rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Russian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Dutch English Estonian Finnish French Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Italian Japanese Korean Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

                        НАША ПАНОВА

Когда-то Татьяна Лиознова мечтала дебютировать экранизацией ее повести, но руководство киностудии решило по-иному. Экранизировали эту повесть тоже совсем еще молодые Игорь Таланкин и Георгий Данелия. Фильм назывался «Сережа» - так же, как и книга, очень популярная в то время книга Веры Пановой.

07«СЕРЕЖА», «Евдокия, «Високосный год», «На всю оставшуюся жизнь», «Рабочий поселок»... Вот названия только некото­рых фильмов, снятых по ее повестям и рассказам. В «Сентиментальном романе», тоже экранизированном, Вера Панова описала город своего детства, своей мо­лодости, и это был не названный ею, но хорошо угадываемый Ростов-на-Дону.

 

РОСТОВСКИЙ КРУГ

 

Вера Панова очень гордилась своими предками. Любила рассказывать об од­ном из дедушек по отцовской линии, кре­стьянине Московской губернии, который «еще до отмены крепостного права вы­купил сперва себя, а потом и всю семью, и все это не хитростью, обманом или во­ровством, а упорным трудом, честностью и мастерством».

 

Ее отец - Федор Иванович Панов, по­мощник бухгалтера в банке взаимного кре­дита, тоже был личностью неординарной.

Федор Иванович не оправдал надежд родственников, думавших поправить фи­нансовое положение семьи и поднять престиж фамилии благодаря выгодной его женитьбе. Женился он вопреки ро­дительской воле, зато по любви - на бед­ной пианистке Вере Реньери.

Но характер его проявился не только в этом: Федор Иванович страстно увле­кался речным спортом. Вместе с това­рищами он основал два первых ростовс­ких яхт-клуба, один - в Нахичевани, дру­гой - в, Гниловской, и сам построил себе яхту, которую назвал «Вера».

Семейное предание гласило, что гадал­ка предрекла Федору Ивановичу, будто он утонет в день своего рождения. Он сме­ялся: даже гибель от укуса кобры пока­залась бы ему менее невероятной. Но утонуть? Это ему-то, плавающему, как рыба!

Да вышло по слову гадалки. Весной 1910-го его яхта перевернулась, и он уто­нул в Дону на глазах у жены. Вере-ма­ленькой тогда только-только исполнилось пять лет.

Печататься в периодике Вера Панова начала еще в юности - и потому, что лю­била писать, и потому, что матери нелег­ко было одной кормить семью. Писала она много, подписывалась Верой Вельтман, а потом - еще и фамилией первого своего мужа - Старосельская. Это вовсе не оз­начало перемен в ее отношении к памя­ти отца. Просто фамилия Панова в те годы казалась ей мещанской, а Вельтман - благозвучной.

Когда, почти тридцать лет назад, еще школьницей, я решила попробовать себя в журналистике и пришла в редакцию «Комсомольца», так раньше называлось «Наше время», мне предложили написать что-нибудь для «Ленинских внучат» - была у нас такая «пионерская» страничка. А чтобы я не огорчилась «детскому зада­нию», сказали, что сама Вера Панова ра­ботала в «Ленинских внучатах»!

Это потом я узнала, что в 20-е годы «Ленинские внучата» выходили отдельным изданием и только много лет спустя ста­ли «пионерской» страничкой. А Вера Па­нова успевала печататься всюду: и в «Большевистской смене» - предтече «Ком­сомольца», и в «Трудовом Доне», ставшем потом «Молотом», и в других донских га­зетах и журналах. Так что как минимум две редакции - наша и «Молота» - могут се­годня считать Веру Панову своей.

Писала Панова, как казалось свидете­лям ее журналистской молодости, почти с артистической легкостью. Быстро. Ров­ным красивым почерком. Почти без по­марок. В любом жанре. В любой редак­ционной обстановке.

Среди высказываний знаменитой уже писательницы Пановой есть и о безмер­ной любви к газете, любви навеки. Вера Федоровна не без удовольствия порой называла себя старой газетной волчицей.

И вдруг, читая воспоминания о ней, нахожу такое признание, сделанное, прав­да, не письменно - в беседе: «Я не люб­лю своей молодости. Я долго жила не так, как мечтала и хотела жить. Чувство зави­симости от обстоятельств - самое тяже­лое из всех чувств - более всего томило меня в молодые годы».

Мне кажется, в Ростове Панова ощу­щала себя бабочкой, которой никак не удается выбраться из кокона житейской и газетной суеты и - взлететь! Здесь, под впечатлением шолоховской «Поднятой целины», написала она пьесу «Весна», и ее даже поставили в Ростовском ТРАМе - театре рабочей молодежи. Здесь сочи­няла первые свои повести, рассказы. Но все это было не то.

И для того, чтоб разомкнулся этот круг, случиться должна была беда.

 

ПРОЩАЙ, ГОРОД, ПРОЩАЙ, ДОН

 

Все началось 1 декабря 1934 года с телефонного звонка. Звонил тогдашний муж Пановой - Борис Бахтин, корреспон­дент «Комсомолки». Звонил, чтобы сооб­щить потрясшую его новость: в Ленинг­раде убили Кирова!

- Это ужасно! - воскликнула Панова, не подозревая, что событие это отразится каким-то образом на ее семье.

Вскоре в стране начались партийные чистки, и Бориса Бахтина, знакомого с некоторыми ленинградскими оппозици­онерами и даже побывавшего однажды на их собрании, уволили из редакции.

А потом исключили из партии. А потом редактор «Ленинских внучат», Полиен Яковлев, вызвал Панову и с неподдель­ной горечью сказал, что редакция вынуж­дена с ней расстаться. Но и Яковлева уволили вслед за Пановой.

Механизм репрессий был запущен. Борис Бахтин поступил простым рабочим на «Ростсельмаш», но не спасло и это. Бахтина арестовали.

Панова устроилась корректором в ростсельмашевскую многотиражку - ее сня­ли и со скромнейшей этой должности.

Обвинения, выдвинутые против Бахти­на, были нелепы. Панову, вызванную в качестве свидетеля к следователю, спра­шивали, известно ли ей, что муж был офи­цером белой армии? Это он-то, 1906 года рождения!

- Говорил ли при вас ваш муж, что Горький ошибался, считая, что талант воспитывается средой?

Бред, дурной сон. А вот как сон - не растаяло. Ничего не добившись от Бахтина в Ростове, его увезли в московскую тюрьму и в конце концов осудили на де­сять лет соловецких лагерей.

В 1937 году Панова с детьми уехала на лето на Полтавщину, в село Шишаки, где семья бывала и прежде. Потом к ним присоединилась мать Пановой, Вера-стар­шая. В Ростов они решили не возвра­щаться.

КОМАНДИРОВКА В ДРУГУЮ ЖИЗНЬ

 

Когда Вера Панова с рукописью пове­сти «Спутники» появилась в редакции журнала «Знамя», никто не угадал в ней не только будущей знаменитости, но и просто литератора. «Старые подшитые валенки, пальтишко-легкогрейка, наглухо укутана большим платком, крепко завязан­ным от холода узлом на спине». Может, чья-то домработница?

 

В творческих кругах не любят восхо­дящих звезд. А больше того - звезд, вспыхнувших неожиданно и ярко. Вот и после выхода в свет «Спутников», вмиг поставивших Панову в один ряд с луч­шими советскими писателями того вре­мени, многие литераторы утешались слад­кой мыслью, что это - случайный успех.

 

- Ну кто она такая, эта Панова? Журна­листка, которой волей судьбы подверну­лась выигрышная тема?

 

Кстати, возникла тема «Спутников» так. В московских верхах решили, что хорошо бы написать брошюру о лучшем в СССР военно-санитарном поезде. Хотели, чтобы сделал это кто-то из писателей. Выбор пал на Пермскую писательскую организацию.

 

Но члены Пермской писательской организации, узнав о таком заказе и со­пряженной с ним командировке на фронт (это было в конце 44-го года), стали предъявлять справки о нездоровье, нали­чии детей и других иждивенцев...

 

В общем, в итоге в командировку на фронт в составе военно-санитарного по­езда отправилась Панова, которая, пере­жив на Украине немецкую оккупацию, не­давно приехала в Пермь и сотрудничала с местной газетой.

К февралю 45-го документальный рас­сказ о госпитале на колесах был готов, но Панову переполняли навеянные команди­ровкой другие - художественные обра­зы. Она испытывала небывалый душев­ный подъем, предчувствуя новую жизнь: «Тут я окончательно поняла: я буду писа­телем, потому что не могу им не быть, не могу не рассказать о жизненном подвиге этих людей. Расскажу так, как вижу и понимаю. Это и будет посильный вклад мой и в литературу, и в жизнь».

ТАЙНА СЛОВА

 

Успех Пановой был оглушительный. После «Спутников» новые ее книги выхо­дили одна за другой. За четыре года три Государственные премии! Неслыханно.

Работоспособность писательницы была невероятной. Панова словно хотела на­верстать время, упущенное для литерату­ры в молодые годы. Ходила шутка, что у нее в комнате, в Доме творчества, «сто­яли три пишущие машинки и все три с начатыми закладками: проза, пьеса и сце­нарий!».

Шутки шутками, но стук пишущей ма­шинки, с раннего утра доносившийся из комнаты Пановой, невольно дисциплини­ровал и коллег.

В те времена совсем иными были вза­имоотношения общества и писателя. Сто­ило выйти в свет произведению имени­того автора или влиятельному изданию обратить внимание на чье-то сочинение, как по стране прокатывалась волна чита­тельских конференций, в прессе развора­чивались дискуссии о достоинствах и не­достатках книги, ее героев...

 

Так же широко и страстно обсуждали и книги Пановой.

 

Ее «Сережу» «Учительская газета» выб­ранила. Какими забавными кажутся сей­час и претензии, и похвалы... Были, к при­меру, критики, посчитавшие один из са­мых ярких эпизодов повести (он вошел и в фильм) непедагогичным и потому не­допустимым.

 

Могу свидетельствовать: именно по этому эпизоду вспоминают сегодня фильм видевшие его когда-то. То же и с повестью. В том эпизоде взрослый дядя угощает ребенка - Сережу - конфетой. Сережа благодарит, разворачивает обер­тку, а там - ничего. Пусто.

 

- Дядя Петя, ты дурак? - сказал Сере­жа не сердито, а с сожалением.

 

Хорошая, трогательная книга о пере­живаниях мальчишки, мама которого ре­шила выйти замуж. Нет, не за дядю Петю - за доброго хорошего человека. Он Се­режу понял даже лучше, чем мама.

Еще тогда, в 45-м, Вера Панова очень точно определила свою творческую зада­чу: внести посильныйвклад в литературу. Нередко держалась она властно, за ней за­мечали даже вспышки высокомерия, но, по-моему, она всегда трезво оценивала свое место в истории русской литературы.

Однажды она отнесла себя к катего­рии «зауряд-писателей» - в отличие от писателей вечных, таких, как любимые ее Булгаков, Гоголь, Томас Манн... Впрочем, сказано это было уже на закате жизни, в интимной, доверительной беседе. А вооб­ще Панова не советовала авторам иро­нически или же пренебрежительно отзы­ваться о своих трудах: «Неуважение за­разительно!».

Давно увлекала ее тайна воздействия слова на человека. Возможно, это шло еще из детства, когда она узнала от ма­тери, будто ее прабабушка «имела талант «заговаривать» малярию и настолько этим прославилась, что к ней в Ростов из ста­ниц привозили больных».

А писатель? Его дело - заговаривать душевные хвори, чреватые грехами и пре­грешениями. В последние годы Панова уже не могла читать сама, ее глазами ста­ли ее близкие, литературный секретарь. Однажды, узнав о каком-то неприглядном поступке этого очень еще молодого че­ловека, Панова изумилась:

- Как же вы могли так поступить? Ведь мы с вами читаем такие книги...

Для московских, ленинградских лите­ратурных кругов Панова так и осталась ростовчанкой. Поэтесса Инна Гофф очень интересно описывала ее внешность: «Яр­кая помада, медный оттенок волос, в ушах крупные серьги - клипсы... Как много здесь от молодости, той, ростовской, юж­ной, что остается в крови на всю жизнь».

Звала ли эта южная кровь Панову на Дон? Много раз собиралась Вера Федо­ровна приехать в Ростов, да так и не ре­шилась. Не захотела расковыривать за­жившие, к счастью, раны. Старому прияте­лю, столичному литератору Волчеку, тоже уроженцу Ростова, писала: «Хочу жить и умереть на брегах Невы».

 

Да, в общем-то, и не было давно того Ростова, города ее детства.

 

Но я все время - о Пановой-писатель­нице, а ведь она состоялась не только как литератор. Панова была еще и хорошей матерью, что среди женщин, посвятивших себя творческой профессии, - нечасто.

Один из самых любимых Верой Пано­вой дней в году - 20 марта, день ее рож­дения. Потому что в этот день за столом под абажуром обязательно собиралась вся семья: трое детей, их супруги, внуки...

В этом году Пановой исполняется 100 лет.

18 марта 2005г., «Наше Время».
.