rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Russian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Dutch English Estonian Finnish French Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Italian Japanese Korean Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

НАШ ЗЕМЛЯК ТИТОВ

8027 марта исполнилось бы 70 лет со дня рождения нашего земляка, кинорежиссера Виктора ТИТОВА.

Это имя не на слуху, и многие читатели решат, пожалуй, что с творчеством Титова не знакомы. Они крепко ошибутся. Ведь Виктор Титов – это автор всенародно любимого фильма «Здравствуйте, я ваша тетя». А кроме того, он создатель таких лент, как «Чудо с косичками» и «Открытая книга», «Отпуск за свой счет», «Адам женится на Еве», «Каждый день доктора Калинниковой», «Ехали в трамвае Ильф и Петров», «Кадриль», «Русский транзит», «Жизнь Клима Самгина», – и это еще не полный список его работ.

Почему же так вышло, что имя автора широко известных лент широкому кругу зрителей мало известно? Каким был Виктор Титов в жизни и на съемочной площадке? Какое место занимал в его жизни Ростов?

Об этом наш разговор с его братом – Александром Титовым, региональным директором по связям с общественностью и рекламе ростовского филиала «Альфа-Банка».

– Александр Абросимович, чем объяснить эту странную ситуацию: почему так редко слышно о Викторе Титове сейчас, да и прежде, как помнится, он был не из тех киномастеров, которые регулярно появлялись в телепередачах, на страницах всесоюзных газет и журналов?

– Однажды Николай Еременко-младший, который снялся в его картине «Восточный роман», сказал мне: «Титов – редкий режиссер, в том плане, что ему нравится не только снимать, но и монтировать, озвучивать, работать с актерами. Ведь множество других хороших режиссеров любят снимать, но не любят озвучивать, монтировать, работать с актерами, доверяя это другим людям из своей команды».

Витя всегда был в работе. Он не знал, что такое творческий кризис: завершал один фильм и тут же принимался за следующий.

Вы только представьте, в каком темпе он работал: «Жизнь Клима Самгина», снятая к 150-летию со дня рождения Горького, – это 14 серий, и каждая серия – это настоящее полноформатное кино. То есть фактически он за три года снял 14 фильмов!

Витя и по натуре был человек нетусовочный, да и времени у него не было на то, чтобы вести пространные разговоры о творческих замыслах, хотя он всегда надеялся, что снимет что-то еще – большое и хорошее. Работа была его счастьем, смыслом его жизни.

– Когда он работал над фильмом «Здравствуйте, я ваша тетя», у него было предчувствие оглушительного успеха?

– С фильмом «Здравствуйте, я ваша тетя» у Титова вышла история, похожая на ту, что была у Мотыля с «Белым солнцем пустыни». Он взялся за эту работу после того, как от нее отказалось несколько режиссеров. Причем довольно известных.

81Дело в том, что пьеса Брандона Томаса «Тетка Чарлея», автора 19-го века, по которой был написан первоначальный сценарий, довольно пуста. Но Витя написал свой режиссерский сценарий.

Недавно «Комсомольская правда» опубликовала десятку популярных «крылатых фраз», которые вошли в нашу жизнь благодаря экрану. Две фразы в этом списке – из фильма «Здравствуйте, я ваша тетя». Это: «Я – тетушка Чарлея из Бразилии, где много диких обезьян» и, конечно: «Я – старый солдат и не знаю слов любви».

Эти фразы не из пьесы. Их придумал Виктор Титов.

Армен Борисович Джигарханян сравнивал работу Вити над образами этого фильма (брат продумывал каждую интонацию, каждый поворот головы героя) с вышивкой бисером.

Но это не потому, что к этому проекту Титов относился по-особому. Он так работал всегда. От Валентина Иосифовича Гафта я слышал, что роль белогвардейского офицера, сыгранная им в фильме «Жизнь Клима Самгина», – это его самая удачная и лучшая роль в кино. Он не скрывал, что эта роль была сделана для него Титовым.

К тому времени Гафт сыграл не менее ста, наверно, ролей. Среди них были и главные, тогда, как его пребывание на экране в «Самгине» длилось всего несколько минут (это был диалог в купе поезда с Климом Самгиным о судьбах России), и, однако, такая высокая оценка.

А, возвращаясь к фильму «Здравствуйте, я ваша тетя», напомню, что то, как Титов распределил роли, было экспериментом. Тот же Гафт никогда прежде не играл такого эксцентричного героя, как дворецкий Брассет. Джигарханян в роли судьи Кригса – тоже неожиданность. Калягин к тому времени уже сыграл Ленина, был известным драматическим актером, и вдруг – комедия, и этот безработный Бабс Баберлей, он же – псевдотетушка Чарлея…

Бюджет у фильма был более чем скромный, условия, в которых он снимался, комфортными не назовешь. Работали над «Тетей» на студии в «Останкино», в третью смену. Съемки начинались в час ночи, завершались в семь утра. И так – почти три месяца. Это при том, что у каждого актера была еще работа в театре. Но никто не жаловался. Работали с удовольствием, хотя то, что фильм ожидает такой успех, никто все же не предполагал.

– Известно, что съемки комедии – дело сложное. Помню, Гурченко рассказывала в одной из телепередач, что, бывало, артисты и вся съемочная группа во время работы над какой-то комедией едва сдерживались от хохота, а зритель потом смотрел эти кадры и даже не улыбался.

Виктор Титов показывал отснятое кому-то, не занятому в работе над этой картиной?

– Брат считал, что негоже режиссеру выносить на чей-либо суд еще не завершенную работу: советчики, как в известной басне, скорее погубят работу своими замечаниями, чем подскажут что-то дельное.

Интересно, что и импровизацию актеров на съемочной площадке в отличие от многих своих коллег Титов не приветствовал. За исключением тех случаев, когда отрепетировать, детально обговорить заранее какую-то сцену означало бы ее убить.

82К примеру, в один из своих первых фильмов – «Вальс» брат пригласил начинающую Алису Фрейндлих (до этого она снялась лишь в двух эпизодических ролях, одна из которых была даже без слов).

В «Вальсе» ей предстояло сыграть женщину, проводившую на войну любимого человека. И вот она сидит в блокадном Ленинграде на кухне коммунальной квартиры и читает его первое письмо с фронта.

Обычно в таких случаях актрисам дают чистый лист, режиссер говорит: «Ну-ка, сыграй!». А тут неожиданно для Алисы Фрейндлих все вышло совсем по-другому. Она стала разворачивать перед камерой этот солдатский «треугольник» и… Это действительно было письмо, а не чистый лист.

Витя предупредил операторов:

– Как хотите, черти, извернитесь, но второго дубля не будет. Это я вам точно говорю.

И они сняли и ее слезы, и ее счастье от чтения этого письма, написанного ночью самим Виктором Титовым, который хорошо помнил, как наша мама ждала с фронта нашего отца, не веря тому, что он без вести пропал, как сам он ждал его, – и дождался.

– У Виктора Титова были любимые актеры, с которыми ему особенно нравилось работать?

– Конечно. Но также он любил открывать новые имена.

Ирина Мазуркевич, одна из ведущих питерских актрис, говорила недавно в телепередаче, что фактически ее открыл Титов, у которого она сыграла в «Чуде с косичками». Там ее заметил Александр Митта, пригласил в фильм «Сказ о том, как царь Петр арапа женил». И дальше уже пошла актерская судьба.

На главную роль в «Жизни Клима Самгина» Витя пригласил не актера, а просто молодого человека, демонстрировавшего на подиуме модную одежду от Зайцева. Это был Андрей Руденский.

Брат увидел в этом тонком, сомневающемся, натянутом, как струна, юноше мятущуюся, больную душу и понял, что лучшего Самгина ему не найти. Сейчас Андрей Руденкий – довольно востребованный актер.

Илья Олейников и Юрий Стоянов впервые появились на экране в фильме Титова «Анекдоты». Тогда это были еще не популярные авторы и исполнители «Городка», а мало кому известные артисты.

Брат сказал им: «Вот я сейчас снимаю фильм «Анекдоты», но почему бы и вам не подобрать смешные истории, не экранизировать их на телевидении?».

И Олейников со Стояновым, группой единомышленников предложили ленинградскому телевидению программу «Городок». Потом эту программу приметило и российское телевидение. Так, с легкой руки Титова, зажглись две звезды и появилась полюбившаяся зрителям телепрограмма.

– В его жизни были фильмы, за которые приходилось отчаянно бороться?

– Очень много сил пришлось положить на то, чтобы пробить фильм о хирурге Калинниковой.

– Это с Ией Саввиной в главной роли?

– Да. На самом деле прототипом этого замечательного доктора был уникальный хирург Илизаров. В далеком провинциальном Кургане в довольно примитивных условиях он делал такие фантастические операции, что к нему приезжали даже из-за границы.

Сценарий этого фильма брат написал вместе с известнейшим спортсменом – чемпионом мира и Олимпийских игр по прыжкам в высоту Брумелем – бывшим пациентом Илизарова. Из-за травмы (автокатастрофа) и неудачного лечения нога Брумеля уменьшилась на 10 сантиметров. Его спас Илизаров, и это было чудо вдвойне, потому что Брумель не только стал двигаться, как прежде, до травмы, но и повторил свой мировой рекорд, прыгнув на 2 м 28 см.

На роль Илизарова пробовались Сергей Бондарчук, Олег Ефремов, Иннокентий Смоктуновский, но в итоге брат решил изменить сценарий и сделал историю про врача женщину.

И все равно в верхах, где сильно не любили Илизарова и не желали, чтобы в народе росла слава о нем, препятствовали появлению этой ленты.

Брат из-за этого очень страдал, болел. Он не мог понять, почему такая несправедливость? Как можно замалчивать тех, кем страна должна гордиться?

– О том, каким был Виктор Титов – режиссер вы знаете не только по чьим-то воспоминаниям, но и по работе в составе его съемочных групп. Он мечтал, чтобы и вашей судьбой стал кинематограф?

– Он говорил, что я интересно, иначе, чем он, вижу свет в кадре, сам кадр. Брат хотел, чтобы я стал кинооператором, и мы бы сняли фильм вместе.

На творческом конкурсе на операторский факультет ВГИКа я получил баллы, наибольшие из возможных. Это был один из самых лучших результатов. Но тем не менее во ВГИК меня не приняли, и для Вити это был удар, еще больший, чем для меня: тогда у него и случился первый инфаркт.

А я поступил в другой вуз на факультет экспертов-криминалистов, потому что там тоже учили работе с фототехникой. Брат стал приглашать меня поработать с ним в качестве фотохудожника, снимал в небольших ролях.

– Виктор Титов возвращался после того, как стал режиссером, в родной город? И, кстати, что за загадка: пишут, будто Титов родом из Степанакерта?

– Наш отец – донской казак, а мать – армянка. Витя родился в Степанакерте, потому что она в то время гостила там у родственников.

Но его детство и юность – это Ростов. Здесь он закончил 77-ю школу, здесь работал на заводе «Электроинтрумент», сюда вернулся после службы в армии.

Когда я в 1974 году поступил на работу в Ростовский областной телерадиокомитет, там еще помнили парнишку в солдатской гимнастерке и сапогах. Это был мой брат Виктор Титов, который тоже работал там когда-то (у нас с Витей разница в возрасте – 18 лет). Гимнастерку он носил не ради оригинальности, а потому что денег не было на обычный костюм: семья жила очень скромно.

Став режиссером, он приезжал в Ростов и сам, и с семьей. Его жена Светлана – известный художник по костюмам. Ее часто приглашает в свои фильмы Карен Шахназаров.

Сын Андрей – ныне один из редакторов журнала «Семь дней», дочь – тоже Светлана – закончила ВГИК по специальности «художник-мультипликатор», но работает как дизайнер. В том числе – за рубежом.

– Виктор Титов, бывало, брал сценарий, от которого отказывались другие, или включался в работу над фильмом, которую кто-то из коллег не осилил, и делал отличное кино. А работу над телесериалом «Дом надежды», которую он не успел завершить, кто-нибудь пытался продолжить?

– Да, но попытка не удалась.

– Не нашлось второго Титова?

– Возможно, успех фильмов Виктора Титова объясняется тем, что талант художника сочетался в нем с человеческими качествами: он любил актеров, любил и знал жизнь, уважал зрителя, и если брался за работу, то просто не мог делать ее вполсилы.

Вы начали с того, что имя Виктора Титова ни теперь, ни прежде не на слуху. Думаю, он из-за этого не переживал. Главное, что кино Титова смотрят и любят по-прежнему. Кстати, в следующем году фильму «Здравствуйте, я ваша тетя» исполнится уже тридцать пять лет.

20.03.2009г., НВ.
.