rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Russian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Dutch English Estonian Finnish French Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Italian Japanese Korean Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

bondarchuk   Заповеди Мастера
    20 октября 1994 г., умер Сергей Бондарчук, выдающийся деятель искусства 

  Сергей Федорович Бондарчук. Кто он более всего - режиссер, актер, педагог?

    Прежде всего, как-то не удается применить к этой сильной, неудержимой, талантливой личности короткое, безнадежное «был». Ибо слишком многому из того, что сделано им в кинематографии, в артистической деятельности, в педагогике, не исчезнуть, не затеряться никогда.

    Конечно, более популярен во всем мире Сергей Бондарчук как режиссер-кинематографист. Однако он учился в Ростовском театральном училище, окончил актерский факультет знаменитого ВГИКа (1948 г., мастерская С. Герасимова и Т. Макаровой), именно актерские дебюты в «Молодой гвардии» С. Герасимова и в «Тарасе Шевченко» А. Довженко сразу сделали его знаменитым. Почетный приз МКФ в Карловых Варах (1952 г.) молодой актер получил за исполнение роли Тараса Шевченко.

 

   Но в фильмах «Судьба человека», «Война и мир», «Отец Сергий» и других весь мир узнает его не только как актера, но и как режиссера. Лауреатом Государственных премий СССР, РСФСР, УССР он становится четырежды; уже в 1952 г. ему присвоено звание народного артиста СССР; почетные дипломы XXVI МКФ завоевал в Венеции, в Италии же ему вручают международную премию «Академии Симба»; через год он удостаивается «Жемчужного приза» (Япония) и премии американской академии киноискуства «Оскар». Да всех наград не перечесть!

 

     С 1971 года С.Ф. Бондарчук, преподаватель ВГИКа, вместе с женой, заслуженной артисткой РСФСР Ириной Константиновной Скобцевой, создает актерскую мастерскую.

 

     О себе Сергей Федорович говорил: «Я кинематографист, поэтому мне ближе язык кино, чем театра. Лучше раз увидеть, чем сто раз услышать».

 

     В итало-американской ленте «Война и мир» Пьера Безухова играл Генри Фонда - красивый, стройный актер. Сергей Федорович объяснял свою концепцию образа: «Пьер - русский человек, он любил поесть, попросту - пожрать (смеясь, он усиливал и эту страсть своего героя). - Поэтому я создал образ «массивного толстяка» «в очках», на первый взгляд очень добродушного, на самом деле более сложного, чем, к примеру, изображал его американский актер. - Но я не мог лгать зрителю. Пьер таков, каким изобразил его Лев Толстой»...

 

     Популярная, талантливая актриса Наталья Андрейченко играла в чеховском фильме «Степь» «девку на возу». Роль маленькая, эпизодическая. Но как трепетно отнеслась она к образу, созданному именно великим Чеховым, подсказанному ей любимым педагогом и режиссером Бондарчуком. И роль так удалась, что актриса полюбила ее и никогда не забывала о ней в своей дальнейшей успешной актерской жизни...

 

     1974 год. Фильм «Они сражались за Родину» Сергей Бондарчук снимает, находясь буквально рядом с Михаилом Шолоховым. (Думается, можно упомянуть о том, что Сергей Федорович - наш земляк. Надеемся, наши читатели об этом хорошо знают и помнят). Однако места донские, станицу Вешенскую, затем Клетскую, где снимали эпизоды фильма, Бондарчук узнавал как бы заново, слушая великого писателя.

 

     - Это мой отчий край, родной дом, - говорил Михаил Александрович. - Я уверен, что фильм должен получиться... Взгляды у нас совпадают: я хотел показать психологию солдата, его внутренний мир, мужание и закалку в суровых испытаниях войны. И Бондарчук меня понял. 

 

          Позднее Сергей Федорович писал:

 

     «...Мне вспоминается одна из многих встреч с Михаилом Александровичем у него дома в 1974 году. Она оставила глубокий след в душе каждого из нас, кто работал над фильмом «Они сражались за Родину». Разговор зашел о правде в искусстве. И Михаил Александрович задумчиво сказал, что писать правду нелегко, но этим не ограничивается писательское предназначение - сложнее писать истину...

 

     Не чудо ли происходит, когда писатель берет цвета, и запахи, и звуки родной земли, и рождается из них нечто новое, неповторимое - и жизнь, минувшая, ушедшая, продолжается вновь. Протянешь руку к книжной полке, откроешь шолоховский томик, и закружится голова от тонких ароматов донской степи, от прозрачной, «граненой тишины утра...» Каждый кадр, отснятый прекрасным оператором Вадимом Осовым, обрел теперь особую ценность. Ведь мы снимали фильм о неизбывности, необозримости жизни, и потому главной целью было осмыслить события сурового 1942 года, показать дух воинов, истоки будущей победы, обстановку и атмосферу, в которых она зарождалась». (Издание «Шолохов», 1985 г., Москва).

 

     В этих словах - также весь Сергей Бондарчук с его глубокими мыслями и чувствами, с любовью к Шолохову, к родной донской стороне.

 

     ...1986 год. Хутор Пухляковский. На Дону празднуют 70-летие со дня рождения замечательного российского писателя Анатолия Калинина. Вместе с известными московскими актерами, писателями, журналистами на хутор одним из первых приезжает и Сергей Федорович Бондарчук. Мы вместе с тогдашними моими коллегами-музейщиками только-только завершили выставку «История хутора Пухляковского» и встречаем гостей.


Сергей Федорович Бондарчук, как-то по-особенному, по-мужски красивый, стройный, даже неожиданно худощавый (ну никак не Пьер Безухов!) заходит в музейный зал, приветливо улыбается. И глаза его, кажется, улыбаются тоже.

 

     Прошу его записать в «Книгу отзывов» свое впечатление о выставке, (подумалось - удобно ли просить о такой малости). Но он охотно усаживается за небольшим столиком, открывает «Книгу» и пишет добрые, проникновенные слова и в адрес тех, кто готовил выставку, и в адрес юбиляра, своего друга Анатолия Вениаминовича Калинина.

 

     Сергей Бондарчук откровенно радуется встрече с земляками, а на вопрос о его новом замысле, известном нам, - экранизировать «Тихий Дон» Михаила Шолохова, твердо отвечает: «Работа начата, фильм непременно состоится...»

 

     Думается, неопределенность судьбы фильма все-таки будет решена. А сегодня хочется сказать: «Пусть вечной будет добрая память о Мастере, о его гуманных заповедях. Творчество Бондарчука будет жить до тех пор, пока живо искусство».

© Еженедельная электронная версия газеты "Молот" 2004 г.

.