rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Russian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Dutch English Estonian Finnish French Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Italian Japanese Korean Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

 

«От всей души благодарю…»
      В так называемом «Карманном ежедневнике» Л.Н. Толстого – записной книжке 1907 года №1 под датой «14 апреля» записано: «Мало спал. Писал Детский Круг Чтения много, но плохо. Ходил пешком по засеке… Читал брошюру Задера…
 
    Фамилия Задеры встречается в рукописном наследии писателя еще дважды – среди писем Толстого, написанных им собственноручно 14 апреля 1907 года и на следующий день. Первое из писем адресовано непосредственно Задере, а второе – сыну писателя Льву Львовичу.
 
    Так кто же такой Задера? И какую брошюру читал в тот день Толстой?
 
    Если полистать дореволюционную адресно-справочную книгу «Весь Ростов и Нахичеван н/Д», то в разделе «Алфавитный указатель жителей г. Ростова» мы прочтем: «Задера Григорий Пантелеймонович, Ул. Ященкова, 18. Приемный покой Владикавказской жел. дор. Телефон 13-56». Листая книгу дальше, увидим фамилию Задеры вторично – в списке фельдшеров нашего города.
 
zadera         Значит, ясно: Задера – ростовский фельдшер.
 
     Если же поискать еще и… Впрочем, стоит ли утомлять читателя кропотливыми поисками дополнительных данных о Задере, лучше вкратце изложить сведения, добытые из разных источников, в том числе и из бесед с его младшей дочерью Валерией Григорьевной.
 
     Происхождения Григорий Задера крестьянского. Однако землю не пахал. Девятнадцати лет – это было в 1890 году – получил свидетельство об успешном окончании Харьковской фельдшерской школы и вернулся на родину, в слободу Светова Лучка Купянского уезда, что на Харьковщине, - отрабатывал земскую стипендию, на которую учился. Спустя пять лет стал работать на железнодорожных медицинских пунктах, на станциях Лисичанск, Невинномысская, Сарепта, а в 1901 году переехал в Ростов-на-Дону и здесь обосновался до конца жизни.
 
     Григорий Задера был человеком одаренным и весьма трудолюбивым, причем по характеру своему совершенно нетерпимым к несправедливостям. А их вокруг было не счесть. Вот и стал лекарский помощник посылать сначала из родной слободы, а потом и из других мест, где жил, корреспонденцию за корреспонденцией в газету «Фельдшер», начавшую в 1891 году выходить в Петербурге. Писал Задера о бесправии фельдшеров, их материальном ущемлении, бытовом неустройстве и о преданности служебному долгу, самоотверженности скромных тружеников медицины.
 
     Он был автором не только небольших корреспонденций и заметок, но и, как мы теперь говорим, проблемных статей, очерков, рассказов, даже стихов и печатал их не только в медицинских периодических изданиях, но и в таких журналах и газетах, как «Русское богатство», «Жизнь для всех», «Нива», «Русское слово»…
 
      Позже Задера и сам стал редактором – издателем ежемесячного журнала «Фельдшерская мысль», который выпускал в Ростове в 1913-1915 годах.
 
      Задера – автор ряда книг. Среди них, в частности, - «Медицинские деятели в произведениях А.П. Чехова» и «Медицинские деятели А. П. Чехова в оценке доктора М.А. Штерна». Обе напечатаны в 1905 году. А в следующем году вышла в свет новая работа Задеры «Л. Н. Толстой о медицине и врачах». Речь о ней пойдет ниже.
 
      Таким образом, как видим, Задера не просто фельдшер, но и литератор, публицист, издатель и общественный деятель, ревностный поборник прав фельдшера, попиравшихся в дореволюционной России.
 
      Гигантская фигура Льва Толстого, его художественное и публицистическое творчество привлекали внимание людей самых разных профессий и интересов. В том числе – и пристальное внимание ростовского фельдшера Григория Задеры.
 
      Горячий поклонник Льва Толстого, большой энтузиаст, Задера решил собрать воедино и рассмотреть, проанализировать фрагменты тех художественных произведений Толстого, где среди прочих персонажей есть врачи, а также содержащиеся в публицистических статьях писателя его высказывания о медицине как о науке и о ее деятелях.
 
      К каким же результатам пришел Задера? Каково было отношение Толстого к медицине и врачам? Ответ на этот вопрос не однозначен.
 
      «Существует мнение, в особенности среди врачей, что Толстой отвергал многое, что все признают для человечества необходимым, отрицает науку вообще и медицину в частности. Но это не так. Толстой не отрицает необходимости и пользы науки и ее деятелей». Таким категорическим заявлением Задера начал свою книгу. Но тут же, несколькими строками ниже, написал: «Но такую науку и такую медицину, какая существует в наше время… Толстой осуждает безусловно». В чем же дело? А в том, что блага науки, блага медицины «составляют достояние лишь ничтожной части человечества», в то время, как «наука должна иметь своей целью пользу и благо всех людей, а не привилегированного меньшинства».
 
      Поэтому высказывания Толстого о деятелях науки, о медицинах нередко довольно резки, а врачи в художественных его произведениях в большинстве показаны людьми недалекими, но самоуверенными, вполне достойными того явного налета авторской иронии, которую, несомненно, должен чувствовать читатель.
 
      Когда человека одолевает болезнь, когда он умирает, «в это время, - писал Задера, - является на сцену медицина, врачи постукивают, выслушивают, ставят диагноз, прописывают лекарства, тянут с больного деньги, обзывают друг друга «шарлатанами», и в то же время выдерживают тон людей, «обладающих полной истиной», «непогрешимых». Безнравственность подобной ситуации очевидна, и ничего, кроме отрицания, это не могло вызывать у великого моралиста, каким был Лев Толстой.
 
      «Если бы научная медицина, - читаем далее в книге Задеры, - была основана прежде всего на началах нравственного отношения к больному, она могла бы – и весьма легко – проникнуть в народную среду». Однако медицина оставалась «наукой для богатых людей», и такую науку, такую медицину Толстой, естественно, отрицал.
 
      «Вылеченное от дифтерита одно дитя из тех детей, которые без дифтерита нормально мрут в России в количестве 50 процентов, и в количестве 80 процентов в воспитательных домах, не может убедить людей в благотворности науки», - решительно утверждал Толстой.
 
      «Строй нашей жизни таков – продолжает цитировать Толстого автор книги, - что не только дети, но большинство людей от дурной пищи, непосильной вредной работы, дурных жилищ, одежды, от нужды не доживают половины тех лет, которые они должны бы жить; строй жизни таков, что детские болезни, сифилис, чахотка, алкоголизм захватывают все больше и больше людей».
 
      И еще одна цитата, приведенная Задерой в заключительной части книги, цитата из статьи Толстого «О назначении науки и искусства»: «Главное бедствие народа, от которого происходят и распространяются и не излечиваются болезни, - это недостаточность средств для жизни».
 
      Разумеется, в книге Задеры нашли отражение и присущие великому писателю утопические взгляды на преобразование мира, его мнение о решающем значении религиозно-нравственного начала в деле изменения существующего порядка вещей. Толстой считал, что науке следовало бы «распространять между людьми правильные религиозные, нравственные и общественные понятия, вследствие которых сами собой уничтожались бы все эти бедствия».
 
       Работа Задеры «Л. Н. Толстой о медицине и о врачах» сразу получила довольно широкое распространение, ибо была напечатана в петербургском «Литературно-медицинском журнале» и одновременно отдельной книжкой в издании этого же журнала.
 
       Врачебная печать встретила его брошюру яростными нападками. Автора обвиняли в искажении, даже в умышленном извращении взглядов Толстого на медицину. Тогда Задере ничего не оставалось, как только послать свою книжку на суд самого Толстого. К книжке он приложил следующее письмо:
«Лев Николаевич.
 
   Написанная мною брошюра: «Л. Н. Толстой о медицине и врачах» вызвала взрыв негодования в среде врачей. Во всех врачебно-бытовых журналах они настойчиво обвиняют меня в «извращении» ваших идей. Преклоняясь, перед нравственной высотой вашего учения, я весьма дорожил тем, чтобы правильно понять и изложить Ваши мысли, насколько они относятся к медицине и врачам. И мне очень хотелось бы знать от Вас, извратил я Ваши идеи или нет. Будьте добры, Лев Николаевич, - если позволит Вам время, написать мне об этом несколько слов.
Искренно и глубоко уважающий Вас
                                     Гр. Задера».
 
      Письмо Задеры датировано 2 апреля 1907 года. А 14 апреля Лев Николаевич прочел его брошюру (об этом он и сделал в своем дневнике запись, о которой было сказано в начале данной статьи) и написал ответ автору. Время позволило. Но не только в этом дело. Видимо, Толстой и сам заинтересовался брошюрой. А кроме того, надо было ответить не только автору, приславшему книжку, но и собственному сыну – Льву Львовичу, который тоже прислал отцу ту же книжку по просьбе известного ученого физиолога И. Р. Тарханова и тоже просил высказать свое мнение о ней.
 
       Вот письмо, направленное Л. Толстым в Ростов Задере:
 
«Григорий Пантелеймонович.
       Я прочел вашу статью: «Толстой о Медицине и Врачах» и благодарю вас за вполне точное выражение моих мыслей и чувств о современной науке вообще и о медицине в частности.
       Особенно же порадовало меня в вашей статье выраженное вами сочувственное согласие с теми религиозно-нравственными основами, из которых само собой вытекает – и не может быть иначе – то отношение к современной науке и медицине, которое так верно выражено в вашей статье.
       От всей души благодарю вас,
                   Лев Толстой.
14 апреля 1907».
 
    Как рад, как счастлив был Григорий Пантелеймонович, получив письмо Толстого, нетрудно себе представить. Предмет законной гордости, оно, заключенное в рамку под стекло, всегда находилось на видном месте в квартире Задеры до самой его смерти.
 
    На следующий день, 15 апреля, Толстой ответил и сыну, жившему тогда в Петербурге:
 
     «Получил я, Лева, твою записочку о Задера и его брошюру и прочел ее. Пожалуйста, передай Тарханову, что мысли мои о современной науке и медицине выражены в ней совершенно точно и что я подписываюсь подо всем, что в ней написано, кроме неподобающей мне хвалы. Я написал ее автору».
 
    Обрадованный письмом Толстого Задера, стремясь поскорее дать отпор своим критикам, немедленно отправил это письмо в редакцию газеты «Фельдшер», в которой сотрудничал с первых ее номеров. 1 мая 1907 года газета напечатала толстовское письмо с острополемической редакционной припиской.
 
    Задера еще не раз выступал в печати со статьями на эту же тему. Так, августовский номер «Литературно-медицинского журнала» за 1908 год открывался его статьей»Л. Н. Толстой и медицина». В декабрьском номере 1914 года издававшегося им самим в Ростове-на-Дону журнала «Фельдшерская мысль» Задера напечатал «Предисловие и послесловие ко 2-му изданию книжки «Л. Н. Толстой о медицине и врачах». Здесь он поместил тексты своего письма к Л. Н. Толстому и его ответного, причем толстовское письмо было дано еще и в факсимильном воспроизведении. А само 2-е издание брошюры «Л. Н. Толстой о медицине и врачах» вышло в Ростове-на-Дону в 1915 году и тоже с факсимиле письма Толстого.
 
     Материал для данной статьи был собран и изложен на бумаге. Казалось бы, нужно ставить заключительную точку. Но параллельно шла и поисковая работа. В результате в самый последний момент посчастливилось выяснить новые обстоятельства, мимо которых пройти нельзя. Оказывается, Задера в 1907 году обратился к Толстому с письмом не впервые. До этого он писал ему еще дважды. В первый раз в 1900 году, когда жил и работал в Сарепте. В июне того года он запросил у Толстого разрешение сделать перевод на украинский язык некоторых из «народно – популярных», как он выразился, произведений писателя, помещенных в незадолго перед тем вышедшем из печати томе собрания сочинений Толстого. Прочитав письмо, Толстой пометил на конверте: «Ответить – все можно».
 
      Полный энергии и замыслов, Задера спустя два года снова писал Толстому, уже из Ростова. В этом письме, датированном 3 ноября 1902 года, автор с жаром доказывал необходимость фельдшеров в России, рассказывал об их труде и быте. Писал, что для поднятия интереса общества к фельдшерам задумал издать посвященный им литературный сборник. Обращался к Толстому с просьбой оказать содействие свершению задуманного выражением своего мнения по этому вопросу.
 
      Сведений об ответе Толстого на это письмо нет. Замысел неутомимого фельдшера-литератора не был осуществлен. Таковы контакты ростовского фельдшера Григория Задеры с великим писателем Львом Толстым.

 

.