rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Russian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Dutch English Estonian Finnish French Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Italian Japanese Korean Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

САБИНА ШПИЛЬРЕЙН: МЕЖДУ ЮНГОМ И ФРЕЙДОМ

 18История отодвинула в тень личность одной из первых женщин-психоаналитиков – Сабины Шпильрейн, чьё имя достойно стоять рядом с именами её великих учителей – Карла Юнга и Зигмунда Фрейда. Исследователи чаще всего считают её лишь шизофреничкой – первой пациенткой Юнга и его любовницей, послужившей причиной разрыва отношений между Юнгом и Фрейдом. После сенсационной находки в 1977 году в подвале женевского дворца Вильсон, где раньше располагался институт психологии, неизвестной переписки между Фрейдом, Юнгом и Шпильрейн, а также дневника последней итальянский исследователь Юнга Альдо Каротенуто выпустил книгу «Тайная симметрия: Сабина Шпельрейн между Юнгом и Фрейдом».В своей книге автор встал на сторону Юнга, обвиняя Шпельрейн во всех грехах. Эта позиция оказала существенное влияние на отношение к памяти психолога. Даже её научные работы, внёсшие неоценимый вклад в развитие психоанализа и повлиявшие на взгляды её учителей, до сих пор мало изучены.

Лишь в прошлом году стал появляться интерес к этой неординарной личности. Итальянский режиссёр Роберто Фаэнца первым добился права постановки фильма «Меня зовут Сабина Шпильрейн». После этого о психоаналитике вспомнили и в родном городе Ростове-на-Дону: через 60 лет после её гибели на стене дома № 83 по улице Пушкинской, где она проживала, повесили мемориальную доску,  в это же время в городе прошла посвящённая Сабине Шпильрейн конференция психологов, призванная извлечь её имя из небытия.

Сабина Шпильрейн родилась 7 ноября  1885 года в состоятельной ростовской семье. Её отец был удачливым предпринимателем, мать – стоматологом. Супруги Шпильрейн воспитывали пятерых детей – троих сыновей, Сабину и её сестру Эмилию. По традиции богатых и образованных еврейских семей все дети  получили блестящее образование. С раннего детства Сабина одинаково хорошо владела русским, немецким, английским и французским языками.

Однако позже Сабине пришлось прервать учёбу. В 14 лет она потеряла сестру, которую любила больше всех на свете. День ото дня Сабине становилось всё хуже. Её мучили галлюцинации и ночные страхи, истерические припадки. Желая вылечить  единственную дочь, родители отправили её в одну из лучших заграничных психиатрических клиник, расположенную неподалёку от Цюриха.

В клинике девушке поставили диагноз «психотическая истерия», её лечащим врачом был назначен в то время никому не известный Карл-Густав Юнг. 19-летняя Сабина стала первой пациенткой, на которой молодой специалист опробовал психоаналитический метод Фрейда. Юнг подробно описывал ход лечения в письмах к своему учителю. По его мнению, психологическая травма, позже вытесненная в подсознание, произошла в жизни Сабины ещё в четырёхлетнем возрасте, когда на её глазах отец избил младшего брата. В дальнейшем состояние больной усугубила смерть сестры. 

Результат лечения превзошел все ожидания. За 8 месяцев Юнгу удалось  устранить симптомы болезни Сабины. Этот успех повысил его авторитет в глазах научной общественности. На практике он доказал фрейдовскую теорию истерии, в которой всегда есть «доля сексуального вытеснения, произведённого в юности». 

Но был и ещё один результат лечения, который Юнг скрыл от своего наставника: Сабина Шпильрейн полюбила его, и он ответил ей взаимностью. Три года – с 1906 по 1909 год длилась любовная связь женатого Карла Юнга с пациенткой, которая была моложе его на десять лет. Потом он решил бросить Сабину ради спасения своего брака и карьеры.

Незадолго до окончательного расставания с Сабиной, в марте 1909 года, Юнгсчёл себя обязанным открыть правду (точнее  полуправду) Фрейду. Он пишет ему о трудном разрыве любовной связи, о недостойном поведении любовницы, устроившей ему публичный скандал. Однако он не сообщил, что речь идёт о больной, которую он лечил по методу своего учителя. Именно с этого позже началось охлаждение между двумя светилами психоанализа.

В это время Сабина Шпильрейн, обвиняемая женатым мужчиной в непристойном поведении, тяжело страдала. Её дневник, который она вела в 1908–1912 гг., весь пронизан чувствами к Карлу Юнгу. В нём причудливым образом сплелись высокомерие и ощущение собственной неполноценности, сомнения в своей привлекательности, интеллектуальных и творческих способностях, мечты о ребёнке и мысли о самоубийстве. Как цельная личность, Сабина не могла довольствоваться ролью любовницы. Последняя запись в дневнике сделана 14 июля 1912 года. Она весьма лаконична: «Вышла замуж за Павла Шефтеля».

Вылечившись, Сабина занялась изучением психоанализа на медицинском факультете Цюрихского университета. В 1911 году она завершила своё образование и защитила диссертацию, посвящённую психологической подоплёке шизофрении. В том же году она прочитала в Ростове-на-Дону – впервые в истории города – лекцию по психоанализу.

Сабина стала второй женщиной-психоаналитиком, занятым серьёзными разработками, и самым известным и лучшим учеником Юнга. Она много практиковала, имеется 30 работ, написанных Шпильрейн на немецком и французском языках. Две из них – «О психологическом материале одного случая шизофрении» и «Деструкция как причина становления», причислены к выдающимся психоаналитическим сочинениям. Ссылки на них, и даже некоторые заимствования, имеются у Фрейда. Ученица Юнга считала, что сексуальные желания человека связаны с представлением о смерти, и доказывала зависимость в восприятии образов смерти и рождения.

По поводу её работ Юнг позволял себе высказываться в том духе, что в них слишком много личных переживаний и других недочётов. Возможно, в его оценке тоже много личного. Сабине же в сентябре 1911 года он посоветовал обратиться к своему учителю – Фрейду. И Сабина в самом деле обратилась к 56-летнему Зигмунду Фрейду, с которым уже два года вела переписку. Вскоре он пригласил её вступить в знаменитое фрейдовское «Общество по средам» в Вене.

Охлаждение между Юнгом и Фрейдом, начавшееся со Шпильрейн, закончилось полным разрывом личных и научных (позже возникли две разные школы психоаналитической теории Фрейда и Юнга) отношений в 1913 году. Официальным поводом послужило расхождение во взглядах на либидо. По мнению Фрейда, именно половой инстинкт служил основным двигателем поведения людей и их творческой деятельности, развития всей истории и культуры.

Прежняя привязанность Фрейда к своему ученику и другу была в некоторой степени мотивирована арийской национальностью Юнга. Фрейд, сам являвшийся евреем, боялся, что психоанализ могут заклеймить как «еврейское учение». На фоне откровенно антисемитских настроений, царивших в обществе и научных кругах, опасения Фрейда не были лишены оснований.

После разрыва с Юнгом Фрейд выпустил статью «Заметки о любовном переносе», где обрисовал историю взаимоотношений Юнга и Шпильрейн, не называя настоящих имён. В своей работе он обстоятельно доказывал, что любовь между пациенткой и врачом произошла не вследствие личностных качеств последнего, а лишь как перенос на него любовных фантазий больной.

Простить Юнгу молчания он так и не смог. В своих письмах Фрейд сожалел о том, что Шпильрейн «изводится тоской по Юнгу». Он знал: женщина до сих пор любит своего врача и учителя, все её работы посвящены только ему, и потому постоянно воздействовал на Сабину. В 1915 году он писал: «Мы с удовольствием будем встречать Вас и дальше, если Вы хотите оставаться с нами, но только тогда Вы должны научиться узнавать и наших врагов (я имею ввиду Юнга)». Несмотря на это Шпильрейн переводила работы Юнга на русский язык и пропагандировала его идеи в Советском Союзе. Фрейд же испытывал ревностные чувства и желал видеть её в качестве своего переводчика. 

В свою очередь Карл Юнг пытался перетянуть авторитетного психоаналитика на свою сторону. Бывший любовник не брезговал откровенным запугиванием, внушая Сабине страх за жизнь ребёнка, которым она была беременна в то время от мужа.

Шпельрейн ещё долгое время автономно поддерживала отношения с Фрейдом и с Юнгом, пытаясь помирить поссорившихся друзей. Во многих ситуациях она вела себя куда благороднее их, тем не менее оба лагеря (включавших последователей великих психоаналитиков) относились к ней настороженно.  

В 1923 году из-за семейных неурядиц Сабина возвратилась на Родину. Но в тридцатых годах в Советском Союзе психоанализ запретили. Тогда же в сталинских лагерях погибли все три брата Сабины Шпильрейн, талантливые и успешные учёные. Последние годы жизни ростовчанка провела без любимой работы, полностью разочарованная.

В 1942 году Сабина Шпильрейн и обе её дочери вместе с другими евреями были расстреляны нацистами в оккупированном Ростове. Психолог не верила, что представители высококультурного народа, среди которых она много лет жила и одного из которых так сильно любила, способны причинить ей вред, поэтому отказывалась покинуть город. Последний раз её с дочерьми видели 11 августа в колонне по пути к Змиевской балке. Она погибла также, как и более двух десятков тысяч других ростовчан, имевших еврейские корни.

29 января, 2003г., «Ростов Официальный»
 
    

 

  

.