rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Russian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Dutch English Estonian Finnish French Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Italian Japanese Korean Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

27 августа - День российского кино

28Нельзя сказать, чтобы имя Александра Ханжонкова прежде совсем уж замалчивалось. Правда, "Большая советская энциклопедия" в 1978-м не удостоила Александра Алексеевича даже коротенькой-коротенькой, строчек в пять, статейкой.

Но вот, раскрыв "Кинословарь", выпущенный десятью годами раньше (и почти восьмикратно меньшим тиражом), мы бы нашли такую статейку и прочли, что Ханжонков - "организатор и руководитель первого крупнейшего русского кинопредприятия", а "деятельность Ханжонкова оказала положительное влияние на развитие русского дореволюционного кино". Впрочем, в "Кинословаре" есть и другие ссылки на Ханжонкова: отечественный кинематограф обязан ему многим, трудно вычеркнуть это имя из истории русского киноискусства.

Но вот о чем в прежние годы никогда, наверно, не упоминалось, так это о происхождении Ханжонкова. А был он из потомственных казачьих офицеров, наших, донских.

Пегас против Петуха

Скажете: петух коню, да еще крылатому, не соперник? Сто лет назад у россиян были на сей счет большие сомнения - у тех, кто следил за киноновостями. Дело в том, что петух был эмблемой французской кинофирмы "Пате", а Пегас - кинопредприятия Ханжонкова. Поначалу на российском кинорынке почти безраздельно царили французские кинофирмы: в их руках было и производство фильмов, и их прокат, а также производство и продажа киноаппаратуры. Кстати, и первую в России киносъемку (ею стала коронация Николая II) сделал французский оператор для фирмы знаменитых братьев Люмьер.

29Но сто лет назад ситуация стала меняться: во-первых, кроме французских, на российском рынке стали утверждаться фирмы других стран - Англии, Германии, Италии. А кроме того, заявил о себе отечественный кинематограф. Питерский фотограф Дранков в 1907-м снял хроникальный сюжет (хроника в те годы была не менее популярна, чем игровые ленты), а на следующий год - и первый русский игровой фильм - "Стенька Разин и княжна".

Ханжонков, который свою кинодеятельность начал с работы в представительстве иностранной кинофирмы, очень скоро ушел в "самостоятельное плавание". Три-четыре года - и его Пегаса уже называют главным соперником галльского петуха братьев Пате, который совсем не слабак. Циклоп, можно сказать, в перьях.

Вот интересно, а почему эмблемой Ханжонкова стал Пегас? Первая версия - потому что Ханжонков - донской казак, а что ж за казак без коня? Вторая: крылатый конь - символ стремления к вершинам искусства, а не только к пику славы и богатства. Третья версия - романтическая: конь на эмблеме возник потому, что Антонина Николаевна, любимая супруга Ханжонкова, хоть и не казачка, зато отличная наездница. Возможно, верны все три предположения: друг другу они не противоречат.

Что же до участия Антонины Николаевны в делах мужа, то оно было немалым. "Женщина властного характера, энергичная и умная, она верховодила производством, беспощадно критиковала режиссерскую и актерскую работу и даже сама поставила несколько картин", - вспоминал актер и режиссер Перестиани. Иногда она вместе с мужем сочиняла сценарий фильма, и тогда на афишах появлялся некий Анталек. Это был псевдоним супругов Ханжонковых. Анталек = Антонина + Александр…

Кстати, началом самостоятельного кинобизнеса Ханжонков был обязан супруге. Далеко не все родственники и друзья Александра Алексеевича одобрили его желание оставить службу в привилегированном казачьем полку в Москве и посвятить себя кинематографу. Но - беседа с обаятельной и энергичной Антониной Николаевной, и сомневавшиеся выделяют Ханжонкову деньги для стартового капитала…

А что же спор Пегаса с Петухом? Исторические обстоятельства мешают его объективной оценке: сначала у иностранцев были экономические привилегии, потом - первая мировая приостановила ввоз в Россию многих зарубежных лент, потом революция. Но что бесспорно: к середине 10-х годов "Ханжонков" было именем не только в России, а его кинофабрика превратилась в киноконцерн.

Спасибо за мультики

30Когда вы смотрите фильм, где кадры игрового кино соседствуют с анимацией, это вам, наверно, представляется техническим чудом наших дней. По крайней мере, последних десятилетий?.. А что, неужели?..

Да, представьте себе: опыт рисованной мультипликации продемонстрировал в 1907 году французский карикатурист Коль, который "оживил" свои рисунки. А вскоре графическая мультипликация появилась уже в научно-популярных и "игровых" фильмах, которые выпускала фабрика Ханжонкова.

Но ладно - графическая мультипликация: она пришла с Запада. А в чем Ханжонков настоящий пионер - так это в объемной мультипликации, которую еще называют кукольной. Именно он явил ее впервые миру.

Произошло это благодаря тому, что Александр Алексеевич, в отличие от ряда своих коллег, не боялся экспериментировать.

Однажды в Москву приехал господин из Вильно. Он привез с собой мало денег и, как выяснилось потом, богатую идею: этот человек - его звали Владислав Старевич - хотел снять фильм, где героями были бы не артисты, а зверушки, насекомые из проволоки, стекляшек, деревяшек и т.д. Ему нужны были пленка и киноаппарат, чтобы сделать фантазию искусством.

Старевич обошел представительства нескольких иностранных кинофирм, но нигде не поверили, что этот человек способен открыть в кинематографе новое направление. Ханжонков поверил. И не зря.

Это был не просто успех, это был триумф всюду - в России, и за границей. Фильмы Старевича одними из первых российских кинолент нашли дорогу в американский прокат, а в Европе их показ нередко сопровождался бурными аплодисментами. Одни мультфильмы (иронические, пародийные) Старевич снимал для взрослых, другие - для детей.

Объемная мультипликация - Старевич-Ханжонков… В истории мирового киноискусства - это звенья одной цепи.

Была бы Ялта вторым Голливудом

…До революции (как, в общем-то, и после) русские кинопроизводители строили свои графики так, чтобы летом отправляться на натурные съемки в Ялту. Так поступали и на кинофабрике Ханжонкова. Кинематографисты везли с собой костюмы для съемок и реквизит, детали будущих декораций, но главное - громоздкую аппаратуру, рискуя повредить ее в дороге. Киноэкспедиции с таким обозом были делом хлопотным и затратным. И однажды Ханжонкову пришла в голову мысль, что дешевле купить в Ялте участок земли и построить на нем летнюю съемочную базу. То есть, в сущности, киностудию.

Можно только удивляться оптимизму и смелости этого человека. Ведь "дешевле"- это если рассчитывать на перспективу. В стране уже пахло революционной грозой, а Ханжонков вкладывал деньги в развитие кинопроизводства…

Сергей Сафронов, крымчанин, автор книги "Александр Ханжонков - первый кинопродюсер России", считает, что Ханжонков хотел сделать Ялту вторым Голливудом. Трудно судить, удалось бы ему это или нет: в 1919-м большевики национализировали и киностудию Ханжонкова, и предприятие одного из главных его конкурентов - Ермольева, который годом раньше тоже рискнул построить в Ялте свою летнюю базу. Вместо этих двух возникла одна - Ялтинская киностудия. А Ермольев и Ханжонков вскоре уехали за границу. Ермольев, как оказалось, навсегда. Ханжонков - чтобы еще вернуться.

Что Дону Ханжонков?

…Во многом Ханжонков был кинодеятель номер один. Он показал первую русскую мультипликацию. Только на его кинофабрике был научный отдел, серьезно занимавшийся созданием учебных и научно-просветительских кинолент. Другие на такие отделы не тратились: не прибыльно. Ханжонков видел в этом миссионерский долг и не скупился. Названия этих лент могут сегодня вызвать улыбку: "Пьянство и его последствия", "Туберкулез и меры борьбы с ним", "Нервная система", "Электромагнитные колебания", "Передовые методы ведения сельского хозяйство в Дании". Так прямолинейно темы давно уже не обозначают. Хотя важны они и поныне.

Когда Ханжонков задумал снимать "Оборону Севастополя" с масштабными батальными сценами, он привлек для работы над этим игровым фильмом консультантов из военных моряков. Чтобы все было исторически достоверно.

"Оборона Севастополя" появилась в 1911 году и поразила Россию и заграницу и батальными сценами, и мастерски снятыми крупными планами.

В общем, когда в 1920-м Ханжонков уехал за границу, несколько иностранных фирм обратилось к нему с интересными деловыми предложениями. Он отвечал, что думает сейчас только о лечении - своем и супруги.

Когда-то в прошении об отставке казачий офицер Ханжонков тоже ссылался на болезнь. Потом сам же шутил, что заболел кинематографом. Но недуг его мучил, и как стало ясно с годами, нешуточный.

Рассказывали, что это было следствием его благородного поступка. По одной версии, беда случилась во время лодочной прогулки по Дону поздней осенью. Лодка накренилась, Ханжонков спрыгнул в воду, чтобы не дать ей перевернуться. Всех спас, но сам сильно простудился.

Ходила и другая история - о том как он спасал актрису, которая во время зимней киносъемки провалилась под лед.

Как там было на самом деле, но врачи диагностировали прогрессирующий полиартрит. Лечиться Ханжонкову все было некогда. И к 40 годам он передвигался на коляске…

…За границей Александр Алексеевич прожил недолго. Россия в то время как раз вспомнила о "спецах" старого режима, в стране был НЭП. Ханжонкову пообещали ответственную работу на киностудии, и он с радостью согласился. По случаю его приезда даже устроили банкет… Однако проработал Ханжонков всего полтора года. Официальная тому причина - болезнь.

…Ханжонков поселился в Ялте и дожил там до 68 лет. С. Сафронов сообщает, что получал он персональную пенсию, а до войны над ним шефствовали местные пионеры.

Его дети, сначала оставшиеся с матерью за границей, тоже вернулись в Россию. Дочь - почти сразу после смерти Антонины Николаевны - в 26-м, сын - в 56-м… Оба они так или иначе связали свою жизнь с кино: дочь была главным диспетчером на Ялтинской киностудии, сын - звукорежиссером на студии им. Горького…

А теперь о самом удивительном: хотя Александр Ханжонков, безусловно, один из наиболее выдающихся наших земляков, нет достойного его памятника ни в Аксае, где он родился, ни в Ростове, где провел детство. И не то, что достойного - никакого нет.

Не поставят так не поставят - слава Ханжонкова от этого не померкнет. Но вот донская столица, на мой взгляд, теряет из-за того, что словно не замечает такую яркую фигуру.

24.08.2007г., «Наше Время».
.