rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Russian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Dutch English Estonian Finnish French Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Italian Japanese Korean Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

Виктор Мережко: «Мордюкова в «Родне» сыграла мою тёщу»

81Известный сценарист намерен сделать сериал о донских казаках

В промежутках между работой над второй частью сериала «Сонька Золотая Ручка» драматург, сценарист Виктор МЕРЕЖКО нашёл время ответить на вопросы «АиФ на Дону».

— Виктор Иванович, ваше имя часто произносят в ряду знаменитых донских уроженцев. А вы, наверное, на родине давно уже не были?..

— Ну, почему же? В прошлом году был на дне рождения у своего друга, донского бизнесмена. Очень хорошо принимали. А потом мы поехали в Старочеркасск, где я плакал, хотя был трезвый. Но плакал потому, что шум камыша, донские запахи, полынь и вид куреней напомнили мне юность. Успел я побывать в Новочеркасске и на Левбердоне и понял, что должен снять сериал о донских казаках. Вернувшись в Москву, предложил одному из телеканалов этот проект. И заявку одобрили. Простите за нескромность, но я хочу сделать свой «Тихий Дон».

Отец бежал из плена…

— К роману Шолохова, надо понимать, это отношения не имеет?

— Нет, конечно. И название будет другим. А в основе сюжета — моё видение донской жизни 1930 — 1950-х годов… Правда, довоенную жизнь я не помню, но есть архивы и родители многое рассказывали. Папа Иван Севастьянович был донской казак, с крутым характером и люто ненавидел Сталина… Называл его «грузиняка усатый». Мама говорила: «Иван, та замолчи ты. Ну что ты трепишься?..» А он как выпьет, так удержаться уже не мог. Он не был алкоголиком, но в такие минуты становился неуправляемым.

— А откуда была эта ненависть к Сталину?

— Отец воевал на фронте, попал в плен, но в фашистской Германии не остался — сбежал. А если ты бежал из плена, то это не считалось героизмом. В лучшем случае отправляли в ссылку, в худшем — под расстрел. Папа об этом знал, но слом в характере всё равно произошёл. Он возненавидел Советскую власть: «Почему меня должны расстреливать, если я через Украину, Чехословакию без документов вернулся на Родину?» Старший брат рассказывал, как ночью раздался стук в дверь. Мама испугалась, подошла к двери — на пороге стоял отец. Потом он пару лет вынужден был прятаться в лесопосадке — в землянке, которую сам же построил. Мама по ночам носила ему тёплые вещи, еду… Дома он не появлялся, иначе бы его расстреляли, как дезертира, ведь военного билета не было.

— Как же он потом вернулся в семью?

— Подробностей не знаю, но маме удалось договориться с кем-то в военкомате, ему выписали военный билет, а потом и медаль «За победу над Германией». Он демобилизовался и стал опять работать на сепараторных пунктах, куда крестьяне сдавали молоко в порядке налога.

— Наверное, при такой трудной жизни вы рано заработали свой первый рубль?

— Довольно рано. В послевоенные годы родители повезли нас на Кавказ. Когда мы проезжали Грозный, на вокзале я достал свой аккордеон, и вдруг мне стали бросать милостыню. Наверное, вид у меня был соответствующий, хотя мама, несмотря на бедность, заботилась о нас. У неё был характер такой домашней наседки. Позже я описал его в фильме «Здравствуй и прощай». У главной героини фактически характер моей мамы.

— А в основу фильма «Полёты во сне и наяву», насколько я знаю, легла судьба вашего брата…

— Он работал инженером. И я знал о непростых отношениях, которые возникли между сотрудниками конструкторского бюро. Позже всё это я перенёс в сценарий. Кстати, там есть фрагмент, связанный и с моей жизнью. Помните путешествие на поезде? Это моё личное воспоминание о том, как я из Одессы ехал погостить у мамы и на вокзале цыганка украла у меня деньги. Пришлось добираться домой товарными поездами…

«Я думала, вы только в кино страшный»

— Удивительно, что вы и тёще своей нашли место в кино…

— Ну это отдельная история. Характер и отчасти судьбу моей тёщи воплотила Нонна Мордюкова в фильме «Родня». Тёща была колоритная ростовчанка, красивая женщина. У неё первый муж был лётчик, полковник Вадим Захаров. Но лётчик ушёл с генеральской девушкой и поселился в Москве, а моя тёща осталась в Ростове с Тамарой (дочерью. — Ред.). Правда, потом вышла замуж, но, видимо, продолжала любить своего Вадима. Во всяком случае, очень хотела с ним увидеться.

Прошли годы. К тому времени мы с Тамарой поженились и жили в Москве, тёща часто приезжала к нам в гости. И втихаря, как потом мы узнали, стала ходить вокруг того дома, где жил лётчик. Дом недалеко от нас — в районе станции метро «Динамо». Но так ни разу его и не увидела. А потом, когда тёщи не стало, мы с Тамарой сами решили сходить к нему, но дверь открыла жена: «А вы что хотите?» Я объяснил: «Вот дочка от первого брака». — «Уйдите вон отсюда, чтобы я вас не видела». И нас прогнали. А Вадим так и не вышел.

Но факт в том, что она приезжала ради него и всё надеялась что-то решить — как и героиня Мордюковой, которая навещает в городе своего Вовчика и видит, что он совсем спился. Правда, Тамарин отец не был алкоголиком.

— Наверное, были и другие сходства с Мордюковой?

— Да почти во всём. Меня всегда забавляла ростовская непосредственность моей тёщи. Например, она прекрасно готовила, и, когда приехала к нам в очередной раз, мы пригласили гостей. Помню, рядом с ней сел Бронислав Брондуков. И тёща сидит, долго смотрит на него и вдруг говорит: «Господи, я думала, что вы только в кино страшный, а вы и в жизни такой». Но она совсем не хотела его унизить…

«Мне всегда было легко»

— Вот мы беседуем сейчас в вашей уютной студии в цент.ре Москвы, а в воспоминаниях — голодная юность. Вообще удивительно, наверное, что парень из донского хутора достиг таких вершин?

— Ничего удивительного. Это абсолютное моё желание вырваться из тех условий, в каких я был. Мне хотелось достичь высокой цели. И я к ней шёл. Не одержимо, не топча кого-то, не потея и не страдая… Мне всегда было легко. Знаете, например, как возникла «Родня»? Нонна Мордюкова снималась в фильме по моему сценарию «Трясина» у Григория Чухрая. И она обратилась ко мне: «Витька, я так устала играть эту судьбу, напиши для меня комедию». Я сказал: «Конечно». Но ничего не писал. Нонна звонила: «Вить, ты пишешь?» — «Пишу». Вру. «Пишешь?» — «Пишу». Вру. А потом уже говорит: «Витя, ну сколько можно?!» В итоге я сел и довольно быстро написал. В один из вечеров передал ей. Она прочитала и той же ночью мне позвонила. Плакала, смеялась, материлась: «Витя, вот ты дурак, сам не понимаешь, что написал!» Говорила, что нужно найти самого лучшего режиссёра. Прошло три дня. Раздаётся звонок: «Виктор, здравствуйте, это Никита Михалков. Я прочитал ваш сценарий, хочу его снимать». И началась работа с Никитой, которая вскоре переросла в дружбу… Чувствовалось, что Мордюкова готовилась к этим съёмкам. Она приехала на площадку очень красивая, с эффектной укладкой. Никита глянул на неё и сказал: «Ноннка, ну, что это такое? Немедленно — шестимесячную химию, золотые зубы, майку». Её переодели, налепили на зубы фольгу, разрушили причёску… В общем, когда она увидела себя в зеркало, сниматься отказалась: «Та ты шо. Не буду я в этом сниматься. Барчук проклятый». И ушла. Говорила: «Нехай снимает Римму Маркову». А потом дома плакала. Звонила мне, жаловалась, что её никто не разыскивает. Но Михалков же хитрый. Четыре дня он ей не звонил. И вдруг — долгожданный звонок: «Нонна Викторовна, Никита Сергеевич хочет с вами поговорить». «Да», — сказала она убитым голосом. — «Нонночка, ку-ку, ну, как ты, птичка?» Она разревелась. — «Ну давай, детка, собирайся. Сейчас машина за тобой приедет». Она за эти четыре дня согласилась и с майкой, и с завивкой, и с зубами…

Автограф от Шолохова

— Любопытно, что, когда вы жили на Дону, ничего не писали, хотя работали в ту пору в издательстве «Молот»…

— Я окончил Львовский полиграфический институт, вернулся в Ростов. И работал в типографии. К тому же работа так заедала, что писать не очень хотелось. Я был в ту пору, мягко говоря, простоват. И только когда женился на Тамаре (она была самой красивой девушкой Ростова), почувствовал, сколько пробелов нужно заполнять. Тамара очень мягко отучила меня устраивать скандалы из-за каждого пустяка. Многие её советы пригодились, когда я поступил во ВГИК, а Тамара ещё какое-то время жила в Ростове. Кстати, на первом курсе ВГИКа мне вдруг захотелось съездить в Ростов. Но не к Тамаре, а к другой девушке, которая танцевала в кордебалете Ростовского цирка… Денег, конечно, не было. И я пошёл в журнал «Советский экран», говорю: мол, хочу в Ростов, нет ли возможности оплатить мне командировку? Они говорят: «Очень хорошо, Шолохову исполняется 60 лет. Поезжайте — возьмите для нас интервью». Ура! Сел в поезд, поехал. В Ростове захожу в «Молот». «Как мне в Вёшки поехать?» — «А зачем в Вёшки? Позвони в обком. Он часто бывает в Ростове». И действительно, вскоре писатель оказался в Ростове и… послал меня.

— В Вёшки?

— Нет, ещё дальше. Это был целый спектакль. Мне сказали, что Шолохов останавливается на третьем этаже гостиницы «Московская». Я пришёл в гостиницу, а там запах винегрета, спиртного… И пробрался к нему. Кругом обкомовское начальство, все поддатые. Шолохов с красным лицом. Я говорю: «Михаил Александрович, здравствуйте, я студент ВГИКа. Мне нужно взять у вас интервью к 60-летию. Как вы относитесь к советскому кино?» Он меня отодвинул от себя. И меня оттащили. А людей кругом много. Возле гостиницы и на лестнице все ждали выхода Шолохова. Лифта не было, и он после праздника спускался пешком. Я ловлю его этажом ниже и опять: «Хочу взять интервью…» Меня оттаскивают. Наконец на первом этаже я сказал громко:

— Минуточку, я студент, мне оплатили проезд, вот командировка. Интервью сейчас давать невозможно. Но напишите, пожалуйста, несколько слов: «Читателям «Советского экрана» с любовью и уважением, М. Шолохов».

Меня снова схватили и потащили в сторону, но классик вдруг говорит: «Не трогайте его». Берёт меня под руку, отводит в сторонку: «Наклонись». Я наклонился. — «Ближе. Ухо» — я ещё ближе. И он говорит: «Пошёл на х…»

— Какая неприятность…

— А я смеялся. Я ведь его замучил.

— А дорогу редакция оплатила?

— Нет, мне ведь нечего было сдать в печать.

АиФ на Дону, выпуск 47 (811) от 18 ноября 2009 г.
.