Тайна великолепной Федоровой
Зоя Федорова в 40-е годы имела непостижимую для сегодняшних кинозвезд популярность, признательность и любовь зрителей. Потом ее имя покрылось завесой тайны и вынужденного забвения. Существует много версий и интерпретаций, связанных с этой паузой в 12 лет. Расскажу ту, которую слышала из уст самой Зои Алексеевны. В юности я работала на Ростовской студии кинохроники, где снимали документальные фильмы и киножурналы. Однажды Сергей Стародубцев (сам человек-легенда) предложил руководству киностудии снять первый художественный (!) рекламный киноролик. Эту идею поддержали (для сведения тех, кто сегодня нападает на рекламную продукцию, хочу напомнить, что она была и 30 лет назад. Правда, не в таких объемах). На роли утвердили двух ростовских актеров - Галину Иванову и Георгия Мартиросяна (теперь столичная знаменитость) и заслуженную артистку РСФСР Зою Федорову. Сюжет ролика был более чем прост. В сельской местности должна состояться свадьба. Главная героиня (З. Федорова) выдает замуж свою дочку. Идут последние приготовления к приему гостей, молодые уже поехали в загс. Но в самый неподходящий момент появляется козел (что нынче было бы особо актуально), который стягивает со стола скатерть и, соответственно, все, что на ней уже выставлено, разбивает посуду. Все в шоке. Кроме главной героини - она бежит в сельский прокатный пункт. Когда появляются молодожены, то на столах стоит более красивая, новая посуда! Зоя Федорова оказалась очень обаятельным человеком. Снимали и работали быстро, легко и самозабвенно. Вечерами, конечно, не хотелось расставаться с Зоей Алексеевной, и под разными предлогами - вкусно покормить, показать достопримечательности и т.д. - приглашали ее в гости или приходили к ней в гостиницу сами. Всем хотелось узнать, что стоит за прочерком в автобиографии знаменитой актрисы с 1944 по 1956 годы. И она без тени оглядки или страха поделилась с нами своими воспоминаниями. В молодости, когда слава, в полном смысле, свалилась на нее, от поклонников не было покоя. Но судьба распорядилась так, что она познакомилась с сотрудником морского атташата посольства США, впоследствии контр-адмиралом Джексоном Р. Тейманом. Влюбилась и была счастлива. В то время такого рода связь было необходимо скрывать, что влюбленные и делали. Но однажды Зоя Алексеевна получила личное приглашение в Кремль. На столь ответственное свидание надела шикарный вечерний туалет, в назначенное время ожидала в кабинете аудиенции. И каково было ее недоумение, когда к ней вышел сам Лаврентий Берия в домашнем халате. Давая тем самым сразу понять, зачем ее привезли в «святая святых» советского государства. Федорова, как могла, корректно высказала свое возмущение, на что Лаврентий Павлович мило улыбнулся, попрощался и проводил до двери. В машине Зоя Федорова увидела уникальный букет, составленный из голубых роз. У нее вырвались слова восхищения, и тут же она услышала: «А цветы положишь себе на гроб!» Это был комментарий водителя (по тем временам человека, абсолютно лишенного права голоса). Через два дня Зою Алексеевну арестовали за связь с иностранным шпионом. Она получила (без суда и следствия) 25 лет лишения свободы. В лагере она родила дочку - Вику, и ее забрала на воспитание отсидевшая к тому времени свой срок Лидия Русланова. Отца девочки сразу выслали из СССР. Он очень долгое время ничего не знал о судьбе Федоровой. Но не отчаивался. Постоянно писал в разные инстанции письма с запросами. Ему никто не отвечал. И только через 20 лет (!) он получил письмо, в котором его настоятельно просили оставить Зою Федорову в покое, так как у нее помимо вашей дочери, много других детей и забот... Так Тейман узнал о своей дочери и еще с большей настырностью стал разыскивать свою любимую. Упорство его увенчалось успехом. Они сначала списались, потом созвонились. И как раз в то время, когда Зоя Алексеевна находилась в Ростове на съемках, решалась судьба их ребенка - Виктории Федоровой. Она должна была поехать к отцу в США. В 1975 году власти так просто еще никого не выпускали за кордон. Вике на «Мосфильме» (она к тому времени тоже снималась и даже стала знаменитой) выдали характеристику, в которой недвусмысленно говорили, что она легкого поведения, нечиста на руку. Но, несмотря ни на что, Виктория выехала к отцу. Познакомилась в самолете с пилотом. Влюбилась. Вышла замуж. Осталась в США. Родила ребенка. И постоянно звала к себе мать. Зоя Алексеевна после окончания съемок поддерживала со мной дружеские отношения, тем более что по роду своей деятельности я часто бывала в Москве. Она же приезжала в Ростов с программой «Товарищ кино». Поэтому, когда в 1981 году я в очередной раз приехала в столицу, сразу стала дозваниваться к ней, но то было занято, а то как будто телефонную трубку кто-то брал, но молчал. И однажды я наобум прокричала: «Зоечка, Федоровна, это я - ваша любимка Наталья из Ростова». И вдруг в ответ услышала ее голос - холодный и бесстрастный: «Зачем вы сюда звоните?!» И послышались короткие гудки. Я была не то что удивлена - поражена и потрясена. Даже обиделась. Но через два дня всю Москву обожгла новость - Зою Федорову убили в собственном доме. Позже мне ее сестра рассказала о том, что перед смертью ей часто звонили по телефону и угрожали. Поэтому она в дом никого не впускала, а таких, как я, дорогих ей людей ограждала от лишних неприятностей. Она была уверена, что ее телефон прослушивается. В момент убийства на столе стояли две чашки, из которых пили кофе. Зоя Алексеевна встала, чтобы взять какую-то книгу, и получила пулю в спину...
"Газета Дона" (Ростов-на-Дону) 6(217) от 05-02-2003
|