rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Russian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Dutch English Estonian Finnish French Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Italian Japanese Korean Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

А если это Шаляпин?

31Великий Шаляпин был натурой импульсивной, противоречивой, отчего попадал порой в истории, которые имели общественный резонанс, то есть довольно широко обсуждались публикой, в различных салонах, а то и на страницах печати.

Возможно, кто-то из наших читателей слышал, что и во время гастролей певца на Дону вокруг его имени разгорелся скандал. Но вот удивительное дело: рассказы на сей счет исследователей этого инцидента рознятся чрезвычайно.

«Я скажу тебе с последней прямотой»

Итак, весна 1903 года. Тридцатилетний Шаляпин приезжает с гастролями в Ростов и Новочеркасск.

У него уже – европейская известность. В 1901 году он пел в Милане, на сцене знаменитого театра La Scala, и «Русское слово», одно из популярнейших российских изданий, для освещения этого события командировало в Италию звезду тогдашней журналистики, блестящего репортера и фельетониста Власа Дорошевича.

Писать было о чем. Местные клакёры, то есть люди, которые за деньги либо устраивают актеру овацию, либо его зашикивают, потребовали от Шаляпина определенную сумму и несколько десятков билетов на спектакль в обмен на обещание обеспечить громкий успех. Шаляпин велел гнать их в шею.

Ему предстояло исполнить партию Мефистофеля в одноименной опере Бойто, и сам Шаляпин, и посвященные в эту историю ждали, что клакёры отомстят. Но за весь спектакль не случилось ни одной провокации. Как писал потом Шаляпин в книге «Страницы из моей жизни»: «После я узнал, что и клакёры в Италии любят искусство, как вся остальная публика. Оказалось, я и клакёрам понравился».

И вот этот прославленный русский бас, укротитель миланской клаки, приезжает на Дон и…

Согласно первой версии его донских гастролей (с ней можно познакомиться в «Донском временнике» за 2003 г.), в местной прессе появилась публикация о том, что цены на билеты на концерт неимоверно завышены. Ее автор с негодованием писал о том, что в Петербурге, где, как бы сейчас сказали, уровень жизни намного выше ростовского, Шаляпин «...поет целую оперу, и это обходится театру в 1200 рублей, а у нас, не неся никаких расходов, кроме найма помещения и выпуска афиш, – он споет пять песенок и возьмет три с половиной тысячи…».

По этой версии, концерты Шаляпина в Ростове и Новочеркасске журналисты, в частности, сотрудники «Приазовского края», оценили не слишком высоко. Его декламационная манера исполнения им не понравилась: в спектакле она, может, и хороша. А когда певец без грима, сценического костюма и на голой сцене… Ну уж извините...

Шаляпин на газету обиделся, а пострадало от этого ростовское артистическое общество, в пользу которого он обещал перечислить часть средств от одного из выступлений. Не перечислил.

Потом-де был еще приезд в Ростов в августе 1904-го, и Шаляпин пожертвовал городскому певческому обществу 50 рублей и согласился считаться его почетным членом. Но после его концерта рецензент «Приазовского края» снова подтвердил, что Шаляпин, продолжая прежнее, похвалы от него не дождется. Фиг вам! Потому что «г-н Шаляпин (…) с чисто вокальной точки зрения не представляется нам выдающейся личностью».

Я поинтересовалась у музыковеда Натальи Мещеряковой, был ли такой взгляд на пение Шаляпина для России нетипичным, и в ответ услышала, что нет. Многие не понимали его новаторство, считали, что слово в опере – второстепенно. А он относился к нему очень серьезно. И работал над сценическим образом, как драматический актер, уйдя от оперных трафаретов в изображении чувств.

…Кстати, с тем, кто помогал Шаляпину усовершенствоваться в драматическом искусстве, связана интрига второй версии донских гастролей Шаляпина.

Извозчик, гони лошадей!

Его звали Мамонт Дальский. В то время, когда Шаляпин брал у него уроки, этот красавец трагик был звездой столичной сцены.

По второй версии (она подробно изложена в третьем номере журнала «Дон» за 1973 г.), к весне 1903-го Дальский ее уже покинул и зарабатывал на жизнь выступлениями в провинции. И вот неожиданно они встретились на Дону: один приехал сюда с драматическими постановками, другой – с концертами. Ростовская пресса высказывала опасение: не повредит ли Дальскому такая конкуренция?

Увы: поток желающих увидеть Дальского действительно уменьшился. Зато как, согласно этой версии, писал о концерте Шаляпина «Приазовский край»: «Никогда Новочеркасский театр не представлял из себя арены таких бурных единодушных восторгов». А Ростов?! А тот-де и вовсе не припомнит другого такого массового увлечения артистом, как проявленное публикой на шаляпинских концертах.

Маэстро сделал пожертвования в пользу пострадавших от еврейских погромов в Кишиневе и в пользу Ростовского общества защиты женщин.

Звезда заходящая (Дальский) и звезда разгорающаяся (Шаляпин) увиделись после давней разлуки, но зависть поверженного трагика омрачила встречу.

Во второй раз Шаляпин приехал на Дон только через семь лет, и вот тогда-то и произошел скандал с ценами на билеты. Хотя… Шаляпин, по этой версии, разрулил ситуацию так быстро, что скандала, можно сказать, и не было.

Дело в том, что еще в поезде ему попала в руки газета с заметкой о том, что из-за взвинченных цен на билеты посещение концерта Шаляпина многим ростовчанам недоступно.

Прямо с вокзала его антрепренер помчался на извозчике в типографию. Там спешно отпечатали дополнительные афиши, обещающие учащимся льготную цену. Поскольку доказательств того, что ты – учащийся, не требовалось, этой льготой воспользовались и другие.

В итоге – всеобщее удовлетворение и все счастливы.

Два шаляпинских приезда на Дон в таком изложении – это просто готовая мелодрама с хорошим концом. Добавить сюда воспоминаний детства и любовную интригу - и можно снимать кино.

«Братцы, петь хочу!»

Конечно, всюду, где появлялся Шаляпин, были рады, если бы он взял да запел. Бунин вспоминал, что однажды, приехав в московский литературный кружок «Среда», Шаляпин тотчас сказал: «Братцы, петь хочу».

А в Берлине Шаляпин запел, примеривая ботинки в обувном магазине. Обалдевший от счастья хозяин магазина, который понял, кто его посетил, презентовал ему две пары лучшей обуви. Когда же берлинские газеты написали об этом сенсационном экспромте, Шаляпин сказал, что и не думал обращать на себя внимание, а просто страсть как захотелось петь.

Но бывало так, что и лучшие приятели не могли уговорить Шаляпина спеть что-нибудь в их кружке, салоне или на вечеринке.

А вот завсегдатаям «пятниц» в новочеркасском Салоне Ивана Крылова повезло. Это было во время тех самых весенних гастролей 1903 года.

Я поинтересовалась у Елены Александровны Григоренко, зав. Домом-музеем Крылова, как же удалось Ивану Ивановичу заполучить такую знаменитость? Но для Григоренко в этом посещении Шаляпиным крыловской «пятницы» нет ничего удивительного.

- Дом Крылова был в то время в Новочеркасске своеобразным центром культуры. Это могло привлечь Шаляпина, - сказала она. – К тому же Крылов был известным на юге театральным художником…

Не могу удержаться от еще одного лирического отступления: немногие знают, что Шаляпин увлекался скульптурой и изобразительным искусством. Вот что рассказывал в этой связи художник Константин Коровин: Шаляпин, случалось, «целые дни лепил себя, смотря в зеркало. Брал краски и писал чертей, как-то особенно заворачивая у них хвосты. Причем бывал всецело поглощен своей работой: во время писания чертей держал язык высунутым в сторону. Ужасно старался(…). Когда приходил ко мне в декоративную мастерскую, то просил меня: «Дай мне хоть собаку пописать». Брал большую кисть и мазал, набирая много краски…».

Может, и на мольберте Крылова после той «пятницы» остался шаляпинский чертенок?

К сожалению, никто пока не воссоздал картину той встречи. Остались лишь детские воспоминания дочери Крылова о том, что Шаляпин держал ее на руках, да отзвуки разговоров: целая толпа собралась тогда под окнами дома, чтобы услышать Шаляпина.

Так что и в эпизоде с новочеркасской «пятницей» главным образом – вопросительные знаки…

А еще в одной книге о Шаляпине я прочла, что ростовский табачный фабрикант Хорошаев, когда Шаляпин был на пике славы и его портреты красовались и на конфетных обертках, и на этикетках мыла, водки и духов, изготовил папиросы высшего сорта, на коробках которых было начертано имя певца, а на мундштуках напечатан его портрет…

Историки, краеведы, у которых я пыталась узнать об этом фабриканте, ничего о Хорошаеве не слышали. Даже предположение было: а не из Ростова ли он Великого, нашего полутезки?..

- Если бы такая вещица попалась мне на глаза, я бы мимо нее не прошел, - сказал председатель Ростовского клуба коллекционеров Геннадий Лаптев.

Но в коллекции Геннадия Федоровича оказалась открытка с Шаляпиным «Привет из Ростова», и он любезно предоставил ее нам для публикации.

Кстати, Шаляпина посещала та грустная мысль, что к певцу судьба несправедливее, чем к поэту или художнику. Умрет – что останется?

Может быть, потому еще он охотно позировал не только профессиональным фотографам, но и любителям. А что из этого следует? Прежде чем расстаться с полувыцветшими снимками с незнакомыми вам людьми из альбомов ваших бабушек и прабабушек, повнимательнее в них вглядитесь: а вдруг там – он, легендарный русский певец Федор Иванович Шаляпин?..

08.02.2008г., «Наше Время».
.