rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Russian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Dutch English Estonian Finnish French Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Italian Japanese Korean Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

ИСТОРИЯ ОДНОЙ ДРУЖБЫ

Началась она просто. Много лет назад директор ростовского филиала государственного проектного института «Росгипропищепром» Николай Рожко возвращался из столичной командировки. Дважды довелось побывать ему у министра пищевой промышленности РСФСР.

Отчитываться было за что: в советской стране по проектам института не только по всему югу, но и во многих других регионах страны реконструировались старые и возводились новые хлебозаводы, кондитерские фабрики, пивзаводы, цехи розлива безалкогольных напитков, минеральной воды. Министр Клеменчук свое дело знал превосходно, чего требовал и от подчиненных. В злое время по знаменитому «делу врачей» он отведал тюремной баланды, чудом уцелел за решеткой, был реабилитирован и полностью восстановлен в правах.

Человек по натуре справедливый, безукоризненно честный, ростовских проектировщиков он ценил, относился к ним с доверием. Так было и в тот раз. Потому к вагону скорого поезда директор института прибыл в отменном настроении. Пока он устраивался в купе, единственный попутчик деликатно отправился прогуливаться по перрону. Лицо попутчика показалось Рожко знакомым, и директор через оконное стекло разглядел его внимательнее. Сомнений не осталось: попутчиком оказался никто иной, как знаменитый поэт-песенник Николай Доризо, стихи которого директор очень любил и знал наизусть целыми сборниками.

– Оба – ростовчане, да еще и тезки! – заулыбался автор песни «Огней так много золотых…» из кинофильма «Дело было в Пенькове», когда поезд тронулся, и они представились друг другу.

– Вообще-то я родился в Азове, – признался Николай Дмитриевич Рожко.

– Неважно, – отмахнулся Николай Константинович Доризо. – Если уж быть точным, то и я родом с Кубани. Живу в Москве, но Ростов считаю своим родным городом. Куда и еду встречаться с читателями и коллегами.

Знание руководителем проектного института его собственного творчества произвело на поэта сильное впечатление, а уж совершенно сразили его переписанные в записную книжку директора самые «свежие» стихотворения, только что опубликованные в «Литературной газете». Под стук колес они проговорили всю ночь…

– Во время тогдашнего пребывания Доризо в Ростове мне довелось по его, разумеется, приглашению побывать почти на всех творческих и неформальных встречах, – вспоминает Рожко. – Я, в свою очередь, несколько раз устраивал для него автомобильные экскурсии по Ростову, в Новочеркасск, Старочеркасск, свой родной Азов. На донской земле Николай Константинович, видимо, творчески заряжался, охотно писал, а, случалось, и читал новые стихи где-нибудь посреди ночной набережной. Позже, во время моих поездок в столицу, уже он организовывал для меня различные «культпоходы» и мероприятия. Общение с ним всегда было удивительно интересным.

Николай Доризо родился в кубанской станице Павловской, где и прошло все детство. Первые его стихи опубликовала на своих страницах еще в 1938 году «Пионерская правда». В том же году юный поэт потерял отца, арестованного по доносу и умершего в тюрьме. Доризо-старший, грек по происхождению, был известным адвокатом, выпускником юридического факультета Петербургского университета. Превосходно образованный, он свободно владел семью языками. Реабилитировали его посмертно уже в период «хрущевской оттепели»…

Сын «врага народа» оказался в Ростове, откуда со школьной скамьи ушел на фронт в проклятом 41м. Боевое крещение принял в боях на Черноморском побережье. Через два года страна услышала первую песню на стихи Доризо «Мы Керчь покидали с боями». После войны поэт учился в университете Ростова, где в 1948 году увидела свет первая книга его стихов «На родных берегах». Потом были еще десятки поэтических сборников, проба сил в драматургии, исследованиях пушкинского наследия, Государственная премия РСФСР им. А.М. Горького. Песни на его слова в народе давно уже считают народными. «Помнишь, мама моя…», «Жить без любви, должно быть, просто…», «Почему ж ты мне не встретилась, юная, нежная…»

В октябре нынешнего года Николаю Константиновичу исполнится восемьдесят шесть лет. Возраст дает себя знать, и в Ростов он не приезжал уже давно. Его случайному попутчику, с кем на десятки лет связала крепкая мужская дружба, в мае «стукнуло» восемьдесят. По возрасту он не воевал, но не жалел сил в тылу, тоже приближая Победу. Ветеран войны и труда, заслуженный работник пищевой индустрии РФ Николай Дмитриевич по сей день в строю, он – заместитель гендиректора института по проектированию и строительству предприятий агропромышленного комплекса пищевой промышленности «ПищеАгроСтройПроект». Тоже давненько не был в столице, но все так же бережно хранит сборники стихов, письма и телеграммы поэта, вырезки из газет. И очень радуется, обнаружив в «Литературке» его новые стихотворные строки…

14.08.2009г., НВ.
.