rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Russian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Dutch English Estonian Finnish French Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Italian Japanese Korean Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

«Мы пили вино на Садовой, но больше любили томатный сок за 11 копеек»

Эмиль Мазин считает, что Ростов обязан увековечить имя Александра Солженицына.Ростовчанин Эмиль Мазин рассказал о дружбе с Солженицыным, которая длилась 72 года

Несмотря на преклонный возраст, а в январе Эмилю Мазину исполнилось 90 лет, сегодня ростовчанин отправляется в Москву на похороны своего близкого друга. Они познакомились в далеком 1936-м, когда оказались за одной партой физмата Ростовского  госуниверситета.

- Саня, - протянул он мне руку, - вспоминает Эмиль Мазин.

- Миля, - ответил я.

Дружба у нас была крепкая, мужская. По этому поводу Санек часто шутил: «Бок о бок терлись пять лет, но ни разу не поссорились». Любили гулять по Садовой, в районе нынешнего Ворошиловского, там был один кабачок, где могли после трудного дня выпить по стаканчику вина, но не больше!  Предпочитали томатный сок, как помнится, за 11 копеек.

Мы всегда вместе готовились к экзаменам, заранее сдавали сессию, потому что Сане нужно было ехать в Москву, где он учился еще в институте философии и литературы.

Как сдавали? Подходили к преподавателям, объясняли ситуацию и просили пойти навстречу, потом допоздна засиживались в библиотеке.

Зачастую уже вечером, часов в десять, на выходе нас поджидали девушки - наши будущие жены - Наталья Решетовская и моя, Анна Евгеньевна.

Мы на «отлично» закончили университет, по распределению я попал в станицу Владимирскую, а Саня - в Морозовск.

- А что вам запомнилось в студенческой жизни?

- Бедность. Солженицын четыре года проносил штаны с кляксой, а я в холода красил ваксой белые парусиновые туфли, чтобы были похожи на зимние. Но материальные блага нас не интересовали.

- У вас сохранилась карточка молодого Солженицына, на обратной стороне которой написано: «На шестом курсе жизненного факультета». Это он вам с фронта прислал?

- Да. «На шестом курсе жизненного факультета» - в этом и есть Солженицын...  На фронте Саня писал мне регулярно, я, правда, не регулярно отвечал. Был в пехоте окопником, зачастую некогда - все время бои, а он артеллеристом...  Писал о жизни, семье, а вот Виткевичу (студенческий друг. - Прим. авт.) о политике, Сталине. Впоследствии они вдвоем и попали в «шарашку». Так и стали: я  учителем, а он писателем, диссидентом, хотя, что бы не говорили, Солженицын был величайший труженик, бессребреник, он безумно любил Россию и народ.

- Впоследствии часто виделись с Солженицыным и его семьей?

- В 1992 году неделю у меня гостили его сыновья - Степан и Ермалай. Они выросли в Америке, а когда наступила перестройка, Солженицын решил отправить их в Ростов, чтобы они почувствовали атмосферу города и страны. Очень хорошие ребята, я им выделил спальню с кроватями, но они спали прямо на полу. Сейчас уже выросли, возмужали.

- А Солженицына когда последний раз видели?

- В 1994 году, когда Саня приезжал в Ростов. Мы вспоминали университетские годы, товарищей, ездили на Халтуринский, где он одно время жил... Увы, но больше здоровье не позволило встретиться..

- Он жаловался на самочувствие?

- Прямо не жаловался, но это чувствовалось...

Эмиль Александрович достает конверт, где адрес написан двумя разными почерками. Увидев удивление, объясняет:

- Вверху - это почерк Сани, внизу - его супруги. Ему трудно уже было писать. Это его последнее письмо, которое получил полгода назад, накануне своего юбилея. «Мы с Алей сердечно и горячо поздравляем с 90-летием. С радостью предвижу тот поток благодарностей, которые принесут сотни и сотни, тысячи учеников». Потом  добавляет о себе пару строк: «О здоровье и сроках никак не могу равняться с тобой. На носу 5 лет инвалидности, овладевшей мною в 2002 году. Но пока держусь. Божьею милостью и Алиными заботами и предпоследними усилиями собственного труда...»

Вы знаете, может быть и рано говорить, но я считаю, что Ростов обязан увековечить имя Александра Солженицына. Лично я предлагаю переименовать улицу Социалистическую в улицу имени Солженицына. Почему именно она? Потому что по ней лежал его путь от дома к университету...

СПРАВКА «КП»

В школе над Солженицыным смеялись из-за крестика

Александр Солженицын родился 11 декабря 1918 года в Кисловодске, но детство и юность его прошли на Дону. Отец будущего писателя погиб на охоте за полгода до рождения сына, и в 1924 году мать решилась на переезд в Ростов. Она была из семьи некогда богатого, но потом раскулаченного землевладельца, поэтому жила с сыном в бедности.

79С 1926 по 1936 год юный Александр учился в вечерней школе № 5 на пер. Соборном, недалеко от нынешней мэрии. Как свидетельствует публицист Никита Струве, в детстве Солженицын мечтал быть то епископом, то военачальником, то писателем. В младших классах над ним смеялись за ношение нательного креста и нежелание вступать в пионеры - Солженицын даже выговор получил за посещение церкви. Но вскоре под влиянием школы он принял коммунистическую идеологию и в 1936 году вступил в комсомол.

В вузе Солженицын продолжал заниматься литературой, а в дополнение к университетским занятиям самостоятельно изучал историю и марксизм-ленинизм, уже в то время осознав себя писателем. В 1937 он задумал исторический роман о начале Первой мировой войны и начал собирать материалы для его создания. Позднее этот замысел был воплощен в первой части «Красного Колеса».

Будучи студентом РГУ, в 1939-м Солженицын поступил на заочное отделение Московского института философии, литературы и истории. А 27 апреля 1940 года женился на студентке Ростовского госуниверситета Наталье Решетовской, с которой познакомился в 1936 году. Перед началом Великой Отечественной войны Солженицын с отличием окончил университет. Его супруга рассказывала, что будущий писатель был освобожден от армии по состоянию здоровья и поначалу вместе с ней получил распределение в город Морозовск Ростовской области, где работал учителем. Однако позднее ему удалось добиться отправки на фронт.

Существует версия, что в 1971 году на Солженицына было совершено покушение - после посещения гастронома в Новочеркасске писатель тяжело заболел. По данным правозащитников, агенты КГБ незаметно обрызгали его ядом прямо в магазине (по другим данным, яд впрыснули при помощи шприца). Сам Солженицын писал в 2003 году: «Да, уж настолько я был непереносим для КГБ, что в 1971-м, 9 августа, в Новочеркасске они прямо убивали меня уколом рицинина, три месяца пролежал я пластом в загадочных волдырях размером с блюдце».

В город своей юности Солженицын вернулся спустя долгие годы. В сентябре 1994 года после возвращения из-за границы он приехал в Ростов на несколько дней и посетил дом на Халтуринском, где жил с матерью, свою школу и университет.

05.08.2008 http://rostov.kp.ru/daily/24141/358916/print/
.