rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Russian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Dutch English Estonian Finnish French Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Italian Japanese Korean Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

«Каждый день – по острию ножа» –

так характеризовал свои рабочие будни Василий Алексеевич Пушкарев. Он не был инкассатором, летчиком-испытателем, пожарным. Он работал в Государственном Русском музее в Ленинграде, потом – в Центральном Доме художников в Москве. Директором - и там, и там.

12ОДНАЖДЫ В ПАРИЖЕ его принимала 79-летняя Зинаида Серебрякова - та самая Серебрякова, полотна которой были заметным явлением на выставках начала прошлого века. Она знала лишь те времена, когда директор солидного музея был в России фигурой. Соответственно – и прием.

Пушкарев говорил, что сам себя зауважал после приема у Серебряковой: привык ведь, что директор музея – что мальчик для битья…

Впрочем, этот «мальчик для битья» ухитрялся и при Сталине (в Русском музее Пушкарев директорствовал с 57-го года), и при Хрущеве, и при Брежневе упорно гнуть свою линию. Исходил из того, что «и в ту, и в другую эпоху исправно действовала триада правил: инициатива наказуема, за самостоятельность надо платить и, если идти правильной дорогой в обход, можно кое-что сделать».

«Линия» Пушкарева заключалась в непрестанном пополнении коллекции Русского музея. Причем не только всеми признанной классикой, но и произведениями современных мастеров. И таких, как Малевич, Филонов, Шагал. И еще более современных, у кого тогда не было имени (сегодня они известны всему миру). У Пушкарева было чутье на талант.

Другое дело, что многое из собранного им было неодобряемо властями и потому обречено на пребывание в запасниках.

Пушкарев придумывал хитроумные планы, плел интриги, чтобы в конце концов показать выдающихся современных мастеров широкой публике. Так было в 66-м, когда, обведя вокруг пальца высокопоставленных чиновников, он получил разрешение открыть выставку Петрова-Водкина.

Еще одним замечательным даром обладал Пушкарев: он умел произвести на собеседника такое впечатление, пустить разговор по такому руслу, что и коллекционеры, и художники продавали ему ценнейшую вещь почти за так. А то и вовсе дарили.

В публикациях о Пушкареве, которые во всероссийской прессе раздались прощальным салютом после его смерти, в 2002 году, Василия Алексеевича называли ростовчанином. Это не совсем точно. В Ростове он действительно жил, учился в ростовской «грековке». Но родился Пушкарев, как свидетельствует «Донской современник», в слободе Анастасиевка Области Всевеликого Войска Донского. Было это ровно 90 лет тому назад.

1 марта 2005г., «Наше Время».
.