rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Russian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Dutch English Estonian Finnish French Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Italian Japanese Korean Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

Был в Ростове Маяковский

5519 июля — единственный день в году, когда скажешь — «Владимир Владимирович», и никто не подумает, что речь идёт о бывшем президенте. 19 числа родился Великий поэт ушедшей эпохи.

«Мой стих дойдёт через хребты веков и через головы поэтов и правительств», — сказал Маяковский, и стих дошёл-таки. 115 лет «лесенки» его стихов не сходят со страниц хрестоматий.

• Чёртова дюжина выступлений

Светлана Буза, заведующая читальным залом библиотеки им В. Маяковского, рассказывает:

— Маяковский по происхождению был столбовым дворянином. Его дедушка, К.К. Маяковский, был русский казак из Запорожской сечи. Другой дед, по маме, А.И Павленко — украинец, уроженец Харьковской губернии. Бабушка поэта, Е.О. Маяковская, урождённая Данилевская — двоюродная сестра писателя Г.П. Данилевского.

В Ростове Маяковский выступал много: всего 13 выступлений. Например, в здании цирка. Здесь купеческий город Маяковского не принял. Один из местных критиков сказал, что он «милый мальчик, и даже вызывает симпатию». Провал не помешал поэту приезжать в Ростов ещё два раза.

«Длинный мальчик высокого роста» побывал в Ростове ещё в 1914 году. Тогда он уже могуче возвышался горой среди камешков-футуристов.

Поэт был горячим человеком, на всевозможные хулы отвечал жёстко. Однажды вынес из зала на руках строптивого критика. Когда кто-то визгливо пожелал ему учиться писать у Чехова, поэт усмехнулся и ответил: «Услуга за услугу — вы будете учиться у меня, а я у него». «Маленькие любят задирать больших», — говорил он.

• Чернила для поэта

Поэт был и в Таганроге, и очень сильно ему нравился Новочеркасск. В своей гражданской исповеди «Я сам» Маяковский поставил Новочеркасск на первое место не только среди буржуазных столиц Парижа и Берлина, «живущих в старом времени клятом», но и перед городами вновь рождённых тогда республик, таков был дух и время города. Новочеркасск был одной из столиц советской науки. «Здесь жить я бы начал», — так писал поэт.

Из письма поэта: «После лекции в Новочеркасске меня пригласил к себе в кабинет местный профессор химии и усердно поил собственным вином собственных лоз из мензурок и пробирок, и попутно читал свои 63-летние стихи. Так как вино было замечательное, а закуски никакой, кроме разных «марганцев и ангидридов», то пришлось очень быстро повеселеть и целоваться с влюблённым в поэзию химиком. Колбочки очень тоненькие, и если их просто ставить на стол, они, оказывается, разбиваются; я это быстро понял и взялся за свой плоский стакан, но увидел только чехол, а сам стакан спёрли студенты на память…».

Известный ростовский журналист Валерия Александровна Тихомирова выпустила новую книгу «Пути-дороги за «синей птицей». В ней есть материалы и о донских поэтах, журналистах, писателях, в том числе и о Маяковском. Она показала старую книжку «Маяковский в Ростове», изданную в 1950 году, её редактор — писатель Вениамин Жак. Ростовскому поэту Григорию Кацу Маяковский подарил чернильницу, Кац понравился поэту своей необычностью. Жак писал честно: «Маяковскому я не понравился, стихи мои не понравились, ему не понравилось, как я был одет, а вот Григорий Кац худощавый, в бархатной курточке, очень прилично выглядел и писал отличные стихи». Маяковский считал поэзию работой и всегда связывал её с созидательным трудом на благо страны. Он переносил своё уважение к труду поэта на орудие производства. У него это получалось трогательно и немного неуклюже. Как-то перед отъездом из Ростова у Маяковского в гостинице «Деловой двор» сидел ростовский поэт Кац. Маяковский беседовал, собирая вещи. Взял чемодан, осмотрел комнату перед уходом. Вдруг уже от двери возвратился к письменному столу и передал Кацу склянку чернил: «Возьмите, будете ими писать стихи. Я ими тоже писал. Не хочу оставлять здесь, заберётся в номер какой-нибудь бюрократ и будет подписывать скучные ведомости»…

Через год, при встрече, первый его вопрос: «Ну, как, писали стихи теми чернилами?».

• Оратор-боец

Маяковский был внешне глыбой с тонкой душой внутри. При всей его могучести трудно подумать, что его не политические душегубы довели, а «нездоровая любовь». Поэт был не только выразителем революционного «драйва», но и глубоким лириком.

«В небе вон луна такая молодая, что её без спутников и выпускать рискованно!» — просто безумно удачный припев для современной песни.

Оратор-боец, Маяковский никому не давал спуску при выступлениях.

«Мужлан и главарь» на дерзости отвечал дерзко сам. Однажды в Ростове один из зрителей встал и сказал:

— Маяковский! Я не хочу вас больше слышать, я ухожу домой!

Маяковский приложил палец к виску и сказал:

— Идите, идите, у вас не все дома!

Когда он спросил в одном из магазинов, есть ли ещё его книги на продажу, ему ответили, что в подвале их навалом. Поэт попросил принести книги, стал за прилавок, снял пиджак и продал все книги с автографами.

О смерти Нетте он узнал в нашем городе, наверное, и замысел стиха возник здесь же.

Прочитав стихи, он спросил, хороши ли они?

Кто-то сидящий в первом ряду сделал неопределённый жест.

— Конечно! Ваш племянник лучше напишет! — успокоил его Маяковский.

Развернул записку из зала и прочитал: «Ваши стихи непонятны. Мы с товарищами читали и ничего не поняли!»

— Надо иметь хороших товарищей! — молниеносно ответил поэт.

Один из критиков налетел на Маяковского:

— Как вам не стыдно! Вы сравниваете себя с Пушкиным, вы не понимаете, что от великого до смешного один шаг.

Маяковский, шагнув в сторону критика, сказал:

— Я делаю этот шаг!

В клубе ВСАСОРТ (ныне Дом Офицеров) кто-то выкрикнул, что, мол, вы это ещё в Харькове говорили! Поэт тут же ответил:

— Значит, острота хороша, если вы за ней из Харькова приехали!

В клубе рыбаков газеты «Молот» он читал свои новые стихи об Америке: «Бруклинский мост», «Статуя свободы», «Христофор Колумб». Он призывал советских писателей повышать качество произведений, искать новые формы. К тому времени он уже был знатоком Парижа. В зале драматического театра имени товарища Луначарского, что стоял в городском саду (ныне парк имени Горького), гремел его голос. Он сделал два доклада: «Поп или мастер» и «Я или мои вещи». Выступал Маяковский и в Доме Печати (Ворошиловский, 20).

В последний раз поэт приезжал в Ростов в ноябре 1927 года, читал свежую поэму «Хорошо», затем «Октябрьскую поэму» в Доме Красной Армии (в здании, где потом находился театр музыкальной комедии). Здесь доска в честь события имеется.

Просвещал он и ГПУ — угощал крепким поэтическим образом чекистов.

• Каменная карма

Почти всё памятники поэту — певцу революции, которые я когда-либо видел, изображают его могучим, кричащим исполином. Под памятником Маяковскому в Москве постоянно собираются митинги протеста. Наверное, это «каменная карма» влияет на кармы телесные. А вот в Ростове его в камне не увековечили. Ограничились только бюстом в парке Строителей, да и то потом снесли. А жаль, было бы, где собираться на митинги. Но сам Маяковский поставил памятник нашему городу. Он писал:

— Ростов тоже не роза! Местный хроникёр сказал мне, гуляя по улице: «Говорят, гений и злодейство не совместимы, а у нас в Ростове они слились вместе». В переводе это значит, что у них прорвались и соединились в одно канализационные и водопроводные трубы! Можешь представить, что я делал в Ростове. Я и пил нарзан, и мылся нарзаном, и чистился — ещё и сейчас весь шиплю. Такова интеллектуальная жизнь. С духовной и романтической стороны тоже не важно».

• Новый Маяковский

Гениальные поэты обычными людьми не бывают. Владимир Маяковский был левшой, хотя весьма умело управлялся обеими руками, в том числе в бильярде. Когда после смерти взвесили его мозг, получилось 1700 грамм, хотя обычный для мужчины вес мозга 1300 — 1400.

 Застрелился он левой рукой — это показала экспертиза. Поэт очень много курил, особенно после одиннадцатимесячной отсидки в одиночке, в Бутырке. Иногда он выкуривал одну за одной, о чём свидетельствуют фотографии, где в правом углу его рта сразу две папиросы. При внешней крепости здоровья Маяковский часто хворал, кашлял. Однажды он решительно бросил курить и написал стихотворение по этому поводу «Я счастлив».

 Маяковский с подачи Лили Брик стал носить трость, обрился наголо, стал очень модным по тем, да и нашим временам. Трость он называл палкой, и говорил, что она нужна для обороны. В Париже трость украли. Поэт не умел водить машину, но в Париже купил дешёвую двухместную «Рено», хотя Лиля Брик забросала его письмами, чтобы он купил самый последний «Форд». Лиля Брик иногда подвозила поэта, пока не переехала кого-то. Тогда она завела шофёра. Маяковский любил всех угощать и однажды в Ростове накрыл огромную «поляну» прямо на вокзале, и чуть не опоздал на поезд. Поэт был очень брезгливым, не любил рукопожатий, двери открывал, взявшись за ручку платком, и пил пиво только левой рукой, чтобы не прикасаться к тем местам на кружке, которых касается большинство. Поэт любил собак, и им было позволено всё, даже лаять на соратников по поэтическому цеху. Клички у них были тоже замечательные: Булька, Щен-Щеник, Скотик.

 Он написал стихотворение «Я люблю смотреть, как умирают дети», за него ему сильно доставалось от критиков. Но в жизни детей он любил, угощал конфетами и крупными купюрами. Дети звали его дядя Маяк. Внук Маяковского Роджер Шерман Томпсон (адвокат) написал несколько книг о любимом деде.

№32 (715) от 06 августа 2008 года
.