rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Russian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Dutch English Estonian Finnish French Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Italian Japanese Korean Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

Михаил ТАНИЧ: Мое отечество и юность - это дым ростовской «Нашей марки»

С женой Лидией Николаевной Танич прожил 68 лет.Сегодня 9 дней после смерти известного поэта-песенника

Танича не стало в ночь на 17 апреля - отказали почки. Его похоронили два дня спустя на Ваганьковском кладбище в Москве, рядом с другим талантливым музыкантом - Игорем Тальковым. Автору бессмертного «Комарово» было 84. Не могу сказать, что Михаила Исаевича я знал хорошо, нет, но даже по двум телефонным разговорам длиной полчаса легко можно было сделать вывод, что общаешься с веселым, ироничным, но в то же время последовательным человеком. Настоящим, нашим, донским.

Судьба Танича сложилась очень непросто: в 1938 году отец был расстрелян, мать - репрессирована. В Великую Отечественную войну Танич не раз был ранен и контужен, брал Берлин. Демобилизовавшись, он вернулся в Ростов, где поступил на архитектурное отделение инженерно-строительного института. Учебу закончить не удалось - в 1947 году по ложному доносу Танич был арестован и осужден на 6 лет лагерей. Все это - родной Таганрог, не менее любимый Ростов, арест, война и любовь - есть в книге воспоминаний Михаила Исаевича «Играла музыка в саду...», которая увидела свет в издательстве «Вагриус» в 2000-м. Мы прогулялись по местам, которые связаны с именем знаменитого поэта-песенника.

Литературе Танича учил человек, лично знавший Чехова

На пустыре этой школы № 10 в Таганроге Миша гонял в футбол.- Русский язык и литературу преподавал у нас Александр Николаевич Баландин, добродушный, округлый такой седой старик с  какой-то, казалось мне, тартареновской бородкой.

   Задумайтесь… о  связи времен! Меня учил человек, лично знавший Чехова!

...Школа номер десять - огромное здание из красного дореволюционного кирпича, бывшая  женская таганрогская гимназия, на Николаевской улице, недавно переименованной в улицу Фрунзе. Как просто было с  названиями в царское время. Вот и в Таганроге: Николаевская, Александровская, Петровская, Елизаветинская! Ну откуда взялась в Таганроге улица Розы Люксембург?

«Для меня футбол был сродни сказкам Арины Родионовны» 

- Господи, как же приятно поиграть в футбол с мальчишками на плацу моей школы номер десять, бывшей не так давно женской гимназией…

Футбол для южных мальчишек - нечто большее, чем игра. Он - и  содержание, и смысл всей детской жизни. Собственно, отсюда, с юга, - и Пеле, и Марадона… И для меня футбол был всем - и гоголь-моголем, и сказкой Арины Родионовны.

«Вставал пораньше, чтобы успеть к привозу молока в цистерне»

В Ростове, в доме на улице Нольной, Михаил прожил с мамой более года.- Вскоре… когда выпустили маму, собрав по всей родне какие-то деньги, купили  нам комнату на границе города с Нахичеванью, на Нольной линии, за театром и  рядышком со стадионом  «Пищевик». 

Какое неуклюжее название улицы, верно? Но я на ней имел счастье прожить более года. И вставал пораньше, чтобы успеть к  привозу  молока  в  цистерне  и  в очередь за другими неожиданностями в здешнем продуктовом магазине.

Перед войной или в самом ее начале распрощались мы с нашим «жокеем» и переехали на окраину Ростова, в заводской район Сельмаша, тоже в жалкую комнатенку на первом этаже. Езды до города и маме на работу - с час,  и я вдали от города, по сути, бездельничал, без всяких перспектив, кроме одной - военкомат, армия, фронт, похоронка. Без света в конце туннеля.

Первая бомбежка, неизгладимка! С завода повели первых раненых. И вот в каком-то наспех собранном эшелоне с металлом  («Главвторчермет»!) под такими же бомбами всю дорогу мы с мамой в теплушке пересекаем Северный Кавказ и приземляемся в городе Махачкала.

«Из десятка котлет мне выделялась та, что поменьше»

Полвека назад на Боготяновском, 30, была школа, в которой учился поэт.- Итак, мы распродали дом, и поезд помчал меня, сироту четырнадцатилетнего, в город больших домов, областной город Ростов-на-Дону…

Я живу у дедушки, в его единственной, длинной, как пенал, комнате, окнами на Большую Садовую, ныне улицу Энгельса, а как еще? Тетя Соня, мачеха моей мамы, с трудом сводила концы с концами и никак не обрадовалась появлению в доме еще одного рта, может быть, и прожорливого. Помню, что из десятка котлет, которые тетя Соня изобретала из одной курицы на керосинке, мне выделялась та, что поменьше.

И вот я  все же учусь в школе-новостройке номер 30, в знаменитом Богатяновском переулке. В том самом, где согласно песне «открылася пивная, там были девочки Маруся, Роза, Рая...». И до тюрьмы подать рукой. Тюрьма тоже была знаменитой. И мы еще окажемся в ней, дайте закончить школу и  немного повоевать!

«Мы до потери ног танцевали фокстроты и вальс-бостоны»

- Институтские мои годы запомнились мне бесконечными хвостами. Я не успевал делать  эпюры по начертательной геометрии, отмывки дорических колонн, слабоват был и в математическом анализе…

По вечерам играл наш институтский джаз-оркестр, и мы до потери ног танцевали свои фокстроты, вальс-бостоны и танго с аргентинскими  выкрутасами (ростовский  шик!). 

В то время все было по карточкам и по талонам… Талоны были на папиросы «Наша марка», фирменное курево и гордость ростовчан. С нее началось еще в школе мое курение, я думал - взросление, и  рубль на завтрак уходил, конечно, на курево - десятка папирос мне тогда хватало на два дня. Эта безобразная привычка довела потом меня чуть ли не до туберкулеза, и я курил по три пачки сигарет в день, точнее в полдня, потому что остальные полдня я кашлял. Но и  теперь, когда я уже лет 35 не курю и не кашляю, вкус ростовской «Нашей  марки» доминирует над всеми распрекрасными «Мальборо». Это дым моего отечества и моей юности!

КСТАТИ

5 главных хитов:

- «Черный кот»,

- «Идет солдат по городу»,

- «Комарово»,

- «Погода в доме»,

- «На дальней станции сойду».

25.04.2008 http://rostov.kp.ru/daily/24088/320037/print/ 
.