Джуна полюбила и прокляла Ростов
«Ростовский период» знаменитой целительницы Джуны окружен завесой тайны. Мало кто знает, что в 70-е годы прошлого века она училась в нашем городе. Хотела стать киномехаником.
А была ли Джуна?
- Увы, нам пока не удалось обнаружить следы пребывания Давита-швили в нашем городе, - разочаровал меня директор ростовского кинотехникума.- Мы не смогли найти даже ее личного дела, не говоря уже о каких-нибудь тетрадках с контрольными работами.
Искать следы Джуны в кинотехникуме начали в связи с 75-летием этого учебного заведения. На праздновании юбилея руководство техникума хотело бы видеть Джуну Ювашевну среди других знаменитых выпускников - например, юмористов братьев Понамаренко. Они, оказывается, тоже мечтали стать киномеханиками.
- Уже в 90-х по техникуму ходила легенда, будто бы Джуна прокляла наш город, - рассказал мне Виктор Иванов, выпускник кинотехникума. - Говорили, что здесь ей было очень несладко. Без денег, без связей в Ростове тяжело. Уезжая из Ростова в Тбилиси, Джуна якобы сказала: «Следов моих вы здесь не найдете».
Похоже, предсказание целительницы сбывается.
По словам директора кинотехникума, пока не удалось найти людей, лично знавших хрупкую девочку из древнего ассирийского рода Сардис.
Тем не менее кое-что о ростовском периоде Джуны нам удалось узнать.
Алла Борисовна, перезвоните!
- Джуне Ювашевне постоянно кто-то звонит - министры, космонавты, академики, Алла Пугачева. Но когда у нее в гостях ростовчане, обычно она просит перезвонить ей попозже, мол, земляки приехали, - рассказывает Валентина Никитенко, президент ассоциации народных целителей Дона.
С Джуной Валентину Николаевну познакомил личный фотограф Высоцкого и Алексия II Дмитрий Чижков - в Москве, на международном конгрессе народных целителей.
- Я обратила внимание, что в зале, где проходил конгресс, бегает какой-то шустрый дядечка - фотограф лет шестидесяти. Я подошла к нему, попросила сфотографировать нашу делегацию. Сначала дядечка заупрямился, но когда узнал, что мы из Ростова, вдруг стал нежным и пушистым. Люди, которые стояли рядом, вздрогнули от его крика: «Ростовчане!»
Оказалось, что фотографа зовут Дмитрий Чижков, в свое время он закончил РАУ, а его жена - ростовчанка.
Чижков повез Никитенко к себе на дачу - отпраздновать знакомство, а заодно посмотреть больного внука.
- Когда я вошла в комнату, то просто оторопела - на стене висела картина Джуны, с которой я мечтала познакомиться с самого детства. Оказалось, что жена Дмитрия Степановича 10 лет работала у Джуны домоправительницей - шила ей платья, готовила, убирала дом. Более того, выяснилось, что Давиташвили - крестная мать больного внука Чижкова. Я посмотрела мальчика, сделала массаж. Когда ребенок заулыбался, дедушка сказал: «Проси, что хочешь!» Я хотела одного - познакомиться с Джуной.
Киномеханик - это звучит романтично
- Мы много говорили с Джуной о Ростове, - рассказывает Никитенко. - Здесь прошла ее юность. В Ростов будущая знаменитость приехала из Армавира - хотела стать киномехаником. Ей казалось, что это очень романтичная профессия. Из ее рассказов я помню, что она снимала квартиру вместе с какой-то девочкой. Семья Джуны жила очень скромно. Денег не было, и студентке приходилось самостоятельно зарабатывать на хлеб. Она сама шила себе платья - перешивала из того, что дарили хозяйка квартиры или подруги - на новые наряды денег не было.
А еще Джуне - тогда худенькой хрупкой девчушке - запомнился парк имени Горького, где она любила делать зарядку, и квартира преподавателя на улице Московской. У преподавателя по вечерам собирались студенты - попить чайку, поговорить. Что-то вроде клуба любителей кино.
В Ростове Джуна начала рисовать.
- Мы говорили и о судьбе Ростова, - вспоминает Никитенко. - Джуна считает, что город обладает не-обычными свойствами. Во-первых он стоит на семи холмах. Во-вторых, пустоты, которые есть под Ростовом, резонируют, вызывая в жителях города желание заняться коммерческой деятельностью, искусством, наукой. Многие люди, чья судьба так или иначе была связана с Ростовом, впоследствии стали знаменитостями... Как считает Давиташвили, возрождение России пойдет именно с юга.
- Мы гадали на кофейной гуще, и Джуна увидела, что возрождение начнется в 2006-2010 годах, и будет связано с самыми свободными на территории России людьми - донскими казаками, - рассказывает Никитенко.
Музей Джуны
Как считает Валентина Никитенко, найти соучеников Давиташвили или личное дело студентки кинотехникума не удалось по очень простой причине - искали Давиташвили, а надо было искать Биткаш.
- Девичью фамилию Джуны я узнала буквально на днях, - рассказывает Валентина Никитенко. - Ее мне подсказала тетя Джуны, которая живет в Ростове. Живут в нашем городе и ее племянник, другие близкие родственники.
Никитенко считает, что если постараться, то вполне можно набрать материалов на целый музей. Работу над созданием музея Валентина Николаевна уже начала:
- Джуна Ювашевна эту затею одобрила, а недавно она прислала мне свой портрет - для будущего музея.
"Газета Дона" (Ростов-на-Дону) 7(218) от 12-02-2003