rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Russian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Dutch English Estonian Finnish French Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Italian Japanese Korean Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

Ростов предстал не папой, а мамой!

Не люблю современные женские детективы. Вовсе не из-за примитивизма Донцовой, производящей, как конвейер, жвачку для ума, или плоской Устиновой. Само понятие не люблю. Не говорят же «мужской» детектив, а «женский» — говорят. Как будто характеризуя специальную литературу для домохозяек, не поднимающихся выше кастрюль. Я далека от феминизма, но такое деление по половой принадлежности автора хочешь или нет, всё же накладывает отпечаток на восприятие. Недаром Ахматова запрещала называть себя поэтессой. «Я — поэт!» — гордо говорила она.

Новый роман писателя, а не писательницы, Елены Афанасьевой «Знак змеи» не похож на стереотипную женскую литературу. Это детектив, но сей факт вовсе не «унижает» книгу до бульварщины — ведь мы же не сводим романы Умберто Эко или того же Бориса Акунина к простой загадке в сюжете...

Елена Афанасьева — выпускница факультета журналистики РГУ. Несмотря на то, что уже много лет она работает в Москве в «Новой газете», связи, хотя бы внутренней, с Ростовом не теряет, а потому новая книга — и о нашем городе тоже.

Собственно, ростовчане в этом отношении — народ избалованный. Наш город и непризнанный фильм «Ростов-папа» воспевал, и Корецкий в литературном двойнике нашей южной столицы — Тиходонске. Хотя сказать, что Ростов именно «воспевался», уж никак нельзя. Скорее, он показывался таким, каким его принято видеть — бандитским и нахальным до беспредела. Елена Афанасьева попыталась разрушить и этот стереотип. Она как будто бы возвращается в Ростов в качестве героини своей книги Лики. Смотрит на него не только с точки зрения столицы, наклонившейся к провинции, а так, как смотрит дочь на любимую, но забытую в городе детства мать: остро реагируя на новые морщины, но при этом до слёз любя. У Афанасьевой Ростов уже не папа, а, скорее, мама.

«Ах, этот продуваемый всеми ветрами южный город моей юности. Любимый до ненависти, ненавидимый до любви!.. Город с его нарочитой южной кичливостью, где всё — и краски и страсти — через край, напоказ, город этот въелся, впитался, вошёл в кожу с дымом жарящихся на набережной шашлыков и каштанов».

Вместе с героиней Афанасьевой мы не только гуляем по привычным улицам донской столицы, дышим знакомым воздухом, толчёмся на знаменитом базаре века 21-го и глотаем порой едкие замечания в свой адрес. Но ещё и оказываемся в голой степи, где только начинают строить таможню, а потом и крепость, и трём ноги о булыжники, которыми покрывали улицы уже в позапрошлом веке. Собственно, история возникновения и развития нашего города — это всего лишь фон, на котором происходят основные события по поиску двух мужей, пяти алмазов и высвобождению одного олигарха.

Наверное, впервые в современной литературе (и именно у Афанасьевой) олигарх, в котором народ, как когда-то к буржую, концентрирует накопившуюся ненависть, предстаёт положительным героем, которого хочется высвободить из тюрьмы. На такую резкую перемену ценностей и провоцирует нас автор. На фоне нынешнего гонения на Ходорковского и Лебедева, взгляд на олигарха не как на расхитителя государственной собственности, а как на удачливого бизнесмена и желанного мужчину, может, кому-то покажется вредным. Но почему бы и нет! Время диктует своих героев. Сейчас, если угодно, пусть будет олигарх. С нечистой совестью, конечно. «Но у кого она теперь чистая?» — вопрошает автор. И дальше в вопрос не углубляется, критикой системы или разоблачением государства не занимается.

Её интересует другое — истоки человека, предопределённости в его судьбе. Афанасьева в своей книге очень легко жонглирует временем и пространством. Действие происходит то в Персии XVIII века, то в Ростове — в XIX веке, то в современных Эмиратах. Расследованием в детективе по сути занимается не главная героиня, а читатель, ведь только он может по велению волшебной палочки переноситься в разные века и на далёкие континенты и понять то, что уже скрывает время. Повествование всегда ведётся от первого лица, но не всегда от одного и того же. В книге сразу несколько «я», и каждое из них написано в особенной стилистической манере, что и создаёт разнообразие. И, кроме того, характеризует Афанасьеву как мастера слова.

В День города обычно принято спрашивать, не что город сделал для тебя, а что ты сделал для своего города. Елена Афанасьева сумела популяризовать Ростов-на-Дону в количестве 50 тысяч экземпляров. Думаю, такой подарок тоже ценен.

15 сентября 2004г., РО.
.