rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Russian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Dutch English Estonian Finnish French Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Italian Japanese Korean Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

БОЛЬШОЕ ВИДИТСЯ НА РАССТОЯНИИ?

67В Москве уже неделю шумит и бурлит грандиозный проект, охвативший все выставочные пространства столицы — Первая Московская биеннале современного искусства. Помимо российских художников, в ней принимают участие актуальные экстремалы со всего мира (представлены 22 страны). Пафос события заключается в его масштабе и в том, с каким вниманием отнеслось к нему Министерство культуры России (43 млн рублей) и мэрия Москвы (специально к биеннале открыты несколько новых выставочных залов). Современное искусство, наконец, становится брендом модным и популярным не только в среде интеллектуалов, но и среди широких масс публики. На него не грех и большие деньги затратить — окупится.

В южной столице выставочных пространств с гулькин нос, но и они как-то странно используются. Не хочется чувствовать себя находящейся на отсталой евразийской окраине, но открывшаяся в музее краеведения выставка репродукций с картин Никаса Сафронова мне просто навязывает это ощущение: дескать, до чести принимать у себя картины звезды мы ещё не доросли, а компьютерные копии на холстах — просто «новые» технологии в действии. Всё это было бы смешно, когда бы не было так грустно.

И это событие отражается всеми каналами телевидения и прессой. Ах, звезда современной живописи в Ростове! Про современность живописи Никаса — отдельный разговор. По репродукциям и судить о ней не хочу: глянцевый беспредел, поддержанный такими же гламурными стихами Игоря Исаева, якобы раскрывающими смысл произведений мастера. «Современное искусство» от умирающего постмодернизма в блестящей упаковке с золотыми ленточками и прочими финтифлюшками — любуйтесь. Хотя владение разнообразными живописными стилями и техниками Никасом освоено на классном ремесленном уровне, что видно и по репродукциям (учился в Москве, Голландии и Италии, иконописи в Троице-Сергиевой Лавре).

Понятно же, привезти в Ростов выставку реальных холстов художника — дело затратное (разоришься на страховке), но зачем же подобным мероприятием дискредитировать себя в глазах просвещённого зрителя? Почему же соседи из Краснодарского музея краеведения всё же нашли спонсора, чтобы целый месяц показывать авторские работы художника?

Для меня это событие — лёгкий провинциальный скандальчик. Провели бы выставку где-нибудь в маленькой галерейке — один разговор, в музее — совершенно другой. Хотя для Никаса скандал — привычная среда обитания, на которую потрачена добрая треть жизни. Скандал в нынешние попсовые времена – славное универсальное средство от забвения. В Москве ими уже никого не удивишь — надо прокладывать дорогу в провинцию.

Чтобы и там были в курсе: Сафронов пишет портреты президентов и знаменитостей, создаёт их официальные и аллегорические образы. А вы попробуйте взять простую фотографию и по ней на холсте написать, домыслив что-нибудь необычное? Такое, что и присниться может только во сне или в мистическом бреду. Не психологический портрет-характер, а портрет-характеристика: генерал Лебедь как Ермак, Горбачёв как Жанна д’Арк. Ещё интереснее переписать что-нибудь легендарное, например, лик Джоконды Леонардо с эффектом потрескавшегося холста на лице и прочее в том же духе. Модная фигура может всё. Ценность же ростовской выставки не важна, есть повод поговорить об имидже и прошлом самого художника. Может быть, он и не хотел, но весело так отомстил городу в духе «плохишизма» за изгнание.

Ведь в далёкие семидесятые Никас Сафронов некоторое время учился в художественном училище имени Грекова и был из него исключён. Сам он, впрочем, о Ростове отзывается ностальгически хорошо и зла на учителей из «грековки» не держит. Ростов всё же стал отправной точкой в столичную тусовочную жизнь. Останься художник в нашем городе, разве нашёл бы он такое количество нужных людей, с которыми научился дружить и портреты которых написал? Разве досталось бы ему в жизни такое количество прессы, выставок, скандалов, любовных историй, описанных им самим в книге «Анатомия скандала и успеха»?

Да и приглашение на «мастер-класс» от художественного училища он вряд ли бы получил, как это произошло теперь на открытии выставки. Модный, однако! Ведь живут же рядом и работают замечательные мастера, которых в училище не замечают. Зато замечают, например, в Англии. Как заметили в Бирмингеме живописную выставку Владимира Карначёва и тут же пригласили поучить студентов тамошней высшей школы искусств. Или по-прежнему большое видится на расстоянии?

7 февраля 2005г., 7С.
.