КАК РОСТОВСКУЮ ЖИЗЕЛЬ УБИВАЮТ ПОСЛЕ СМЕРТИ
Завтра - день рождения великой балерины Ольги Спесивцевой (1895-1991 годы). Той, которую Серж Лифарь называл одной из граций XX века. Наряду с Карсавиной, Павловой...
Ростовчане гордятся тем, что балерина, признанная лучшей в мире исполнительницей партии Жизели, родилась в Ростове. Три года назад, во время празднования 100-летия со дня рождения балерины, ростовчане внесли посильную лепту в ее мировое чествование - в память о ней в областной филармонии состоялся торжественный вечер.
Ольга Александровна закончила свои дни на «Толстовской ферме» (в пансионате, организованном в США Анной Львовной Толстой для престарелых русских эмигрантов-аристократов). Умерла, можно сказать, в одиночестве…
Однако ростовчане с интересом следят за прессой, рассказывающей об их великой землячке. С интересом смотрят фильмы о ней. К примеру, художественный - «Мания Жизели», документальный - «Божественная Жизель»…
Недавно по каналу «Культура» был показан новый фильм производства «Леннаучфильма» - «Лидочка».
К сожалению, этот канал по-прежнему нам недоступен. Но те, кто видел фильм, рассказывают, что «Лидочка» - о жизни малоизвестной балерины Мариинского театра двадцатых годов Лидии Ивановой. Девушка погибла во время лодочной прогулки с друзьями по Финскому заливу.
Но при чем здесь Спесивцева? А при том, что создатели фильма (очевидно, пожелав придать своей работе дополнительную остроту) ввели в сценарий театральную сплетню, обвинившую когда-то в гибели Лидочки... Ольгу Александровну.
В газете «Экран и сцена», вступая в полемику с создателями «Лидочки», сценарист картины «Божественная Жизель» М. Меркель настаивает на абсурдности этой версии. «Это все равно что обвинить Уланову в убийстве Семеновой», - приводит она в публикации слова Б.А. Львова-Анохина. И замечает, что Спесивцева после отъезда из России ведущих балерин (Карсавиной, Кшесинской, Преображенской, Чернышовой) держала на своих плечах весь репертуар Мариинского театра. Потом и сама уехала из России. ЗА ТРИ МЕСЯЦА ДО ГИБЕЛИ ИВАНОВОЙ...
Во Франции, а потом в Америке Ольга Александровна очень тосковала по родине. Может, поэтому западная пресса, восхищаясь талантом балерины, называла ее «Красной Жизелью». Однако цепь трагических случайностей не позволила Спесивцевой вернуться домой.
Она заболела. На долгие годы балерину заточили в психиатрическую клинику.
После выздоровления Ольга Александровна прожила еще 28 лет. В последние годы ее жизни с нею сдружился донской художник, также выехавший когда-то на постоянное местожительство в Америку, - Харитонов. Он приезжал в Ростов в канун 100-летия со дня рождения балерины. Отзывался о ней, как о «совершенно святой женщине».
Высказывая свои суждения относительно версии, выдвинутой создателями «Лидочки», исследователь жизни О.А. Спесивцевой, культуролог, доцент Ростовского государственного университета Л.И. Корсикова заметила:
- Все, должно быть, очень просто: для того, чтобы фильм смотрелся, нужна была «клубничка». Вот и вспомнили старую театральную сплетню.
Едва ли не в каждом театре блуждают всякого рода домыслы. Иногда просто невероятные. Относиться к ним серьезно нельзя. Ведь мы знаем: гений и злодейство - несовместны.
Жаль, что даже после смерти зловредные слухи не оставляют в покое Ольгу Александровну. Отчего образ «ростовской Жизели» по-прежнему полон трагизма...
17 июля 1998г., «Вечерний Ростов».
|