета Дона" (Ростов-на-Дону) 38(302) от 22-09-2004

.