rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Russian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Dutch English Estonian Finnish French Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Italian Japanese Korean Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

 

По призванию души
 
Эту высокую, стройную, красивую женщину я часто встречал на смот­рах художественной самодея­тельности, регулярно прово­дившихся в Ростове. Многие годы она руководила танце­вальным кружком Ростовского университета, затем — детским балетным коллективом До­ма ученых, хореографи­ческим кружком Дома работ­ников просвещения. Имя Галины Александровны Лерхе, энту­зиаста самодеятельного твор­чества нередко можно было встретить и в программках ростовских театров в роли балетмейстера - постановщика танцевальных номеров детворы.
     Я видел почти все постав­ленные ею балетные представ­ления. И те, что шли на сце­нических площадках, и те, что были показаны по Ростовско­му телевидению. Увлеченная работой, Галина Александровна с воодушевлением говорила о своих питомцах, способных ребятах, с прилежанием овла­девавших нелегким искусством танца. Оставаясь простой, скромной, она никогда не рас­сказывала о себе. И только сравнительно недавно, уже после ее смерти, я узнал уди­вительную историю ее жизни. Оказалось, что в молодости она была знаменитой танцовщицей, таланту которой апло­дировали не только в нашей стране, но и за рубежом.
     Лерхе начала свой путь в искусство в Ростове. Школьни­цей, в первые годы Советской власти, она поступила в хо­реографическую студию Маториной, ученицей известного балетмейстера М. М. Мордкина. Не прошло и двух лет, как в Ростов приехал оперный театр, в котором балетмейсте­ром был видный постановщик и педагог Михаил Федорович Моисеев. В театр стали наби­рать молодых танцовщиков в кордебалет. Приняли и Гали­ну Лерхе. «И стали мы «артистами балета» в возрасте 15—16 лет, — пишет в своих заметках балерина. — Спаси­бо судьбе, что попали мы в настоящий театр с очень культурными и талантливыми руководителями. Я думаю, что, не преувеличивая, могу сказать, — это был блиста­тельный сезон без всяких скидок на трудное время, от­сутствие средств, материалов, пищи, топлива, но было горенье и спектакли были настоящие».
   При театре была балетная студия. Молодые артисты не только участвовали в спектак­лях, но одновременно и учи­лись. По совету прима-бале­рины К. И. Сальниковой-Моисеевой, Галина Лерхе поехала в Москву, к знаменитому Мордкину, чтобы в его школе учиться балетному искусству. Здесь она пробыла до 1924 года.
    После года работы в Ба­кинском оперном театре судь­ба привела Лерхе в Ленин­град. Здесь она продолжала учиться у крупных мастеров — А. М. Монахова, А. И. Чекрыгина, М. Ф. Романовой (матери Галины Улановой). Стала выступать с сольными номерами на эстраде. Как правило, это происходило в кинотеатрах. «Однажды в кинотеатр, где я работала, - вспоминала Лерхе, - пришел Мономахов Михаил (была в Ленинграде тогда уже про­славленная пара Спокойская и Мономахов) и предложил мне работать сним (он поссо­рился со Спокойскоии искалсебе партнершу). У меня, ко­нечно, дыхание сперло... Я начала выступать уже с парт­нером, и при том отличным... Я стала популярной эстрадной танцовщицей». Четыре года пробыла Лерхе в Ленинграде. Танцевальный дуэт Лерхе — Мономахов стал примечательным явлением Ленинградской эстрады.
   Театральный деятель, выдаю­щийся режиссер и балетмейстер Николай Михайлович Фореггер, знавший Лерхе по Ле­нинграду, ставивший для нее танцевальные миниатюры, вы­соко ценивший ее   талант, пригласил Галину   Алексаидровну вместе с Моиомаховым в Харьковский театр оперы и балета, который он возглавил в 1929 году (Харьков   тогда был столицей Украины). «Че­тыре года работы в Харькове, — вспоминала Лерхе, — »то самые счастливые годы моей творческой жизни... Это Фореггер, режиссер-новатор, талантливый и умный. Учитель с большой буквы».
   Первым балетом с ее учас­тием был поставленный Н. Фореггером «Футболист» В. Оранского. Она исполнила главную роль. «Всеобщее признание получили новые премьеры Г. Лерхе и М. Мономахов, характерные танцовщики с прек­расными внешними данными и большим сценическим тем­пераментом», — писала местная газета. А вот отзыв о танцовщице, выступившей в цент­ральной роли в балете «Ференджи» Б. Яновского, приве­денный в книге «Харьковский театр» оперы и балета»: «В атом балете раскрылась арти­стическая одаренность Г. Лер­хе. Образ баядерки Индоры... одна из самых лучших работ способной артистки,   которая показала целую гамму пережи­ваний своей героини». Кроме исполнения ведущих партий в ряде балетных спектаклей — «Ференджи», «Дон Кихоте», «Эсмеральде» и других, ар­тистка не прекращала и своих выступлений на эстраде с танцевальными концертными программами. Удавались ей и народные танцы.
    В 1934 году столицей Укра­ины становится Киев, и Лер­хе переходит в Киевский те­атр оперы и балета имени Т. Г. Шевченко. Здесь она од­новременно с балетными спек­таклями подготовила творче­ский вечер камерного танца. Его программа, рассчитанная на два отделения, состояла из игровых этюдов, которые в своей совокупности дали ар­тистке возможность нарисо­вать яркий образ молодой современницы. Этот вечер камерного танца был вначале по­казан в Киеве, затем повторен в Харькове, а также в Моск­ве, где он проходил в помещении Камерного театра. Ус­пех был огромный. О нем написано много добрых слов. В статье «Мастер хореографи­ческой миниатюры. Вечер Га­лины Лерхе», помещенный в киевской газете «Пролетар­ская правда» (11 апреля 1934 г.), ее автор М. Шелюбский писал, что танцовщица «гово­рит языком движений так же заражающе и увлекательно, как драматический актер словом, певец – звуком, живописец – цветом… В небольших хореографических этюдах Лерхе много талантливых и раз­нообразных , находок, много жизнерадостности и задора, свойственных юности». Писа­тель И. Бабель, посмотрев танцы Г. Лерхе, был восхи­щен талантом молодой танцовщицы и сказал, что они «в стиле Айседоры Дункан», ко­торую он знал.
    В 1935 году Лерхе с труппой советских танцоров участво­вала в Международном фести­вале танца в Лондоне. Здесь она вместе с сильнейшими украинскими танцорами блесну­ла в исполнении гопака. Об огромном успехе на этом фе­стивале рассказала в «Извес­тиях» Викторина Кригер. Теп­ло написал об этом советский посол в Великобритании И. М. Майский.
    В этом же году Лерхе была переведена в Москву, став солисткой балета Большого те­атра. Дебютировала она на этой прославленной сцене в танце басков в балете «Пла­мя Парижа» Б. Асафьева. По словам видевшей этот спек­такль музыкального критика Г. Троицкой, Лерхе «танцева­ла огненно, с большим темпераментом» (Из письма к ав­тору этих строк). Затем вы­ступила в балете «Спящая красавица». Игравшая снейвэтом спектакле Ольга Лепешинская сообщила мне, что помнит Лерхе в роли феи Карабос, что «роль была ею сде­лана превосходно». И добав­ляет: «Она пользовалась боль­шим успехом и была хорошим товарищем».
    Я обратился к одному из постановщиков «Спящей кра­савицы», в чьей редакции шел этот балет — известному тан­цовщику   и   балетмейстеру) А. М. Мессереру с просьбой поделиться своими воспоми­наниями о Г. А. Лерхе. Он прислал большое письмо, под­робно рассказал о работе над спектаклем. «Вспоминая Гали­ну Александровну Лерхе, — писал он, — у меня осталось о ней впечатление, как об од­ной из талантливых танцовщиц характерного плана балета Большого театра». Говоря о Лерхе в роли феи Карабос, А Мессерер пишет: «Она за­мечательно ярко   исполнила эту партию и произвела на постановщиков, да и на весь коллектив балета сильное, не­изгладимое впечатление. О ней заговорили, как о выдающейся актрисе».
   В Большом театре Лерхе ус­пела выступить и в роли второй жены в «Бахчисарайском фонтане». И в Москве она не прекращала деятель­ности эстрадной танцовщицы. Среди других эстрадных но­меров этого времени выделя­ется танец, посвященный сов­ременной испанской   женщине.
    В 1937 году судьба Галины Александровны Лерхе круто изменилась. Только в 1949 го­ду она возвращается в Рос­тов, в котором двадцать лет отдала детской художествен­ной самодеятельности. Из пос­тавленных ею с детьми и для детей балетных спектаклей назовем хореографические миниатюры «Любимые сказки»: «Гадкий утенок», «Пастушка и трубочист», «Когда все усну­ли» и другие.
   Галина Александровна бы­ла добрым, душевным чело­веком, любила людей. До кон­ца жизни она оставалась влюбленной в театр, в искусство, которому верно послужила на своем веку.
 
 
.