По призванию души
Эту высокую, стройную, красивую женщину я часто встречал на смотрах художественной самодеятельности, регулярно проводившихся в Ростове. Многие годы она руководила танцевальным кружком Ростовского университета, затем — детским балетным коллективом Дома ученых, хореографическим кружком Дома работников просвещения. Имя Галины Александровны Лерхе, энтузиаста самодеятельного творчества нередко можно было встретить и в программках ростовских театров в роли балетмейстера - постановщика танцевальных номеров детворы.
Я видел почти все поставленные ею балетные представления. И те, что шли на сценических площадках, и те, что были показаны по Ростовскому телевидению. Увлеченная работой, Галина Александровна с воодушевлением говорила о своих питомцах, способных ребятах, с прилежанием овладевавших нелегким искусством танца. Оставаясь простой, скромной, она никогда не рассказывала о себе. И только сравнительно недавно, уже после ее смерти, я узнал удивительную историю ее жизни. Оказалось, что в молодости она была знаменитой танцовщицей, таланту которой аплодировали не только в нашей стране, но и за рубежом.
Лерхе начала свой путь в искусство в Ростове. Школьницей, в первые годы Советской власти, она поступила в хореографическую студию Маториной, ученицей известного балетмейстера М. М. Мордкина. Не прошло и двух лет, как в Ростов приехал оперный театр, в котором балетмейстером был видный постановщик и педагог Михаил Федорович Моисеев. В театр стали набирать молодых танцовщиков в кордебалет. Приняли и Галину Лерхе. «И стали мы «артистами балета» в возрасте 15—16 лет, — пишет в своих заметках балерина. — Спасибо судьбе, что попали мы в настоящий театр с очень культурными и талантливыми руководителями. Я думаю, что, не преувеличивая, могу сказать, — это был блистательный сезон без всяких скидок на трудное время, отсутствие средств, материалов, пищи, топлива, но было горенье и спектакли были настоящие».
При театре была балетная студия. Молодые артисты не только участвовали в спектаклях, но одновременно и учились. По совету прима-балерины К. И. Сальниковой-Моисеевой, Галина Лерхе поехала в Москву, к знаменитому Мордкину, чтобы в его школе учиться балетному искусству. Здесь она пробыла до 1924 года.
После года работы в Бакинском оперном театре судьба привела Лерхе в Ленинград. Здесь она продолжала учиться у крупных мастеров — А. М. Монахова, А. И. Чекрыгина, М. Ф. Романовой (матери Галины Улановой). Стала выступать с сольными номерами на эстраде. Как правило, это происходило в кинотеатрах. «Однажды в кинотеатр, где я работала, - вспоминала Лерхе, - пришел Мономахов Михаил (была в Ленинграде тогда уже прославленная пара Спокойская и Мономахов) и предложил мне работать сним (он поссорился со Спокойскоии искалсебе партнершу). У меня, конечно, дыхание сперло... Я начала выступать уже с партнером, и при том отличным... Я стала популярной эстрадной танцовщицей». Четыре года пробыла Лерхе в Ленинграде. Танцевальный дуэт Лерхе — Мономахов стал примечательным явлением Ленинградской эстрады.
Театральный деятель, выдающийся режиссер и балетмейстер Николай Михайлович Фореггер, знавший Лерхе по Ленинграду, ставивший для нее танцевальные миниатюры, высоко ценивший ее талант, пригласил Галину Алексаидровну вместе с Моиомаховым в Харьковский театр оперы и балета, который он возглавил в 1929 году (Харьков тогда был столицей Украины). «Четыре года работы в Харькове, — вспоминала Лерхе, — »то самые счастливые годы моей творческой жизни... Это Фореггер, режиссер-новатор, талантливый и умный. Учитель с большой буквы».
Первым балетом с ее участием был поставленный Н. Фореггером «Футболист» В. Оранского. Она исполнила главную роль. «Всеобщее признание получили новые премьеры Г. Лерхе и М. Мономахов, характерные танцовщики с прекрасными внешними данными и большим сценическим темпераментом», — писала местная газета. А вот отзыв о танцовщице, выступившей в центральной роли в балете «Ференджи» Б. Яновского, приведенный в книге «Харьковский театр» оперы и балета»: «В атом балете раскрылась артистическая одаренность Г. Лерхе. Образ баядерки Индоры... одна из самых лучших работ способной артистки, которая показала целую гамму переживаний своей героини». Кроме исполнения ведущих партий в ряде балетных спектаклей — «Ференджи», «Дон Кихоте», «Эсмеральде» и других, артистка не прекращала и своих выступлений на эстраде с танцевальными концертными программами. Удавались ей и народные танцы.
В 1934 году столицей Украины становится Киев, и Лерхе переходит в Киевский театр оперы и балета имени Т. Г. Шевченко. Здесь она одновременно с балетными спектаклями подготовила творческий вечер камерного танца. Его программа, рассчитанная на два отделения, состояла из игровых этюдов, которые в своей совокупности дали артистке возможность нарисовать яркий образ молодой современницы. Этот вечер камерного танца был вначале показан в Киеве, затем повторен в Харькове, а также в Москве, где он проходил в помещении Камерного театра. Успех был огромный. О нем написано много добрых слов. В статье «Мастер хореографической миниатюры. Вечер Галины Лерхе», помещенный в киевской газете «Пролетарская правда» (11 апреля 1934 г.), ее автор М. Шелюбский писал, что танцовщица «говорит языком движений так же заражающе и увлекательно, как драматический актер словом, певец – звуком, живописец – цветом… В небольших хореографических этюдах Лерхе много талантливых и разнообразных , находок, много жизнерадостности и задора, свойственных юности». Писатель И. Бабель, посмотрев танцы Г. Лерхе, был восхищен талантом молодой танцовщицы и сказал, что они «в стиле Айседоры Дункан», которую он знал.
В 1935 году Лерхе с труппой советских танцоров участвовала в Международном фестивале танца в Лондоне. Здесь она вместе с сильнейшими украинскими танцорами блеснула в исполнении гопака. Об огромном успехе на этом фестивале рассказала в «Известиях» Викторина Кригер. Тепло написал об этом советский посол в Великобритании И. М. Майский.
В этом же году Лерхе была переведена в Москву, став солисткой балета Большого театра. Дебютировала она на этой прославленной сцене в танце басков в балете «Пламя Парижа» Б. Асафьева. По словам видевшей этот спектакль музыкального критика Г. Троицкой, Лерхе «танцевала огненно, с большим темпераментом» (Из письма к автору этих строк). Затем выступила в балете «Спящая красавица». Игравшая снейвэтом спектакле Ольга Лепешинская сообщила мне, что помнит Лерхе в роли феи Карабос, что «роль была ею сделана превосходно». И добавляет: «Она пользовалась большим успехом и была хорошим товарищем».
Я обратился к одному из постановщиков «Спящей красавицы», в чьей редакции шел этот балет — известному танцовщику и балетмейстеру) А. М. Мессереру с просьбой поделиться своими воспоминаниями о Г. А. Лерхе. Он прислал большое письмо, подробно рассказал о работе над спектаклем. «Вспоминая Галину Александровну Лерхе, — писал он, — у меня осталось о ней впечатление, как об одной из талантливых танцовщиц характерного плана балета Большого театра». Говоря о Лерхе в роли феи Карабос, А Мессерер пишет: «Она замечательно ярко исполнила эту партию и произвела на постановщиков, да и на весь коллектив балета сильное, неизгладимое впечатление. О ней заговорили, как о выдающейся актрисе».
В Большом театре Лерхе успела выступить и в роли второй жены в «Бахчисарайском фонтане». И в Москве она не прекращала деятельности эстрадной танцовщицы. Среди других эстрадных номеров этого времени выделяется танец, посвященный современной испанской женщине.
В 1937 году судьба Галины Александровны Лерхе круто изменилась. Только в 1949 году она возвращается в Ростов, в котором двадцать лет отдала детской художественной самодеятельности. Из поставленных ею с детьми и для детей балетных спектаклей назовем хореографические миниатюры «Любимые сказки»: «Гадкий утенок», «Пастушка и трубочист», «Когда все уснули» и другие.
Галина Александровна была добрым, душевным человеком, любила людей. До конца жизни она оставалась влюбленной в театр, в искусство, которому верно послужила на своем веку.